Медико-биологическое сопровождение пловцов на этапе начальной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.11.2020

Статья просмотрена: 558 раз

Библиографическое описание:

Могутов, А. М. Медико-биологическое сопровождение пловцов на этапе начальной подготовки / А. М. Могутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 461-464. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74966/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современный спорт предъявляет высокие требования к уровню физического здоровья и функционального состояния спортсменов. Именно поэтому, особую значимость приобретает изучение влияния биомедицинского сопровождения учебно-тренировочного процесса спортсменов на их физическую и функциональную подготовленность, а также соревновательную результативность. Реформирование отечественной системы физического воспитания и спорта, начавшееся в последние годы и продолжающееся по сей день, уделяет особое внимание разработке нормативных требований медико-биологического сопровождения спортивной деятельности.

В настоящее время проблеме медико-биологического сопровождения уделяется достаточно внимания и на законодательном уровне. Так, проектом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) от 23.03.18 закреплено понятие медико-биологического сопровождения спортсменов как комплекса мероприятий, направленных на отбор одаренных в спорте детей, контроль состояния здоровья, реабилитацию и психологическую поддержку занимающихся спортом [23]. Кроме того, действуют новые профессиональные стандарты тренера, тренера-преподавателя, инструктора-методиста и других специалистов в области физической культуры и спорта, которые требуют владения соответствующими компетенциями в области медико-биологического обеспечения (МБО) тренировочного процесса [22]. Особую значимость эффективно организованная система МБО имеет в учебно-тренировочном процессе детей и подростков, поскольку от состояния здоровья и соревновательной результативности юных спортсменов зависит будущее отечественного спорта. По этой причине, требования к организации медико-биологического сопровождения нашли свое отражение в федеральных стандартах по видам спорта, и, в частности, в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Плавание» [21].

В рамках определения эффективности влияния процесса медико-биологического сопровождения нами проведено исследование, целью которого стало изучение показателей физического развития, функционального состояния, физической работоспособности и уровня развития физических качеств юных пловцов в динамике годичного тренировочного цикла. Исследование было выполнено на базе Государственного автономного учреждения Архангельской области «Региональный центр спортивной подготовки «Поморье. Участниками исследования стали мальчики 10–12 лет, занимающиеся спортивным плаванием на этапе начальной подготовки в составе 10 человек. Тренировочный процесс юных пловцов проходит в плавательном бассейне «Водник» г. Архангельска. Объем физической нагрузки участвующих в исследовании юных спортсменов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение объема тренировочной нагрузки на начальном этапе в учебно-тренировочной группе 1-го года обучения

Показатель

Объем нагрузки

Общее количество тренировочных часов в неделю

6

Количество тренировочных занятий в неделю

3

Общее количество тренировочных часов в год

312

Общее количество тренировочных занятий в год

156

Количество дней учебно-тренировочных сборов в год

21

Количество контрольных спортивных соревнований в год

3

В рамках реализации исследования мы использовали батарею тестов, охватывающих антропометрические параметры, функциональные показатели, уровень физической работоспособности и физической подготовленности (общей и специальной). Учитывая, что наше эмпирическое исследование охватывает годичный цикл подготовки 2019/2020 года, мы посчитали оптимальным провести 3 среза исследования, границы которых обусловлены сменой характерных мезоциклов учебно-тренировочного процесса (подготовительного и соревновательного). По завершению всех срезов исследования, полученные данные прошли статистическую обработку. Выполнен анализ темпов прироста исследуемых показателей в межсрезовые периоды, а также проведено сравнение результатов тестирования с должными величинами. Результаты исследования представлены ниже в виде графиков и таблиц. Для обработки результатов использован метод сравнения на основании критерия Стьюдента. Оценка темпов прироста физических качеств выполнена на основании методики Усакова.

