Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.11.2020

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Алиева, А. Ю. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела / А. Ю. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74918/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Рассмотрены определенные проблемы и вопросы его как участника уголовного процесса

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, уголовный процесс, возбуждение уголовного дела, прокурор, следственный орган, соблюдение законности, исполнительная власть

В уголовном судопроизводстве надзорная деятельность прокурора начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Здесь осуществляется надзор за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки, поступающих из установленных законом источников информации о преступлении, что позволяет своевременно предупреждать и устранять выявленные нарушения законов.

Согласно ч.4 ст. 146 УПК РФ прокурор наделен исключительным полномочием по отмене постановления о возбуждении уголовного дела при признании его незаконным или необоснованным

Прокурор, установив при изучении материалов в рамках реализации этих полномочий, что следствием нарушен предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела, в течение 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Право прокурора отменять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, кем бы они ни были приняты, не означает возможность руководить в полном объеме уголовным преследованием. Руководить — значит участвовать, в том числе и самому выполнять следственные действия, давать обязательные для исполнения указания.

В результате реформы прокурорских и следственных органов функции прокуратуры теперь ограничиваются надзором за соблюдением законности.

В настоящее время самостоятельно прокурор не может возбудить уголовное дело, что является существенным недостатком статьи 37 УПК РФ. Данного права прокурор был лишен в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ, а все его полномочия по руководству предварительным следствием были переданы руководителям следственных органов независимо от их ведомственной принадлежности. Этих полномочий прокурору не хватает для восстановления нарушенного права.

Например, если после поступления жалобы прокурору выясняется незаконность постановления об отказе уголовного дела, то прокурор обращается к следователю с требованием отменить постановление и возбудить уголовное дело. Затем вновь проводится доследственная проверка и следователем вновь выносится решение об отказе. Инициировать уголовные дела и обязать провести его расследование прокурор не может. В результате реформирования прокуроры, таким образом, лишились позиции руководителей.

Часть 6 ст. 37 УПК дает прокурору право в случае несогласия руководителя следственного органа, либо следователя с его требованиями об устранении нарушений федерального законодательства обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. При несогласии руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора, последний может обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

А. Кругликов говорит: «из приведенных положений закона вытекает, что в названых случаях законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства проверяют в первую очередь, причем неоднократно, соответствующие руководители следственных органов» [8, с.12].

Руководствуясь благими намерениями освободить прокурора от процессуального руководства предварительным следствием, а следователя от излишней опеки со стороны прокурора (хотя в результате следователь попал под еще большую опеку со стороны руководителя следственного органа), законодатель упустил из виду, что осуществление прокурором функции уголовного преследования, прокурорский надзор и процессуальное руководство тесно взаимосвязаны. [7, с.201]

Прокурор в настоящее время законодателем лишен права возбуждать уголовное дело, а следователь в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ имеет право самостоятельно в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело, о чем он выносит соответствующее постановление. При этом ч. 4 ст. 146 УПК РФ требует, чтобы следователь копию постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направил прокурору.

Необходимо взвешенно подойти к вопросу о том, возвращать или нет прокурору право самостоятельно возбуждать уголовные дела.

На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно. Отсутствие у прокурора права на возбуждение уголовного дела не соответствует классическому представлению о его роли в уголовном процессе, лишает его действенных средств реагирования при выявлении нарушений закона. Прокурор, обладая объективными и достоверными сведениями по тому или иному факту, выступает гарантом исполнения закона и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела в части защиты от необоснованного уголовного преследования.

В настоящее время прокуратура осуществляет надзор за следственными органами и обладает правом отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела, если сочтет его незаконным.

Прокурор — обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам. Без его присутствия обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.

Хорошим вариантом станет расширение полномочий прокуратуры в плане дополнительного надзора над следствием, чтобы ее слово было непреложным. Также разумно добиться усиления ответственности самих прокуроров за незаконное бездействие и незаконные действия.

Возвращение полномочий возбуждать уголовные дела отразится позитивно на соблюдении законности в целом, поскольку в органах прокуратуры работают профессиональные специалисты, имеющие большой опыт. Процесс возбуждения этих дел будет обдуманнее, более профессиональным и последовательным. На стадии предварительного расследования на сегодняшний момент у органов прокуратуры полномочия весьма скудные.

В то же время многое будет зависеть от того, как будет сформулированы эти новые полномочия органов прокуратуры. Считаю, что возможность возникновения конфликтов между Следственным комитетом и прокуратурой минимальна, потому как их деятельность нацелена на надлежащее расследование уголовных дел и соблюдение законности при рассмотрении их разрешения. Такие полномочия должны быть, безусловно, возвращены.

Литература:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // СЗ РФ. — 24.12.2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 27.12.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1995. — № 47. — Ст. 4472.
  3. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 24. — Ст. 2830.
  4. Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (08.09.2016).
  5. Быков, В. М. Правовое положение прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Российская юстиция. — 2016. — № 11. — С. 30–34.
  6. Исаенко, Н. И. Процессуальные полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2008. — № 5(7). — С. 51.
  7. Шадрин, В. С. Надзор военного прокурора за законностью отказа в возбуждении уголовного дела // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. — 2015. — № 7. — С. 201.
  8. Кругликов А. П. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. — 2012. — N 1. — С. 12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): возбуждение уголовного дела, прокурор, РФ, следственный орган, соблюдение законности, уголовный процесс, дело, исполнительная власть, стадий возбуждения уголовного дела, вышестоящий следственный орган.


Задать вопрос