В данной статье рассматривает транснациональная преступность с акцентом на экономическом направлении данной деятельности. Автор данной работы представил анализ понятия транснациональной экономической преступности, а также обозначил с учётом способов борьбы с данным явлением в мировом масштабе и на региональном уровне основные направления стандартизации данного процесса.
Ключевые слова : транснациональная экономическая преступность, международно-правовые меры с борьбы с транснациональной экономической преступностью, организованная преступность
Транснациональная экономическая преступность, являясь проблемой для мирового сообщества, непосредственно отражается и на экономических системах конкретных государств. Соответственно, противодействие данному негативному явлению — задача не только мирового сообщества в целом, но и государств в частности. В этом направлении межправительственные организации приняли ряд действий, закладывающих основу для борьбы с транснациональной преступностью на внутригосударственном уровне.
Однако, для начала следует разобраться, что представляет из себя явление транснациональной экономической преступности. Пристальным изучением данной проблематики занимались эксперты Организации Объединенных Наций, которые констатировали, что именно преступность в форме международного бизнеса несёт в себе более серьёзную угрозу, нежели преступность традиционного типа [6, с. 193]. Подобный взгляд на явление транснациональной экономической преступности предопределил и определенные меры борьбы с ним на уровне данной международной организации. Так, результатом разработок в данной области стало принятие 15 ноября 2000 г. резолюцией 52/25 Генеральной Ассамблеи Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В данном международном документе определены признаки и классификация видов международной преступной деятельности, в числе которых указана и экономическая преступность, которая, по мнению экспертов ООН, вызывает наиболее негативные последствия для различных государств. Рассматриваемая Конвенция ООН в п. 2 статьи 3 указывает ряд признаков, по которым преступление можно охарактеризовать как транснациональное, в частности:
— оно совершено в более чем одном государстве;
— оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
— оно совершено в одном государстве, но при непосредственном участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
— оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
Следовательно, транснациональное преступление — это преступление, которое носит межгосударственный характер, в силу специфики выполнения его объективной стороны (места совершения — территория нескольких государств, осуществление стадий совершения преступления на территории разных государств, наступление преступных последствий для нескольких государств), а также особенностей, исходящих из института соучастия (организованная преступная группа, осуществляющая свою деятельность в более чем одном государстве). Детальнее же следует рассмотреть понятие транснациональной экономической преступности. В нормах международного права и национального права определения понятия транснациональной преступности не предлагается. Однако с распадом СССР постсоветские государства были вынуждены в одиночку решать проблемы с преступностью, увеличилась и активность научного обозрения в данной области. Так, В. С. Овчинский, В. Е. Эминов, Н. П. Яблоков в своих работах делали акцент на том, что транснациональная экономическая преступность представляет собой сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ, породившее новую криминальную ситуацию, которая требует для ее разрешения неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов [4, с. 400]. Представляется, что при определении данного понятия необходимо руководствоваться рядом признаков, выделенных Д. Н. Юхновичем на основе анализа международных актов и различных точек зрения исследователей. К числу данных признаков относятся:
— высший уровень профессиональной преступности и наличие международных связей;
— определенная рациональность, которая находит проявление в способности учитывать в своей деятельности благоприятную рыночную конъюнктуру (как легальную, так и нелегальную) в одном или нескольких государствах, высоком уровне адаптации к изменениям в различных сферах жизни, многовариантности преступного бизнеса;
— реализуется, как правило, путем незаконного перемещения через границы товаров, денег, людей, информации на основе законных форм осуществления экономической деятельности, а также использования пробелов в зарубежном законодательстве и значительных различий в системах уголовного правосудия разных стран;
— вовлечение в криминальную деятельность лиц с достаточно высоким уровнем определенной экономической профессиональной подготовки, а также специализация участников преступных формирований на конкретных видах экономической деятельности;
— мотивация при совершении преступлений — извлечение существенной экономической выгоды, в силу чего в сферу данного вида преступности попадают исключительно те виды деятельности, которые способны принести высокую прибыль [2, с. 72].
Следовательно, унификация признаков деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в нормах уголовного права различных государств является одним из средств борьбы с транснациональной экономической преступностью, так как преступное сообщество активно использует различия в законодательствах государств в целях осуществления криминальной деятельности, что указано в одном из перечисленных признаков рассматриваемого явления. Представляется, что определенный стандарт в данной области правотворчества должен устанавливаться нормами международного права. Данная идея в целом получает реализацию. Так, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. установила, что под «мерами по борьбе с отмыванием денежных средств» следует признавать то, что государства-участники устанавливают всеобъемлющий внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков и небанковских финансовых учреждений. Соответственно, можно сказать, что по борьбе с транснациональной экономической преступностью государства должны применять как внутренние меры, рекомендуемые международными нормами, так и средства сотрудничества с другими государствами в противодействии данному явлению. Подобные средства сотрудничества в настоящее время активно применяются между странами СНГ. Центральным звеном в данной деятельности стран СНГ является Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (БКБОП). Деятельность БКБОП непосредственно связана с обеспечением эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и государственных органов государств-участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений [5, с. 73]. Существование подобной профильной организации, имеющей достаточно узкую специализацию, подчеркивает актуальность данной проблемы на уровне определенных регионов мирового сообщества.
Следует отметить, что деятельность международных организаций и заключение соответствующих международных договоров в данной сфере не является единственным средством решения проблемы, так как данные меры противодействия не охватывают весь спектр рассматриваемого явления, не могут решить определенные проблемы, возникающие из-за специфики средств, задействованных в реализации транснациональной экономической преступности. Важна деятельность каждого государства. Затруднения представляют различия правовых систем стран, различия в трактовке наказуемости и ненаказуемости деяний, различия в культуре правосудия. В частности, некоторые государства до сих пор не признают допустимость в суде доказательств, полученных при помощи осведомителей из преступной среды [3, с. 16]. В то же время для эффективного противодействия транснациональной экономической преступности данный метод необходим, так как он имеет значение не только для доказывания по конкретному уголовному делу, но и для борьбы с явлением, в целом, так как позволяет «посмотреть на ситуацию изнутри».
Таким образом, стандартизация мер противодействия транснациональной экономической организованной преступности должна заключаться в международно-правовой унификации мер борьбы посредством заключения международных договоров с учетом особенностей и специфики правовых систем отдельных государств-участников. Соответственно, главные меры по противодействию требуется сосредоточить во внутренней деятельности государств, которые должны быть направлены на борьбу с отдельными компонентами данного явления.
Литература:
- «Конвенция против транснациональной организованной преступности» (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // СПС «КонсультантПлюс»
- Баранов В. М., Чупров А. Ю. Транснациональная экономическая преступность: сущность и основные направления противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 7. С.72.
- Воронин Ю. А., Беляева И. М., Кухтина Т. В. Система контроля над организованной преступностью: национальные и транснациональные аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 3. С. 16
- Основы борьбы с организованной преступностью: монография / под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: Инфра-М, 1996. С. 400.
- Ревин В. П. Международные меры борьбы с транснациональной организованной преступностью: правовые подходы // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 2. С. 73
- Юхнович Д. Н. Транснациональная экономическая преступность: понятие, её виды и признаки. // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4 (53). С. 193