Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, М. О. Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования / М. О. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74991/ (дата обращения: 25.04.2024).



В результате анализа научной литературы по теме психологических предпосылок формирования химических зависимостей, мы пришли к выводу о том, что формирование зависимости тесно связано с психологическими факторами, достаточно часто это говорит о неудовлетворенности потребностей различных уровней от физиологической до потребности в признании или безопасности. То есть, возможно говорить о фрустрации потребностей, как одной из предпосылок формирования химической зависимости, и не только формирования, но и поддержания химически зависимым человеком этого состояния.

Одним из эффективных видов психологической помощи, который способен скорректировать уровень фрустрации у химически зависимых людей, на наш взгляд, является групповое психологическое консультирование.

В процессе научного исследования была проведена диагностика уровня личностной и социальной фрустрации. Диагностический этап исследования представил собой работу с группой людей, проходящих реабилитацию в реабилитационном центре «Воля» подразделении «Багульник» г. Усолье-Сибирское, и страдающих от различного рода химических зависимостей (алкоголизм, наркомания), численность группы составляет 10 человек: 5 мужчин, 5 женщин. Целью диагностики определено выявление признаков личностной и социальной фрустрации.

Проведена экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко) и экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации (Л. И. Вассерман) [1]. Результаты проведенной диагностики представлены на рисунках 1, 2.

Результаты экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации

Рис. 1. Результаты экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации

Об уровне личностной фрустрации можно судить по следующим показателям: 10–12 баллов — очень высокий уровень фрустрации; 5–9 баллов — устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше — низкий уровень фрустрации.

Результаты экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации

Рис. 2. Результаты экспресс-диагностика уровня социальной фрустрации

Если испытуемый набирает 3,5–4 балла, то у него очень высокий уровень социальной фрустрированности; 3–3,4 балла — повышенный уровень фрустрированности; 2,5–2,9 балла — умеренный уровень фрустрированности; 2–2,4 балла — неопределенный уровень фрустрированности; 1,5–1,9 балла — пониженный уровень фрустрированности; 0,5–1,4 балла — очень низкий уровень; 0–0,5 балла — фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что уровень личностной фрустрации у испытуемых низкий, однако диагностика уровня социальной фрустрации показывает очень высокий уровень социальной фрустрированности абсолютно у всех испытуемых.

Социальная фрустрированность как вид психической напряженности обусловлена неудовлетворенностью личности на данный момент жизни собственными достижениями и положением в социальной иерархии. Как было сказано ранее, причинами возникновения аддиктивного процесса являются затруднения в социальной сфере. Следовательно, исходя из результатов проведенной диагностики, необходимо определить дальнейшую стратегию коррекции уровня социальной фрустрации у химически зависимых испытуемых. Основными точками воздействия будут являться:

– усиление Суперэго как компонента психики, отвечающего за моральные установки человека, нормы поведения и моральные запреты. Как известно, Сверх-Я формируется в процессе воспитания человека, следовательно, в процессе психологического консультирования необходимо реализовать обучающие и побуждающие методы консультирования. Необходимо активировать такие функции Сверх-Я как самонаблюдение и формирование идеалов;

– работа с вытесненными чувствами, в случае если вытеснение является результатом фрустрированной потребности. Вытеснение заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. В результате негативных переживаний, связанных с фрустрированной социальной потребностью, человек использует алкоголь или наркотики для переключения своего сознания и отвлечения себя от фрустрирующей ситуации;

– путем моделирования фрустрирующих ситуаций производить поиск и закреплять навыки конструктивного поведения в данных ситуациях, путем применения моделирующих, обучающих и трансформирующих методов психологического консультирования, что в дальнейшем может способствовать устранению затруднений в социальной среде, как причины фрустрации;

– вербализация внутренних потребностей необходима для выведения потребности на уровень сознания, создание словесного образа потребности во внешнем мире, может способствовать пониманию приемлемых путей удовлетворения данных потребностей;

– налаживание межличностных контактов также необходимо для снижения уровня социальной фрустрации, данная точка воздействия может быть активирована путем применения моделирующих, побуждающих и обучающих методов психологического консультирования, которые в данном контексте могут быть успешно применены именно в рамках группового консультирования.