Сводные результаты исследования антропометрических параметров представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели физического развития мальчиков 10–12 лет, занимающихся плаванием в процессе годичного исследования (М±m)

Показатели

ЭГ ( n = 10)

P

Срез 1

Срез 2

Срез 3

Длина тела, см

143,80 ± 2,04

146,90 ± 1,88

149,90 ± 1,82

1–2***; 2–3***; 1–3***

Масса тела, кг

35,20 ± 1,60

37,30 ± 1,82

39,90 ± 1,82

1–2***; 2–3***; 1–3***

ОГК, см

72,04 ± 1,01

73,59 ± 0,95

75,05 ± 0,90

1–2***; 2–3***; 1–3***

Длина руки, см

64,71 ± 0,92

66,11 ± 0,84

67,46 ± 0,82

1–2***; 2–3***; 1–3***

Длина ноги, см

79,23 ± 1,13

80,94 ± 1,03

82,59 ± 1,00

1–2***; 2–3***; 1–3***

Мускулатура плеча, %

12,60 ± 1,09

13,15 ± 1,08

14,29 ± 1,03

1–2**; 2–3***; 1–3***

Динамометрия, кг

22,29 ± 1,23

22,57 ± 1,24

22,97 ± 1,20

1–2*; 2–3***; 1–3***

Проба Шаповаловой, усл. ед.

95,68 ± 10,39

109,42 ± 10,02

124,14 ± 9,36

1–2***; 2–3***; 1–3***

Примечание: * — P<0,05; ** — Р<0,01; ***-Р<0,001

Можно отметить, что в обследуемой группе присутствует благоприятная динамика по всем антропометрическим и силовым показателям физического развития на уровне вероятности p<0,05, p<0,01 и p<0,001. Темпы прироста силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса расцениваются как отличные, вызванные целенаправленным педагогическим воздействием при активном использовании естественных сил природы. Увеличение мускулатуры плеча можно рассматривать как хорошее, обусловленное естественным физиологическим приростом и наличием целенаправленного педагогического воздействия. Прирост кистевой силы и антропометрических показателей следует расценивать как неудовлетворительный, являющийся следствием лишь естественного физиологического роста.

Сводные результаты исследования функциональных показателей представлены в таблице 3.

Таблица 3

Функциональные показатели детей 10–12 лет, занимающихся плаванием, за период исследования (М±m)

Показатели

ЭГ ( n = 10)

P

Срез 1

Срез 2

Срез 3

ЖЕЛ, мл

2946,3 ± 69,36

3089,3 ± 58,25

3173,1 ± 49,21

1–2***; 2–3***; 1–3***

Проба Руфье, усл. ед.

12,08 ± 1,39

10,02 ± 1,08

8,61 ± 0,82

1–2**; 2–3**; 1–3**

PWC-170, усл. ед.

836,20 ± 77,48

899,90 ± 76,46

968,30 ± 74,49

1–2***; 2–3**; 1–3***

Примечание: * — P<0,05; ** — Р<0,01; ***-Р<0,001

Следует отметить благоприятную динамику показателей дыхательной функции, сердечно-сосудистой деятельности и физической работоспособности. Уровень развития дыхательной мускулатуры высокий, темпы его прироста обусловлены естественным физиологическим развитием. Регуляция сердечно-сосудистой деятельности находится на уровне выше среднего и развивается под воздействием целенаправленной физической подготовки и естественных сил природы. Уровень физической работоспособности соответствует среднему, а его динамика обусловлена естественным физиологическим ростом при наличие целенаправленного педагогического воздействия.

Анализ физических качеств у детей 10–12 лет, занимающихся плаванием выполнен на основании 5 двигательных тестов, характеризующих уровень развития координационных, скоростно-силовых, собственно-силовых способностей, выносливости и гибкости. Выбор тестов обоснован требованиями соответствия физической подготовленности обучающихся нормативам комплекса ГТО [ГТО]. По результатам тестирования выполнена итоговая бальная оценка и рассчитан индекс физической готовности (ИФГ).

