В статье сделана попытка анализа взглядов П. Я. Чаадаева на место России в мировом историческом процессе.
Ключевые слова: история, П. Я. Чаадаев, религия, Россия.
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) вызывал негативные оценки как у современников, так и у потомков. Стоит лишь упомянуть реакцию общества на публикацию первого философического письма П. Я. Чаадаева в 1836 году. Например, глава тайной полиции А. Х. Бенкендорф сказал: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение; вот точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана» [3]. А митрополит Серафим в письме к Александру Бенкендорфу писал: «Всё, что для нас, россиян, есть священного, поругано, уничтожено, оклеветано с невероятною предерзостью, и с жестоким оскорблением как для народной чести нашей, так для правительства и даже для исповедуемой нами православной веры» [5]. Такой негативной оценке подверглось первое «Философическое письмо» и в широких кругах дворянства, разгорелась дискуссия между славянофилами и западниками, которая до Чаадаева носила латентный характер. Что же касается потомков, то тут тоже присутствует нежелание понять выдающегося русского мыслителя, стремление казаться патриотом и превозносить величие России. Однако историософское наследие Петра Чаадаева тем и ценно, что впервые даёт нам прикоснуться к живой ткани истории России не через призму идеологических установок, «с которой русская история должна быть рассматриваема и писана» [3], а через проникновение в потаённую суть российской цивилизации, поиска причин регулярного отставания России от передовых западноевропейских стран, достижения, наконец, бентамовского «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» [4] для всей мировой цивилизации.
Для П. Я. Чаадаева характерно узнать истоки, найти причины столь бедственного положения Отечества. В «Апологии сумасшедшего» он пишет: «Пусть, например, какой-нибудь народ, благодаря стечению обстоятельств, не им созданных, в силу географического положения, не им выбранного, расселится на громадном пространстве, не сознавая того, что делает, и в один прекрасный день окажется могущественным народом: это будет, конечно, изумительное явление, и ему можно удивляться сколько угодно; но что вы думаете, может сказать о нём история?.. История запомнит его, занесёт в летопись, потом перевернёт страницу, и тем всё кончится» [1]. Пётр Чаадаев любит свою страну, он патриот, но для него недопустима гибель русской цивилизации, запись великого слова «Россия» в один ряд с Древним Египтом и Месопотамией. П. Чаадаев предлагает взглянуть на Россию рационально, обратиться к истории, проанализировать ошибки, которая страна совершила на своём историческом пути, исправить их, а затем влиться в единый путь развития мировой цивилизации и осуществить ту идею, «которая ему доверена и которую он призван осуществить» [1] провидением. Именно в создании мирового христианского католического государства П. Чаадаев видит будущее. Сложно сказать, почему философ обратился именно к этому течению христианства. Думается, на это повлиял Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг., в котором Пётр Чаадаев наглядно убедился в материально-техническом превосходстве Запада, развитии свобод, что, в свою очередь, показало мыслителю магистральный и правильный путь развития всего человечества. В развитии национальных же особенностей П. Чаадаев видит зло: «Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур» [1, c. 191-214]. В связи с этим, по мнению философа, Россия совершила ошибку, приняв православие из Византии, попав в «межеумочное» положение. Поэтому «лучшие идеи, лишённые связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу» [2], «мы воспринимаем только совершенно готовые идеи, поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний» [2], «лишает нас тех сильных побуждений, которые направляют нас на пути к совершенствованию» [2]. Таким образом, П. Чаадаев констатирует, что Россия прошла неправильный цивилизационный путь, тогда как путь западноевропейской цивилизации- это движение в направлении от жестоких нравов к мягким, движение к свободе. Именно данный путь указан «божественным основателем» [2].
Подводя итоги, хочется отметить, что философская деятельность П. Я. Чаадаева была направлена на поиск форм построения мирового христианского государства, отсюда стремление найти тот идеал общественно-политической жизни, в котором реализуется воплощение Царства Божьего на Земле, царства истины и свободы, царства, где происходит полноценное выявление выдающихся человеческих качеств. Такой идеал был найден в католичестве. Однако философ и не является «квасным» патриотом. Он стремится призвать к рациональному видению пути России, анализу ошибок прошлого, исправлению их, тем самым к переходу на новые ступени развития, т. е. в органичное вхождение в лоно мировой цивилизации. Но П. Я. Чаадаев остался непонятым. Николай I «высочайше» объявил мыслителя умалишённым, общество взвилось. Ведь нельзя же так писать уничижительно про матушку Россию! В итоге развитие России рассматривается по Бенкендорфу: удивительно, великолепно, а будущее уже тоже нарисовано. Для царской России удивительное будущее завершилось в 1917, для СССР в 1991. Теперь нужно приступать к новому полотну или же хотя бы прислушаться к словам Чаадаева про истину? Ведь А. И. Герцен не зря же писал в предисловии ко второму «Историческому сборнику»: «Русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, но прошедшее»
Литература:
- Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего: Избранные сочинения. Письма. Воспоминания современников. СПб.: Лениздат: Команда А, 2014. С. 191–214.
- Чаадаев П. Я. Философические письма // Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего: избр. соч. Письма. Воспоминания современников. СПб.: Лениздат: Команда А, 2014.
- Лебедев А. А. Чаадаев.-М.: Молодая гвардия, 1965
- Бертам И. Введение в основы нравственности.-М.: РОССПЭН, 1998
- Митрополит Серафим-А. Х. Бенкендорфу: Режим доступа: URL:http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_1836_serafim_benkendorfu.shtml
- Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне. А. И. Герцена и Н. П. Огарева. М., 1971. Книжка II