Установление черкесского правления мамлюков в Египте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 558 раз

Библиографическое описание:

Арипова, З. Д. Установление черкесского правления мамлюков в Египте / З. Д. Арипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74955/ (дата обращения: 28.03.2024).



В средневековой истории правления Египта особое место занимает султаны тулунидов, ихшидов и мамлуков. Религиозно-исторические памятники и святыни, построенные в данный период, могут предоставить обширную информацию о правлении султанов.

Автор статьи затрагивает вопросов, связанных с правлением бурджитских султанов (1382–1517), последовательно освещается история возникновения бурджитских мамлюков, пришедших на престол после бахритских мамлюков. Также проводится анализ исторического процесса, касающегося их прихода к власти. Другой особенностью и значением изучаемого периода является быстрое распространение и проникновение тюркских элементов в арабскую культуру.

Ключевые слова: Египет, Каир, страна, султан, бахриты, бурджиты, черкесы, век, история

В XIII-XV веках Египет занимал особое место среди стран Ближнего Востока благодаря деятельности мамлюков. Престиж султанов мамлюков возрос благодаря их победам в борьбе с крестоносцами и монголами на ближнем Востоке. Установление правления мамлюков в истории Египта, рост превосходства военных мамлюков в стране, подъем бахритских султанов-мамлюков (1250–1382) и политические процессы бурджитского (черкесского) периода мамлюков (1282–1517) представляют особый интерес для изучения.

Сначала аббасидский халиф Мамун (813–833), а затем халиф Мутасим (833–842) предпочитали использовать услуги туркмен и хорезмийцев в одной военной секте своего владение. Это было началом непрерывной военной службы мамлюков в халифате Аббасидов [1, c. 83].

Особенно в Египте, во времена династий Тулуни, Ихшидов и Фатимидов, участие мамлюков в военной службе было очень распространенным явлением.

Образование мамлюкского государства в Египте было вызвано острой политической борьбой между различными феодальными группировками и неразрывно связано с имением Салах ад-Дина ал-Айюби. Решающую роль в этой борьбе играла военно-феодальная знать, опиравшаяся на ополчения воинственных соплеменников или наемные отряды рабов-гвардейцев. Ещё в 1171 году Салах ад-Дин при поддержке военного гарнизона, состоявшего преимущественно на курдов, провозгласил себя правителем Египта. Другой аспект политики Салах ад-Дина — ведение свяшенной войны против крестоносцев — дал ему возможность играть на религиозных чувствах мусульман и сплотить их в борьбе за общее дело курдов, тюрок и арабов. В результате Салах ад-Дин изгнал крестоносцев почти из всех завоеванных ими владений в Сирии и Палестина, за исключением нескольких приморских городов [2, c. 3].

В 1193 году в Дамаске от лихорадки умер Салах ад-дин. Согласно завещанию Салах ад-дина управление государством было разделено между его сыновьями и братом Адилем. Старший сын Афдаль получил Дамаск, Азиз — Египет, Захир — Халеб, а Адилю достались месопотамские владения [3, с.201].

Мамлюки стали крупной и доминирующей силой в военно-политической жизни Египта в XII — первой половине XIII в., когда ударные силы Айюбидского войска набирались из числа военных рабов из юношей тюркского (кипчакского и хорейзмского) и кавказского (черкесы, абхазы, грузины) происхождения. Усиление роли мамлюков в Айюбидском Египте связано с изменением, которое произошло тогда в структуре армии, когда кавалерия стала ведущей военной организацией. Кавалерия в значительной степени состояла из мамлюков, всадников тюркского происхождения, а пехотная структура — из не мамлюкских войск [4, с.43–44; 5, с.488–491]

Салих Наджм ад-Дин Айюб (1240–1249) купил тюркских (кипчакских) мамлюков в большом количестве, чем кто-либо из его предшественников, так как он остро нуждался в преданных ему воинах в острой борьбе с различными кланами, князьями династии [6, с.124–125]

После смерти султана Тураншаха в 1250 году правление Айюбидов фактически пришло к концу. У власти стали бахритские мамлюки, окончательно оттеснившие курдов. Военные клики мамлюкских беев боролись между собой за власть. Дети мамлюков, получая обычно в наследство от отцов поместья, не получали прав мамлюков, не могли занимать высшие административные посты и не могли быть военными, мамлюкская каста пополнялась путем покупки мальчиков-рабов. Мамлюкские эмиры воспитывали из них первоклассных воинов [7, с.175].

