Обучение приемам коммуникации детей с нарушениями зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.11.2020

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Чердонов, Р. А. Обучение приемам коммуникации детей с нарушениями зрения / Р. А. Чердонов, Т. Н. Чердонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74922/ (дата обращения: 19.04.2024).



Вопросы коммуникации людей с нарушениями зрения в настоящее время актуальны в связи с возникновением проблемы в коммуницировании между незрячими, слабовидящими и внешним миром [1]. Проблема коммуницирования — одна из самых насущных для обучающихся с нарушениями зрения, ведь каждый день таким детям приходится сталкиваться с проблемами в понимании между ними и окружающими их людьми.

Существует несколько причин, по которым люди с нарушениями зрения стараются создать искусственный «барьер» между собой и остальными людьми: 1) тифлопсихологические комплексы, которые развиваются с человеком на протяжении многих лет; 2) не подготовленность общества к благожелательному общению с непохожими на них людьми; 3) недостаточность подготовки к общению людей с проблемами зрения вне стен учебного заведения для незрячих [2].

Однако, проблема есть и требует решения, так как нельзя и невозможно ограничить жизнь незрячего человека лишь узким миром «себе подобных»: ведь каждый день и каждый час его окружают люди, которые и рады оказать помощь, но не знают, «с какой стороны подойти» к незрячему человеку, боятся обидеть его своей помощью, или надеются, что кто — то другой поможет ему в беде.

В своей работе стараюсь донести до учеников простую мысль: сила незрячего человека — в его умении общаться с людьми в ситуации, когда тебе требуется помощь, и ни в коем случае нельзя стесняться того, что ты плохо видишь. Поэтому, нет иного способа донести до «зрячего» мира сигнал о помощи, чем сказать или попросить самому.

Есть много способов донести до окружающих информацию о том, что человек нуждается в помощи: визуальный, вербальный и даже невербальный способ [3]. Эти знания на своих занятиях ежедневно доношу до воспитанников.

Визуальный способ. Разберем на простом примере: если человек стоит на обочине дороги, и нерешительно смотрит по сторонам, можно предположить, что он кого-то ждет, а можно предположить, что он хочет перейти дорогу. Однако, если у этого человека в руках белая тактильная трость, то окружающие поймут, что ему может понадобиться помощь, и хотя бы один из десяти подойдет и спросит, нуждается ли он в ней. Это и будет примером визуального подхода к коммуницированию между незрячим и зрячим человеком.

Вербальный способ.Иногда человеку с остаточным зрением хватает его, чтобы дойти до остановки общественного транспорта, но не хватает зрительного анализатора, чтобы разглядеть номер маршрута или другие мелкие детали, которые необходимы для беспрепятственного перемещения (такие, как бордюр, ограда, столб, яма и т. д.).

Тогда на помощь могут прийти окружающие зрячие люди, но как провести черту между человеком, который медленно передвигается ввиду недостаточного зрения и человеком, нуждающимся в реальной помощи? Ответ прост: незрячий сам должен подойти и попросить о помощи, вежливо, интеллигентно, точно описав проблему. Это и будет примером вербального подхода в коммуницировании. Если незрячий человек использует именно этот способ, шанс на то, что ему помогут, увеличивается до 50 процентов из 100.

Невербальный способ. Многие могут задаться вопросом: чем же отличается невербальный способ от визуального? Ответ лежит на поверхности, и очень прост для человека, погруженного в среду незрячих: при визуальном способе человек пытается привлечь к себе внимание с помощью вспомогательных тактильных средств, а при невербальном- человек ведет обычный образ жизни, при котором окружающие люди стараются создать для него максимально удобные условия. Как же достичь этого? Стоит отметить, что данный способ коммуницирования применим к людям, которые давно знают незрячего человека (семья, коллеги, друзья, соседи). При этом способе незрячий человек не прилагает усилий для привлечения внимания к своей персоне.

Таким образом, для незрячего и слабовидящего человека имеются три способа донесения просьбы о помощи до окружающих.

Обучение коммуницированию детей в ГБОУ СКОШИ № 62 III-IV вида г. Улан-Удэначинается с самого младшего возраста, ведь незрячий человек является такой же неотъемлемой частью общества, как и все остальные. С раннего возраста-группы дошкольников, учителем-тифлопедагогом прививается ребенку чувство значимости, ответственности и нужности ребенка для этого мира. В ненавязчивой игровой форме перед ребенком создаются различные игровые модели. Для учащихся младших классов, например, разделение на две группы: тотально незрячих и слабовидящих, работа в паре «тотально незрячий — слабовидящий». Различные игры: «помоги найти предмет», а также ряд других игр, направленных на умение незрячего ребенка работать в паре со зрячим. В среднем звене обучения детям начинают прививаться навыки коммуницирования не только со сверстниками, но и с незнакомыми людьми, например, на улице, сначала в теоретической форме, а затем на практике. Теоретическая подготовка проходит в несколько этапов: в начале курса перед детьми ставится задача- самостоятельно найти в поликлинике или другом государственном учреждении нужный кабинет, при условии невозможности прочесть надписи на дверях или табличках. Первый этап заключается в том, что тифлопедагог на примере вспомогательных тифлообучающих средств объясняет общие принципы устройства, к примеру, поликлиники. На втором этапе тифлопедагог учит детей корректной и точной постановке вопроса, с которым необходимо подойти зрячему человеку. Третий этап: отработка ситуаций в классе с тифлопедагогом в игровой форме. После чего, можно переходить к практическому этапу.

