Сущностная характеристика понятия «тайм-менеджмент» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 11.11.2020

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Лебедева, А. А. Сущностная характеристика понятия «тайм-менеджмент» / А. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75002/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье представлен анализ разных подходов к трактовке термина «тайм-менеджмент». Рассмотрено понятие «тайм-менеджмент» как процесс и как система. Дана характеристика типов тайм-менеджмента.

Ключевые слова: время, управление временем, тайм-менеджмент, повышение эффективности.

В переводе с английского языка «тайм-менеджмент» означает «управление временем». Тайм-менеджмент включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются сотрудником самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени и повышения подконтрольности возрастающего объема задач [8]. Иногда для обозначения таких технологий применяются также термины «самоменеджмент», «персональная (личная) организация труда», «управление временем», «организация времени».

Сегодня в отечественном менеджменте существует множество подходов к трактовке термина «тайм-менеджмент».

По мнению А. Ю. Мыздриковой тайм-менеджмент — это технология:

– направленная на организацию времени и повышение эффективности его использования (самое распространенное и общепризнанное определение) [1];

– помогающая организовать деятельность, акцентируя внимание на необратимости времени (более широкое понимание) [3];

– позволяющая использовать невосполнимое время вашей жизни в соответствии с целями и ценностями [2];

– представляющая собой определенный набор способов и методов, направленный на сокращение временных затрат и выполнение каких-либо дел без потери качества [14].

М. Н. Гнатив пишет, что тайм-менеджмент подразумевает под собой действие или совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определенные виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность [6].

Разными авторами тайм-менеджмент рассматривается как процесс и как система.

Тайм-менеджмент — это процесс:

– организации, планирования и распределения времени между конкретными видами деятельности [2];

– направленный на тренировку сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность [5]; входит в систему управления знаниями в организации [15];

– сознательного контроля над количеством времени, потраченного на определенные виды деятельности, при котором намеренно реализуется увеличение его эффективности и продуктивности [11];

– контроля затрат времени на выполнение определенных задач, что позволяет выполнять их более продуктивно [12];

– сознательного контроля человека над рабочим временем, затраченным на определённый вид деятельности или ее фрагмент, конкретного субъекта [16].

Тайм-менеджмент — это система:

– планирования, организации, учёта и контроля использования рабочего и личного времени с целью повышения эффективности работы [4];

– включающая в себя сочетание действий, инструментов, технологий и методов управления временем [11];

– навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач в реализации проектов и целей [7];

– методик управления временем, главной задачей которой является максимизация эффективности его использования [11].

Г. А. Архангельский понимает под управлением временем управление собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов.

Д. Литвак отмечает, что тайм-менеджмент — это концепция, согласно которой слово TIME — это аббревиатура, обозначающая собственно время (time), информацию (information), деньги (money) и энергию (energy) [10].

Основная идея тайм-менеджмента — выполнение работы с меньшими затратами, в лучших условиях и с более качественными результатами. При этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворенностью от работы. Как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций, достижение цели кратчайшим путем. Основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением времени [9].

Различают персональный (личный), ролевой (профессиональный) и социальный тайм-менеджмент [11].

Персональный тайм-менеджмент тесно связан с личностным саморазвитием и осуществляется лично человеком, целью которого является повышение эффективности своей деятельности. Для этого каждый человек применяет собственные методы и подходы, извлекая информацию из разных источников, а также свои идеи по повышению эффективности использования личного времени.

Ролевой тайм-менеджмент позволяет человеку достигать максимальной эффективности, выполняя определенную социальную роль, чаще — профессиональную. Тайм-менеджмент — это на 50 % психология трудовой деятельности и ещё на 50 % методы повышения эффективности труда, заимствованные из НОТ (научной организации труда). В таком тайм-менеджменте обычно требуется помощь профессионального консультанта.

Социальный тайм-менеджмент относится в основном к межличностным отношениям и (или) коллективному управлению временем нескольких людей. Распространенный пример данного тайм-менеджмента — корпоративный. Большая часть усилий социального управления временем основана на оптимизации процессов взаимодействия людей (бизнес-процессов, организационных и коммуникационных процессов), и только впоследствии некоторое внимание уделяется именно методам тайм-менеджмента.

Типы тайм-менеджмента и их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типы тайм-менеджмента и их характеристика [11]

Тип

Характеристика

Индивидуальный

Ролевой

Социальный

Субъект управления

Человек

Тайм-менеджмент консультант

Тайм-менеджмент консультант

Объект управления

Человек

Личность (профессионал)

Группа людей (коллектив, организационная подструктура)

Цель

Достигнуть каких-либо личных целей

Достигнуть максимальной эффективности при выполнении определённой социальной роли

Оптимизировать процесс и результат выполнения организационных функций, включая взаимоотношения

Предмет

Личный опыт, навыки, знания, умения

Профессиональные умения и способности, план поведения

Нормы, правила, стандарты, алгоритм, методы деятельности и коммуникации

Мотивация

Внутренняя: личный интерес, стремление быть лучше

Отчасти внутренняя (повышение компетентности), отчасти внешняя (сложности в работе)

Внешняя: неактивная и малоэффективная работа; трудности в управлении группой

Современный тайм-менеджмент — это комплексная система управления собой и своей деятельностью, состоящая из следующих основных ступеней [13]:

– Эффективность (нижняя ступень) — это ответ на вопрос: «Как ехать?» (если рассматривать жизнь как некое путешествие).

