Фирменное наименование коммерческой организации как средство индивидуализации участников гражданского оборота | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Метельский, Г. С. Фирменное наименование коммерческой организации как средство индивидуализации участников гражданского оборота / Г. С. Метельский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74972/ (дата обращения: 25.01.2022).



Фирменное наименование — это обозначение, которое служит для индивидуализации юридического лица. Фирменное наименование может быть использовано лишь коммерческими организациями, под которым они и выступают в гражданском обороте [1, с. 567].

Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Зарубежный опыт коллег из Армении показывает, что законодательством возможно установление обязанности регистрации фирменного наименования в патентном ведомстве. Примечательно то, что такая регистрация должна быть осуществлена до регистрации самого юридического лица [1, с. 572].

Основным критерием для создания фирменного наименования является его уникальность . Так, в ч.3 ст. 1013 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, что не может быть зарегистрировано фирменное наименование, которое позволит отождествить юридическое лицо с другим юридическим лицом, имеющим похожее до степени смешения наименование.

Поскольку фирменное наименование служит, прежде всего, для индивидуализации и отличия одного юридического лица от другого, его можно использовать практически повсеместно: на товарах и их упаковке, в рекламе, официальных бланках и иной документации, на ярмарках и выставках товаров и т. д. Фирменное наименование также может быть использовано в качестве товарного знака организации, если такой товарный знак будет надлежащим образом зарегистрирован.

По общему правилу отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, что и отличает его от товарного знака. Отчуждение и переход права на фирменное наименование возможны лишь в случае реорганизации юридического лица или отчуждения предприятия в целом. При этом обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу на условиях лицензионного договора использовать такое наименование. Практике широко известны случаи предоставления такой лицензии в рамках заключения договора франчайзинга, предметом которого является комплекс прав (на товарные знаки, фирменное наименование и т. д.).

Важно отметить, что в случае заключения лицензионного договора в нем необходимо обусловить меры, исключающие введение потребителя в заблуждение. Такое положение законодатель установил в ч.2 ст.1016 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Более того, п.7 ст.910 4 определяет, что при осуществлении пользователем деятельности по договору франчайзинга, он обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование на основании договора франчайзинга [2].

Вышеприведенными нормами законодатель акцентирует особое внимание упомянутому критерию уникальности фирменного наименования. Несмотря на это судебной практике известен случай, когда Суд не согласился с фактом введения потребителя в заблуждение относительно фирменного наименования. Спор был рассмотрен в 2009 году. Истец ООО «З» в исковом заявлении суду просил запретить ответчику Т. использовать обозначение «zimaletto» в доменном имени www.zimaletto.by в сети Интернет и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления. Истец утверждал, что Ответчик неправомерно и без разрешения Истца ввел в оборот название, схожее до степени смешения с фирменным наименованием Истца. В данном случае Суд вынес решение в пользу Ответчика [3].

Доктрина определяет, что не всякое юридическое лицо может стать субъектом исключительного права на фирменное наименование, а только то, которое является коммерческой организацией. Та же норма содержится и в гражданском законодательстве Российской Федерации (п.1 ст.1473 ГК РФ). Индивидуализация коммерческих организаций способствует обеспечению ясности и устойчивого торгового оборота, осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства и развитию торгового оборота в целом. Именно для реализации данных целей существует необходимость соблюдения уникальности и различительной способности фирменного наименования [1, с. 565].

Так, по общему правилу фирменное наименование юридического лица должно содержать:

− Указание на его организационно-правовую форму;

− «Собственно наименование юридического лица».

В целях упрощения восприятия требований к фирменным наименованиям в национальном законодательстве автор ниже приводит таблицу, в которой освещает требования к фирменным наименованиям всех возможных в Беларуси организационно-правовых форм [2].

Организационно-правовая форма

Требование к фирменному наименованию

Хозяйственные товарищества

Полное

Должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество» (ч.3 ст.66 ГК РБ).

Командитное

Должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и «коммандитное товарищество» (ч.4 ст.81 ГК РБ).

Хозяйственные общества

ООО

Должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» (ч.2 ст.86 ГК РБ).

ОДО

Должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью» (ч.2 ст.94 ГК РБ).

Акционерное общество

Должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным (ч.2 ст.96 ГК РБ).

Производственный кооператив

Должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель» (ч.2 ст.107 ГК РБ).

Унитарные предприятия

Унитарное предприятие

Должно содержать указание на форму собственности, если иное не установлено законодательными актами (ч.3 ст.113 ГК РБ).

Дочернее предприятие

Должно содержать указание на форму собственности, если иное не установлено законодательными актами, а также слово «дочернее» (ч.3 ст.113 ГК РБ).

Предприятие, основанное на праве оперативного управления

Должно содержать указание на то, что предприятие является казенным (ч.3 ст.115 ГК РБ).

Необходимо отметить, что автором затронуты общие требования к фирменным наименованиям. В Беларуси также действует Постановление Министерства юстиции РБ от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154 «Об утверждении Положения о согласовании наименования коммерческих и некоммерческих организаций». Данными документами был определен перечень органов, осуществляющих согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Тем не менее, некоторые функции государственных органов по согласованию фирменных наименований сейчас ограничены из-за эпидемиологической ситуации. Так, 22 мая 2020 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2020 г. № 305 «О мерах по предотвращению распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» были введены меры, приостанавливающие возможность личного обращения граждан для согласования наименований организаций. Данная мера будет действовать до принятия особого решения Правительства Республики Беларусь [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы регулирования фирменных наименований в Республике Беларусь раскрыты в доктрине и достаточно урегулированы законодателем. При этом возникает ряд трудностей в использовании фирменных наименований, сходных до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками. Судебная практика не позволяет определить однозначно позицию суда по таким делам, поэтому крайне важно, учитывая требования и законодателя, и доктрины, принимать во внимание перспективы возникновения возможных рисков.

Литература:

  1. Право интеллектуальной собственности: учебник / под ред. И. А. Близнеца. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2016. — 896 с.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт.1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.05.2019 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
  3. Судебная практика по охране интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/intell/tm/a9b1132539247fb2.html, — Дата доступа: 15.10.2020.
  4. Согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minjust.gov.by/directions/unified_state_register/coordination_names/, — Дата доступа: 15.10.2020.
Основные термины (генерируются автоматически): фирменное наименование, юридическое лицо, Беларусь, наименование, исковое заявление, лицензионный договор, общее правило, организационно-правовая форма, судебная практика, товарный знак.


Задать вопрос