Кабинет тифлопедагога оборудован в соответствии с требованиями ФГОС НОО

На этом этапе могут возникнуть трудности, в связи с тем, что дети, как правило, в своей жизни, впервые сталкиваются с подобной ситуацией на практике, но с помощью тифлопедагога всегда можно найти выход из любой ситуации.

В старшем звене обучения с незрячими и слабовидящими детьми проводится углубленный курс коммуницирования и этикета, который распространяется не только на ситуации вне стен школы, касающихся перемещения детей, но и других различных ситуаций. Например, для зрячего человека не составляет ни малейшего труда, к примеру, сделать заказ в ресторане или кафе, а также расплатиться за него. Нормы поведения для него в кафе и ресторане давно и четко прописаны: нож в правой, вилка в левой… Что касается незрячего человека, то кроме ножа и вилки, ему приходится держать в голове кучу мельчайших подробностей, вплоть до того, где находятся перечница с солонкой.

Благодаря занятиям, использованию правил коммуникации и этикета, а также занятиям с учителем-тифлопедагогом по социально-бытовой ориентировке в жилом помещении, дети становятся полноценными гражданами, гармонично развитыми личностями, получают достойное образование и трудоустраиваются, таким образом, происходит социализация и реабилитация наших воспитанников.

После окончания учебного заведения, развитие коммуникационных способностей незрячего человека не должно останавливаться, так как на протяжении всей жизни он будет развиваться и получать новый опыт. Коммуницирование является одной из самых важных областей жизни незрячего человека, ведь человек не может находиться в социальном вакууме, он должен принять мир, социализироваться, и сделать существование себя в обществе комфортным, позволяющим полноценно и качественно проживать и трудиться.

Литература:

  1. Денискина В. З., Венедиктова М. В. «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III — IV вида» г. Москва, 2006 г.
  2. Дружинина Л. А. «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения» — методические рекомендации.
  3. Кондратова А. М. «Восстановление трудоспособности слепых»; учебно-методическое пособие.
Основные термины (генерируются автоматически): незрячий человек, зрячий человек, нарушение зрения, невербальный способ, помощь, ребенок, III-IV, окружающее, учебное заведение, этап.


Похожие статьи

Психологические особенности восприятия незрячих

Нарушение функций зрения приводят к сокращению и редуцированию зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному выпадению их у тотально слепых.

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия.

Звуковой тест как метод исследования особенностей мышления...

Нарушения зрения ограничивают взаимодействие ребенка с окружающим миром, в. С нарушениями зрения, так же как и в группе с

Люди-визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор (глаз). Она опирается в своей работе на логический анализ...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателями под

Этот этап не имеет особого значения по работе с детьми с нарушением зрения именно...

Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени

Зрение — это восприятие организмом внешнего мира, т. е. получение информации о нём, посредством улавливания специальными органами зрения

Есть специальная наука, которая занимается проблемами обучения людей незрячих или с тяжелыми нарушениями зрения...

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием...

Дети с нарушением развития речи имеют скудный речевой запас. Хотя многие дети с указанными нарушениями понимают обращенную к ним речь, сами они не могут обращаться к окружающим. Вследствие чего происходит «выброс» таких детей из социума [3].

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение»...

Детям с первичными и вторичными нарушениями в развитии III и IV вида с F 70

Нарушение зрения у учащихся затрудняет процесс знакомства с природой, порождает трудности

Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья...

Методические рекомендации по работе со слабовидящими...

Человек, лишенный или почти лишенный одного из своих органов восприятия, вынужден сталкиваться с необходимостью восполнить этот недостаток посредством развития других органов. Этого требует человеческая природа...

История специальной педагогики | Статья в сборнике...

Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и

Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и

Особенности обучения слабовидящих и слепых студентов... На первом этапе записываются...

Похожие статьи

Психологические особенности восприятия незрячих

Нарушение функций зрения приводят к сокращению и редуцированию зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному выпадению их у тотально слепых.

В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия.

Звуковой тест как метод исследования особенностей мышления...

Нарушения зрения ограничивают взаимодействие ребенка с окружающим миром, в. С нарушениями зрения, так же как и в группе с

Люди-визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор (глаз). Она опирается в своей работе на логический анализ...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные

Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателями под

Этот этап не имеет особого значения по работе с детьми с нарушением зрения именно...

Тифлопедагогика, история развития от начала и до нашего времени

Зрение — это восприятие организмом внешнего мира, т. е. получение информации о нём, посредством улавливания специальными органами зрения

Есть специальная наука, которая занимается проблемами обучения людей незрячих или с тяжелыми нарушениями зрения...

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием...

Дети с нарушением развития речи имеют скудный речевой запас. Хотя многие дети с указанными нарушениями понимают обращенную к ним речь, сами они не могут обращаться к окружающим. Вследствие чего происходит «выброс» таких детей из социума [3].

Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение»...

Детям с первичными и вторичными нарушениями в развитии III и IV вида с F 70

Нарушение зрения у учащихся затрудняет процесс знакомства с природой, порождает трудности

Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками...

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья...

Методические рекомендации по работе со слабовидящими...

Человек, лишенный или почти лишенный одного из своих органов восприятия, вынужден сталкиваться с необходимостью восполнить этот недостаток посредством развития других органов. Этого требует человеческая природа...

История специальной педагогики | Статья в сборнике...

Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и

Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и

Особенности обучения слабовидящих и слепых студентов... На первом этапе записываются...

Задать вопрос