– Технология (вторая ступень) — это ответ на вопрос: «На чём ехать?», позволяет находить наиболее успешные решения. Данные технологии должны быть тесно связаны со стратегией, тогда они создают комплекс инструментов принятия решений. Как быстро настроиться на работу? Как найти нужные аргументы? Как найти творческое, нестандартное решение проблемы в кратчайшие сроки?

– Стратегия (третья ступень) — это ответ на вопрос: «Куда ехать?». Каковы ваши стратегические и тактические цели? Продуман ли алгоритм их достижения? Организована ли ваша повседневная деятельность в соответствии с вашими целями?

– Философия (четвёртая ступень) — это ответ на вопрос: «Зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие? Как осознать свои жизненные ценности? Как найти смысл жизни и нужно ли его вообще искать?

Литература:

  1. Акматалиева Ч. Т. Тайм-менеджмент и его роль в жизни современного человека / Ч. Т. Акматалиева, М. А. Сучков. //Сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается — Кыргызстан: 2016. — С. 284–285.
  2. Алиев Э. А. Тайм-менеджмент как инструмент достижения результатов / Э. А. Алиев, А. Э. Сабитова, Н. Н. Кочеткова. //Материалы VIII Международной научно-практической конференции: Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики. — Архангельск: 2017. — С. 25–29.
  3. Архангельский Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы / Г. А. Архангельский // 2-е изд. — СПБ: 2007. — 448 с.
  4. Ахметова Г. З. Тайм-менеджмент как современный подход к управлению временем / Г. З. Ахметова, К. В. Волчецкая, К. Э. Тюрина. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 20. — С. 70–71.
  5. Борисова М. М. Технологии тайм-менеджмента / М. М. Борисова, З. Б. Губжоков. // Сборник: Подготовка менеджеров для системы столичного образования: опыт и перспективы сборник материалов серии круглых столов. Московский государственный педагогический университет. — М.: 2016. — С. 59–72.
  6. Гнатив М. Н. Разработка системы персонального тайм-менеджмента на основе данных о ритме жизни человека с носимых устройств / М. Н. Гнатив, Е. А. Суханова. // Сборник материалов ХХXVI Международной научно-практической конференции: Перспективы развития информационных технологий. — М.: 2017. –С. 21–26.
  7. Графодатская А. С. Актуальность, проблемы и перспективы развития тайм-менеджмента / А. С. Графодатская, В. А. Поникаров // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2014) тезисы докладов всероссийской научной студенческой конференции. — М.: 2014. — 182 с.
  8. Ермоленко Ю. А. Технологии тайм-менеджмента как элемент системы управления организацией / Ю. А. Ермоленко. // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: Современная наука: теория и практика. — Сызрань:2018. — С. 147–150.
  9. Кафарова О. Е. Основные теоретические проблемы современного тайм-менеджмента / О. Е. Кафарова // Философия социальных коммуникаций. — 2011. — № 2 (15). — С. 6–16.
  10. Кириллова Е. А. К вопросу о понятии тайм-менеджмента / Е. А. Кириллова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. — 2016. — № 4–1 (75). — С. 102–105.
  11. Корзенков М. Ю. Основы тайм-менеджмента: предпосылки управления временем / М. Ю. Корзенков // Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: в 3 частях. — Калуга: 2018. — С. 68–71.
  12. Ляндау Д. М. Инструменты тайм-менеджмента / Д. М. Ляндау// Управление в России: проблемы и перспективы. — 2018. — № 1. — С. 41–45.
  13. Медведева В. Р. Тайм-менеджмент. Развитие навыков эффективного управления временем: учебное пособие / В. Р. Медведева; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. — Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет, 2017. — 92 с.: табл., ил. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560859 (дата обращения: 19.01.2020). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–7882–2266–0. — Текст: электронный.
  14. Мыздрикова А. Ю. Тайм-менеджмент как новое направление в современном управлении / А. Ю. Мыздрикова, О. В. Расторгуева, Е. А. Панявина// Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7–3. — С. 49–51.
  15. Недугов А. И. Практические проблемы освоения тайм-менеджмента / А. И. Недугов, Ф. В. Шутилов// Производственный менеджмент: теория, методология, практика. — 2016. — № 6. — С. 134–138.
  16. Плахтей З. Р. Управление рабочим временем в дошкольной образовательной организации / З. Р. Плахтей // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 3 (32). — С. 63–70.
Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, время, повышение эффективности, TIME, личное время, максимальная эффективность, рабочее время, сознательный контроль, социальная роль, социальный тайм-менеджмент.


Задать вопрос