Мамлюки Египта делились на две группы: мамлюки морские или речные— бахриты, находившиеся у власти в период с1250 до1382 года, и мамлюки башенные— бурджиты, власть которых с 1382 длилась до 1517 года. Бахриты получили свое название оттого, что они были размещены в казармах на острове Равда на Ниле. «Бахр» в переводе с арабского языка означает «море». Этим же словом называли и Нил, и отсюда-то произошло название «бахриты». Бахриты состояли главным образом из тюрков и хаварейзимцов. Бурджиты были в большинстве черкесами. Они квартировали в башнях Каирской цитадели. «Башня» — по арабски «бурдж», и от этого слова бурджиты получили свое наименование [7, с.176–177].

Первое упоминание о черкесских мамлюках в Египте относится ещё во времени Салаха Наджм ад-Дина Айюба — создателя бахритской группировки мамлюков: в числе купленных им мамлюков значились и черкесы. [8, с.378].

Последние в большом количестве стали поступать в старну во второй половине XIII в., когда монгольским завоевателям удалось подчинить горные племена, населявшие «огромную территорию от восточного побережья Черного моря до реки Сунджи и Фуртанги» [9, с.5].

Как и султаны Айюбидов, бахритские султаны придавали большое значение увеличению своих армий за счет мамлюков. Большинство из них были туркменами, хорезмийцами и татарами. Среди них было также небольшое количество курдов, кипчаков и черкесов. Феодализировавшаяся бахритская верхушка мамлюков в любой момент могла свернуть султана с престола и посадить себе угодного. Поэтому вступивший на трон в 1280 г. Султон аль-Мансур Сайф ад-Дин Калаун решил создать новый мамлюкский отряд, который остоял бы из мамлюков, этнически отличных от бахритских элементов [10, с.115]. Обычно расходы на покупку и содержанию султанских мамлюков, отпускались из государственной казны. На этот раз Калаун тратил собственные средства. Таким образом Калаун стремился создать свою личную гвардию, «спору для себя». Его выбор пал на черкесов по ряду обстоятельств: во-первых, они этнически противопоставлялись тюркским элементам; во-вторых, черкесские юноши выгодно отличались от тюрков своей внешностью. Но главной причиной, побудившей султана Калауна создать свою новую гвардию из черкесов, по мнению востоковеда А.Хасанова, была их многочисленность и дешевизна в тот период на невольничьих рынках [2, с.25]. Но утверждению Хейда, один черкесский мамлюк стоял в среднем 110–120 динаров, а мамлюк тюркского происхождения — 130–140 динаров [11, с.559].

В 10 ноября 1290 г., султан Калаун умирает от приступа лихорадки в возрасте 70 лет. 12 ноября 1290 года престол мамлюкского султаната занял сын Калауна ал — Малик ал — Ашраф Халил. Это был коварный и жестокий юноша. О нем говорили, что он отравил своего старшего брата Али, чтобы наследовать отцу. Султан Халил ибн Калаун (1290–1294) продолжал политику отца. Он намеревался довести численность бурджитских мамлюков до 10 тысяч [12, с.348].

Одно из первых столкновений между этими группировками произошло в 1294 г., когда в результате заговора, организованного наибом султана эмиром Бейдара, был убит Султан Халил. Бурджитские мамлюки во главе со своим эмиром Такаджи подняли мятеж; были убиты эмир Бейдара и другие тюркские эмиры — участники заговора против султана. Девятилетний брат Халила Насир Мухаммед ибн Калаун был провозглашен султаном. [13, с.27].