Литература:

  1. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие для студентов ВУЗов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов / М: изд-во Института Психотерапии, 2002. — 516 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная фрустрация, личностная фрустрация, балл, проведенная диагностика, психологическое консультирование, высокий уровень, диагностик уровня, результат экспресс-диагностика уровня, уровень фрустрации, экспресс-диагностик уровня.


Похожие статьи

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше

Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо

Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана...

Предмет исследования — взаимосвязь уровня личностной...

 В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня личностной зрелости и уровня общей враждебности, а также ее компонентов (мстительности и обидчивости) на выборке респондентов 21–37 лет, мужчин и женщин.

Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов...

Предлагаемый материал направлен на диагностику личностных качеств, определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности, толерантности, оказывающих существенное влияние на социальную адаптацию подростков — мигрантов.

Диагностика психологических личностных характеристик...

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса.

Результаты психолого-педагогического исследования по...

Результаты диагностики адаптивности, дезадаптивности (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.) со студентами 1 курса Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Код студента.

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

В связи с этим изучение уровня адаптации, тревожности и уровня проявления стресса первокурсников при адаптации к условиям обучения в вузе является актуальным и. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации. Особенности адаптации студентов в вузе.

Личностные особенности подростков и риск развития...

Фрустрация: 60 % низкий уровень,35 % средний уровень, 5 % высокий уровень фрустрации.

На итоговом занятии с подростками было проведена повторная диагностика, направленная на анализ динамики самооценки и степени изменения уровня компьютерной...

Диагностика агрессивного поведения подростков...

Перед нами была поставлена цель,провести диагностику определяющий уровень агрессии у

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы

Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 70 % учащихся, что говорит...

Результаты определения уровня личностной тревожности...

Уровень тревожности пациентов с нарушениями приема пищи значительно отличается. Им свойственны тревожность как личностная черта и

Высокий уровень (средний балл — 14,6) накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне может...

Похожие статьи

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше

Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо

Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана...

Предмет исследования — взаимосвязь уровня личностной...

 В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня личностной зрелости и уровня общей враждебности, а также ее компонентов (мстительности и обидчивости) на выборке респондентов 21–37 лет, мужчин и женщин.

Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов...

Предлагаемый материал направлен на диагностику личностных качеств, определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности, толерантности, оказывающих существенное влияние на социальную адаптацию подростков — мигрантов.

Диагностика психологических личностных характеристик...

В статье приводятся результаты диагностика психологических личностных характеристик студентов, занимающихся средствами гандбола

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса.

Результаты психолого-педагогического исследования по...

Результаты диагностики адаптивности, дезадаптивности (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса К., Даймонда Р.) со студентами 1 курса Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Код студента.

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

В связи с этим изучение уровня адаптации, тревожности и уровня проявления стресса первокурсников при адаптации к условиям обучения в вузе является актуальным и. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации. Особенности адаптации студентов в вузе.

Личностные особенности подростков и риск развития...

Фрустрация: 60 % низкий уровень,35 % средний уровень, 5 % высокий уровень фрустрации.

На итоговом занятии с подростками было проведена повторная диагностика, направленная на анализ динамики самооценки и степени изменения уровня компьютерной...

Диагностика агрессивного поведения подростков...

Перед нами была поставлена цель,провести диагностику определяющий уровень агрессии у

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы

Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 70 % учащихся, что говорит...

Результаты определения уровня личностной тревожности...

Уровень тревожности пациентов с нарушениями приема пищи значительно отличается. Им свойственны тревожность как личностная черта и

Высокий уровень (средний балл — 14,6) накапливаемого эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне может...

Задать вопрос