Результаты тестов и их изменение в динамике периода исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели развития физических качеств мальчиков 10–12 лет, занимающихся плаванием в процессе годичного исследования (М±m)

Показатели

ЭГ ( n = 10)

P

Срез 1

Срез 2

Срез 3

Прыжок в длину с места, см

158,00 ± 4,61

162,00 ± 4,36

165,50 ± 4,18

1–2***; 2–3**; 1–3***

Наклон вперед, см

3,00 ± 0,96

4,25 ± 0,84

4,80 ± 0,85

1–2**; 2–3**; 1–3**

Подъемы туловища, к-во раз

23,40 ± 2,13

25,90 ± 1,94

28,10 ± 1,80

1–2***; 2–3***; 1–3***

Дистанция 3 км, мин

41,44 ± 1,32

39,23 ± 1,20

37,78 ± 0,92

1–2***; 2–3**; 1–3***

12-ти минутное плавание, м

640,50 ± 28,52

671,50 ± 26,07

708,50 ± 25,18

1–2***; 2–3***; 1–3***

В целом за период годичного учебно-тренировочного цикла у мальчиков 10–12 лет, занимающихся плаванием, на основании динамики, выявлена отличная двигательная подготовка в развитии гибкости и общей силовой выносливости, обусловленная целенаправленным педагогическим процессом при активном влиянии естественных сил природы. В специальной выносливости темпы прироста в большей степени обусловлены естественным физиологическим приростом и естественной двигательной активностью. Прирост скоростно-силовых способностей обусловлен естественным физиологическим развитием.

Изменения показателя индекса физической готовности представлены на рисунке 1. Результат на конец исследования соответствует уровню выше среднего, а темпы прироста статистически значимы и достоверны (p<0,05), что позволяет судить об эффективности влияния комплексного медико- биологического сопровождения учебно-тренировочного процесса юных пловцов на развитие физических качеств.

Изменения индекса физической готовности детей 10–12 лет, занимающихся плаванием, в динамике учебно-тренировочного процесса 2019/2020 года (n=10)

Рис. 1. Изменения индекса физической готовности детей 10–12 лет, занимающихся плаванием, в динамике учебно-тренировочного процесса 2019/2020 года (n=10)

Таким образом, по результатам исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. В обследуемой группе присутствует благоприятная динамика по всем протестированным показателям на уровне вероятности p<0,05, p<0,01 и p<0,001, что позволяет судить об эффективности влияния медико-биологического сопровождения юных пловцов на качество спортивной подготовки;
  2. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и апробации методики тестирования, проводимого в рамках медико-биологического сопровождения юных пловцов на этапе начальной подготовки и охватывающего комплексную диагностику физического развития, функционального состояния, уровня развития физической работоспособности и двигательной подготовленности занимающихся.
  3. Практическая значимость исследования заключается в выявлении аналитических данных, которые могут быть использованы при организации и повышении эффективности учебно-тренировочного процесса юных пловцов на этапе начальной подготовки в организациях дополнительного образования детей, реализующих программы предпрофессионального образования в области физической культуры и спорта, и программы спортивной подготовки по виду спорта «плавание».

Литература:

1 Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд субъекта — реформа в спортивной медицине [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.csportmed.ru/post/default/view/id/48 (дата обращения 25.06.2019)

2 Приказ Минспорта России Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» от 19.01.2018 № 41 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71776698/ (дата обращения: 21.06.2019)

3 Приказ Минтруда России от 28.03.2019 N 191н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72132870/ (дата обращения: 21.06.2019)

4 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «О медико-биологическом обеспечении спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» (подготовлен Минздравом России 23.03.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56647915/ (дата обращения: 21.06.2019)

Основные термины (генерируются автоматически): медико-биологическое сопровождение, физическая работоспособность, показатель, спортивная подготовка, срез, уровень развития, учебно-тренировочный процесс, начальная подготовка, физическое развитие, целенаправленное педагогическое воздействие.


Похожие статьи

Силовая подготовка бегуний на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования

Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Цели и задачи применения акробатических упражнений в физической подготовке курсантов

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах

Подготовка будущих поваров к профессиональной деятельности в условиях курортно-оздоровительного комплекса

Определение нагрузок на уроках физической культуры

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Контроль физической нагрузки различной направленности у младших школьников

Похожие статьи

Силовая подготовка бегуний на средние дистанции в подготовительном периоде на этапе спортивного совершенствования

Развитие специальной выносливости у пловцов-подводников на этапе базовой подготовки

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Цели и задачи применения акробатических упражнений в физической подготовке курсантов

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры в 5–9 классах

Подготовка будущих поваров к профессиональной деятельности в условиях курортно-оздоровительного комплекса

Определение нагрузок на уроках физической культуры

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Контроль физической нагрузки различной направленности у младших школьников

Задать вопрос