Вспышка черкесских мамлюков против султанов бахритов произошла в 1346 году, когда повстанцы свергли султана Сайф ад-Дина Шаабана I. Черкесские эмиры, возглавившие переворот, захватили всю власть, и затем черкесских мамлюков снова начали набирать в армию. Многие из них достигли высоких постов и приняли участие в борьбе за власть в государстве. Одним из самых активных участников был Амир Баркук.

Баркук родился около 1340 года в Касаде, одном из черкесских племен. Когда ему было 20 лет, Усман ибн Мусафир, известный хорезмский работорговец, купил его на одном из крымских невольничьих рынков. В 1363 году работорговец привез Баркука в Каир и продал его Амиру Ялбуге аль-Умари, Атабеку аль-Асакиру (верховному главнокомандующему). Благодаря своим уникальным способностям через 4 года он стал одним из близких людей Амира Ялбуги. В 1366 году Баркук принял участие в покушении на султана, организованном Амиром Ялбугой. Этот заговор был подавлен султанскими мамлюками. Затем Баркук стал участником целого ряда тайных сговоров. В 1368 г. в числе группы заговорщиков султан сослал Баркука в Карак (Палестина). [8, с.461–462] В 1371 г., когда всех сосланных освободили, Баркук поступил на службу и наместнику Дамаска, а в 1373 г., вернулся в Каир, где служил у сыновей султана — Али и Хаджи. Здесь он получил первый эмирский ранг — эмир десяти. А в 1377 г. он уже сам стал атабеком. С командных постов постепенно были сняты все тюрки, их заменили черкесские эмиры. В 1382 г. посли смерти султана Али ибн Шаабана, султаном был объявлен девятилетний сын Шаабана Хаджи [13, с.30].

Фактически вся власть была у руках Баркука, поэтому 26 ноября 1382 г. он созвал совет с участием халифа, четырех верховных кади, старших эмиров и поставил вопрос о смещении малолетнего султана. Совет единодушно решил низложить султана Хаджи и избрать султаном атабека Баркука. Таким образом завершилась эпоха бахритской (тюркской) династии мамлюкских султанов и начался период правления бурджитской (черкесской) династии [14, с.21].

Итак, если первые бахритские мамлюкы были величественными султанами, выдержавшими напоры крестоносцев и монголов, то последние были более или менее удачливыми интриганами. Распоясавшиеся военные свергали, убивали султанов и возводили на престол новых по своему усмотрению. И поэтому бурджитские (черкесские) мамлюки одержали победу за власть.

Литература:

  1. Aripova Miss, Z. (2020). Structure formation mamluk saltanate in Egypt. The Light of Islam, 2020(1), 82–88.
  2. Хасанов А. А. Социально-политический строй мамлюкского Египта, при черкесских султанах(1382–1517). Автореферат дисс. на соиск. канд. ист. наук. — М.,1975.
  3. Aripova, Z. D. (2019). Мамлюкские султаны в Египте и аббасидские халифы в Каире. Theoretical & Applied Science, (10), 201–205.
  4. Ayalon D. From Ayyubids to Mamluks. — REI, 49,1981.
  5. Bacharach J. L. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869–955) and Egypt (868–1171). — International Journal of Middle East Studies, 13. 1981.
  6. Levanoni A. The Mamluks' Ascent to Power in Egypt. — Studia Islamica. — Vol. 33.1990.
  7. Петровский Н. С., Матвеев В. В. Египет — сын тысячелетий. — Л., 1959. Гл. 9.
  8. Ибн Халдун. Китаб ал-ибар ва диван ал-мубтада ва ал-хабар фи аййам ал-араб ва-л-ажам ва-л-барбар ва ман осарахум мин зави ас-султан ал-акбар. Т.5.– Бейрут: ал-афкар ал-арабия, 2001
  9. Алексеева Е. Очерки по истории черкесов в XIV-XV вв. — «Труды Карачаев-Черкесского научно-исследовательского института», 1959, вып.III
  10. Ибн Ияс. Китаб тарих Миср ал-машхур би бадаъи аз-зухур фи викаъи ад-духур. Ч.1, — Каир: Кутуб ал-Хайъа ал-Мисрия, 1982
  11. W.Heyd. History du Commerce du Levant au moyen age. Vol.1. leipsig, 1923.
  12. Аль-Макризи. Китаб ал-мавииз ва ал-иътибар би-зикр ал-хутат ва ал-асар. –Булак: Кастон Виит, 2002.
  13. Хасанов А. А. Социально-политический строй мамлюкского Египта, при черкесских султанах(1382–1517). дисс. на соиск. канд. ист. наук. — М.,1975.
  14. Aripova, Z. (2020). The life and status of women in society during the mamluk period. The Light of Islam, 2020(2), 18–22. https://uzjournals.edu.uz/iiau/vol2020/iss2/3/
Основные термины (генерируются автоматически): Египет, мамлюк, султан, власть, Каир, Сало ад-дин, Сало ад-дина, эмир, особое место, тюркское происхождение.


Ключевые слова

Египет, история, страна, султан, Каир, бахриты, бурджиты, черкесы, век

Похожие статьи

О происхождении Урус-хана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сведения Рашид ад-Дина и (или) его первоисточника, дополненные генеалогиями, записанными во времена Шахруха. В Парижской рукописи добавлены данные по Чингизидам, времен Абу Сеида и Хусейна Байкары.

Не правильно указаны генеалогии потомков Гияс ад-Дина, сына Шадибека (они не его потомки). Есть ошибки в именах внуков Тука-Тимура, что привело к появления неправильной генеалогии Урус-хана (перепутали Кара-ходжу и Тимур-ходжу).

Также можно отметить, что к тому времени особой роли не играло «старшинство происхождения» (нематериальный ресурс), в степных междоусобицах большую роль играли материальные ресурсы.

О происхождении Урус-хана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Известия Рашид ад-Дина обрываются известиями 1310-х годов об улусе Орда-эджена и его потомках. Вопрос о достоверности сообщений Анонима Искандара (Натанзи) имеет глубокую историографию.

Не правильно указаны генеалогии потомков Гияс ад-Дина, сына Шадибека (они не его потомки). Есть ошибки в именах внуков Тука-Тимура, что привело к появления неправильной генеалогии Урус-хана (перепутали Кара-ходжу и Тимур-ходжу).

Также можно отметить, что к тому времени особой роли не играло «старшинство происхождения» (нематериальный ресурс), в степных междоусобицах большую роль играли материальные ресурсы.

Происхождение Кутлук-Тимура, эмира хана Узбека

То есть, скорее всего, эпитет Наджм ад-Даула ад-Дин относится к самому Кутлук-Тимуру, а не его отцу. Таким образом, мы можем точно утверждать, что Кутлук-Тимур не принадлежал изначально к родоплеменной элите элите Улуса Джучи, скорее всего его отец жил во владениях ильхана и был одним из эмиров ильхана.

Если вторая версия верна, то отец Кутлук-Тимура должен был занимать высокое место в иерархии среди элиты Ильханата, иначе бы он не смог жениться на представительнице Золотого рода и стать гургеном. У нас есть одно косвенное свидетельство, которое может служить аргументом в пользу одной из версий происхождения Кутлук-Тимура.

Зарождение идеологии тюркизма | Статья в журнале...

Данная статья посвящена изучению процесса формирования и распространения идеологии пантюркизма на территории тюркского государства. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на развитие пантюркизма и

Присущие любому индивиду системы ценностей, основанные на какой-либо базовой идее, определяют его поведение в различных ситуациях, выступают основой для принятия решений и осознания человеком собственного места в мире.

В 1904 г. в газете «Тюрк» появилась статья «Три вида политики», в которой автор татарского происхождения из Симбирска, один из первых идеологов пантюркизма Юсуф Акчура рассматривал три варианта выбора национальной идеологической доктрины для спасения...

Династии кыпчакских ханов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Насави писал: «И [произошло] еще такое: Хан-Султан — старшая из дочерей султана ['Ала' ад-Дина] Мухаммада — была взята в плен [татарами] вместе с Теркен-хатун. Ее взял к себе Души-хан, и она родила ему детей. Затем Души-хан умер, и она сообщила своему брату, султану [Джалал ад-Дину], сведения о татарах, о новостях у них и об их положении.

Мы можем предположить, что предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов, как и Улуг-хан аджам, правивший в Делийском Султанате. Здесь стоит отметить, наше не согласие с генеалогией мамлюкского султана Куттуза.

Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права...

 В данной статье рассматривается взгляд Джона Локка на происхождение государства. Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, свобода. Монументальный труд Джона Локка «Два трактата о правлении» состоит из двух книг.

Поскольку все люди в естественном состоянии, по мнению Джона Локка, являются свободными, то никто не может быть лишен даже части естественной свободы и подчинен политической власти другого человека без своего собственного согласия, которое было принято без давления со стороны других лиц. Поэтому в труде «Два трактата о правлении» четко прослеживается мысль Джона Локка о том, что объединение в единое общество может состояться только на основании соглашения всех...

Образование государства Серир | Статья в журнале...

В зависимость от Серира попали в различные времена те или иные соседние владения. Вероятно, процесс укрепления Серира в IX-XII вв. нельзя отождествлять с образованием монолитного государства с крепкой центральной властью. Государственная территория не была стабильной.

Вполне возможно, что предание о Тануси носит отголоски исторической действительности и что перенесение резиденции в Хунзах имело место до Х в. В противовес устной традиции о древности Тануси, существует легенда о Хунзахе, о том, что «до введения магометанства Хунзах был единственным и огромным селением во всем Хунзе и находился несколько выше нынешнего селения Итля, на северном склоне горы Чина, где и доныне видим.

Значение национальности и общечеловечности в романе...

 Если вопрос всестороннего возвышения национальной духовности мы ставим перед собой как основную цель, то, глубоко проанализировав все факторы и критерии, формирующие нашу духовность и воздействующие на нее на сегодняшний день, считаем целесообразным основательное осознание того, какое место они занимают в этом отношении.

Ее остроумие было известно не только мужу, но и женщинам Ташкента. Другие женщины боялись её, на свадьбах, поминках, короче, на всех собраниях для Узбекойим оставляли почетное место в своем доме.

Похожие статьи

О происхождении Урус-хана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сведения Рашид ад-Дина и (или) его первоисточника, дополненные генеалогиями, записанными во времена Шахруха. В Парижской рукописи добавлены данные по Чингизидам, времен Абу Сеида и Хусейна Байкары.

Не правильно указаны генеалогии потомков Гияс ад-Дина, сына Шадибека (они не его потомки). Есть ошибки в именах внуков Тука-Тимура, что привело к появления неправильной генеалогии Урус-хана (перепутали Кара-ходжу и Тимур-ходжу).

Также можно отметить, что к тому времени особой роли не играло «старшинство происхождения» (нематериальный ресурс), в степных междоусобицах большую роль играли материальные ресурсы.

О происхождении Урус-хана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Известия Рашид ад-Дина обрываются известиями 1310-х годов об улусе Орда-эджена и его потомках. Вопрос о достоверности сообщений Анонима Искандара (Натанзи) имеет глубокую историографию.

Не правильно указаны генеалогии потомков Гияс ад-Дина, сына Шадибека (они не его потомки). Есть ошибки в именах внуков Тука-Тимура, что привело к появления неправильной генеалогии Урус-хана (перепутали Кара-ходжу и Тимур-ходжу).

Также можно отметить, что к тому времени особой роли не играло «старшинство происхождения» (нематериальный ресурс), в степных междоусобицах большую роль играли материальные ресурсы.

Происхождение Кутлук-Тимура, эмира хана Узбека

То есть, скорее всего, эпитет Наджм ад-Даула ад-Дин относится к самому Кутлук-Тимуру, а не его отцу. Таким образом, мы можем точно утверждать, что Кутлук-Тимур не принадлежал изначально к родоплеменной элите элите Улуса Джучи, скорее всего его отец жил во владениях ильхана и был одним из эмиров ильхана.

Если вторая версия верна, то отец Кутлук-Тимура должен был занимать высокое место в иерархии среди элиты Ильханата, иначе бы он не смог жениться на представительнице Золотого рода и стать гургеном. У нас есть одно косвенное свидетельство, которое может служить аргументом в пользу одной из версий происхождения Кутлук-Тимура.

Зарождение идеологии тюркизма | Статья в журнале...

Данная статья посвящена изучению процесса формирования и распространения идеологии пантюркизма на территории тюркского государства. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на развитие пантюркизма и

Присущие любому индивиду системы ценностей, основанные на какой-либо базовой идее, определяют его поведение в различных ситуациях, выступают основой для принятия решений и осознания человеком собственного места в мире.

В 1904 г. в газете «Тюрк» появилась статья «Три вида политики», в которой автор татарского происхождения из Симбирска, один из первых идеологов пантюркизма Юсуф Акчура рассматривал три варианта выбора национальной идеологической доктрины для спасения...

Династии кыпчакских ханов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Насави писал: «И [произошло] еще такое: Хан-Султан — старшая из дочерей султана ['Ала' ад-Дина] Мухаммада — была взята в плен [татарами] вместе с Теркен-хатун. Ее взял к себе Души-хан, и она родила ему детей. Затем Души-хан умер, и она сообщила своему брату, султану [Джалал ад-Дину], сведения о татарах, о новостях у них и об их положении.

Мы можем предположить, что предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов, как и Улуг-хан аджам, правивший в Делийском Султанате. Здесь стоит отметить, наше не согласие с генеалогией мамлюкского султана Куттуза.

Взгляды Джона Локка на происхождение государства и права...

 В данной статье рассматривается взгляд Джона Локка на происхождение государства. Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, свобода. Монументальный труд Джона Локка «Два трактата о правлении» состоит из двух книг.

Поскольку все люди в естественном состоянии, по мнению Джона Локка, являются свободными, то никто не может быть лишен даже части естественной свободы и подчинен политической власти другого человека без своего собственного согласия, которое было принято без давления со стороны других лиц. Поэтому в труде «Два трактата о правлении» четко прослеживается мысль Джона Локка о том, что объединение в единое общество может состояться только на основании соглашения всех...

Образование государства Серир | Статья в журнале...

В зависимость от Серира попали в различные времена те или иные соседние владения. Вероятно, процесс укрепления Серира в IX-XII вв. нельзя отождествлять с образованием монолитного государства с крепкой центральной властью. Государственная территория не была стабильной.

Вполне возможно, что предание о Тануси носит отголоски исторической действительности и что перенесение резиденции в Хунзах имело место до Х в. В противовес устной традиции о древности Тануси, существует легенда о Хунзахе, о том, что «до введения магометанства Хунзах был единственным и огромным селением во всем Хунзе и находился несколько выше нынешнего селения Итля, на северном склоне горы Чина, где и доныне видим.

Значение национальности и общечеловечности в романе...

 Если вопрос всестороннего возвышения национальной духовности мы ставим перед собой как основную цель, то, глубоко проанализировав все факторы и критерии, формирующие нашу духовность и воздействующие на нее на сегодняшний день, считаем целесообразным основательное осознание того, какое место они занимают в этом отношении.

Ее остроумие было известно не только мужу, но и женщинам Ташкента. Другие женщины боялись её, на свадьбах, поминках, короче, на всех собраниях для Узбекойим оставляли почетное место в своем доме.

Задать вопрос