Анализ эффективности воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков на примере работы СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Британова, Т. В. Анализ эффективности воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков на примере работы СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права» / Т. В. Британова, Е. В. Туранова, М. А. Хмелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74910/ (дата обращения: 19.04.2024).



Для выявления рисков и профилактики экстремистских проявлений все чаще объектом исследования в психологии и других гуманитарных наук становится межкультурная компетентность. Важным компонентом межкультурной компетентности является межкультурная сенситивность, которая позволяет «почувствовать» другого, ощутить его неповторимость и уникальность, признать возможность равноправного контакта с ним. Психологических исследований такого явления, как «межкультурная сенситивность» в отечественной науке немного. Существует ряд диссертационных работ и журнальных статей, в которых упоминается этот феномен, имеются ссылки на М. Беннетта и его модель DMIS [4, с.53]. В большинстве случаев понятие межкультурной сенситивности (или чувствительности) упоминается в исследованиях межкультурной компетентности или межкультурной коммуникации. В связи с этим можно отметить работы О. В. Галустовой [1, с.201], Г. В. Вержибок, Ж. А. Верховской, Н. М. Лебедевой [2, с.116], С. А. Мартыненко, Л. Г. Почебут [5, с.63], А. П. Садохина, С. Д. Гуриевой, П. В. Шмыгалёва Межкультурная сенситивность также рассматривается как важная личная характеристика, способствующая построению толерантных отношений с носителем другой этнокультурной традиции. Однако, существуют расхождения в понимании природы межкультурной сенситивности, до сих пор нет однозначного определения этого феномена. Одни рассматривают её как «способность различать и испытывать соответствующие культурные различия» (М. Р. Хаммер, Р. Вайсман) [3, с.78], другие — как аффективный компонент межкультурной компетентности (Г. М. Чен, Л. Г. Почебут), третьи — как динамический процесс изменения аффективных, когнитивных и поведенческих особенностей индивида в ходе межкультурного контакта (М. Беннет) [4, с.51].

Для выявления рисков и профилактики экстремистских проявлений среди обучающихся в СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права» разработана специальная программа. В этой статье мы хотим поделиться самыми результативными формами работы по этому направлению. Ежегодно 16 ноября отмечается всемирный день толерантности. Как и во многих профессиональных образовательных организациях, в СПб ГБПОУ «СПбТОТФиП» проводится Фестиваль национальных культур. Из года в год форма фестиваля меняется, но цель остается неизменной, а именно: познакомить обучающихся с традициями народов, проживающих на территории нашей страны. Стараемся подать информацию в максимально доступной и интересной форме.

В 2013–2014 учебном году в техникуме обучались студенты, идентифицирующие себя с представителями русского, украинского, татарского, азербайджанского, казахского народа. Перед ними стояла задача рассказать об особенностях, традициях культуры, представителями которой они являются. Ребята готовили презентацию и выступали в актовом зале, с высокой сцены на аудиторию в 250 человек. По ходу выступления ведущий акцентировал внимание на чертах, объединяющих наши народы.

В 2014–2015 учебном году были подготовлены творческие номера, иллюстрирующие культуру представителя этноса Российской Федерации, обучающегося в техникуме.

В 2015–2016 учебном году Фестиваль превысил рамки одного дня. В течение двух дней на переменах (по специальному графику) в самой посещаемой рекреации здания техникума ребята могли познакомиться и поддержать выступающих. Выступления не повторялись, и были не похожи одно на другое. Здесь впервые был настоящий интерактив. В день выступления потомственного грека были подготовлены фотозоны, в которых каждый мог почувствовать себя древнегреческим богом. Скромного в повседневной жизни представителя кабардинцев теперь можно было заметить издалека благодаря его национальному головному убору. Представители армянского народа угощали блюдами национальной кухни. Ингуши демонстрировали национальные костюмы и танцы. Чеченцы сделали акцент на истории своего народа. Закрывался фестиваль концертом творческих коллективов Московского района «Танцы народов мира».

2016–2017 учебный год — самый яркий год за всю историю Фестиваля. Представления этнических групп пришлось строго регламентировать по причине их большого количества. Теперь презентация народа строилась по единой схеме: название, историко-географическое расположение этноса, государственные символы (при их наличии), традиции и обычаи (в т. ч. главные праздники), национальный костюм, национальная кухня. Из-за жесткого регламента многие идеи и инициативы студентов могли остаться не реализованными. Чтобы этого не произошло, была использованы такая форма, как гала-концерт Фестиваля национальных культур. Концерт подготовлен и проведен исключительно силами студентов. На сцене были задействованы почти 150 студентов. В зрительном зале (на 250 посадочных мест) присутствовало более 350 человек. Сценарий концерта был построен на кругосветном путешествии. В этот раз на сцене мы видели не только представителей народов, проживающих на территории Российской Федерации, но и за ее пределами: Формы представления номеров были отличались разнообразием: мини-постановка старинной армянской сказки; еврейский танец «Семь-сорок»; театрализованный рассказ об особенностях японской культуры, в том числе и современной; таджикский стендап; традиционный парный ингушский танец; зажигательная «Лезгинка» от представителей Северного Кавказа; индийский танец; мексиканская трагикомедия; сцена из балета «Дон Кихот», связанная с испанскими мотивами и многое другое.

К 2017–2018 учебному году наиболее активные участники Недели национальных культур закончили обучение в техникуме. Ярких представителей, ассоциирующих себя с какой-либо конкретной этнической группой, среди студентов не было. Было принято решение построить проведение Фестиваля по географическому принципу, рассказывать о регионах РФ. При смене контингента обучающихся было выявлено, что более эффективно представлять данный материал в малых учебных группах. На начало 2017–2018 учебного года более 60 % контингента обучающихся — иногородние студенты (за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области). В рамках Фестиваля был представлен проект «Моя малая Родина». Достоинством данной формы оказалось — более личностное отношение к представлению материала. В том году в Фестивале приняли участие и преподаватели техникума. Дополнением стали круглые столы, на которых обсуждались вопросы, интересующие студентов.

В 2018–2019 учебном году были использованы формы, показавшие свою результативность по сравнению с прошлыми годами. Программа фестиваля включала в себя: презентации в малых учебных группах стран и регионов (всего 19 презентаций) из которых приехали наши студенты, круглые столы по теме: «Конфликты в межнациональном общении: причины и решения», «Адаптация студентов первого года обучения: сложности и пути их решения». Результаты Фестиваля 2018–2019 года были проанализированы и представлены на Совете классных руководителей.

В 2019–2020 учебном году работа в малых группах продолжилась. Тематика круглых столов приобрела практическую направленность сообразно с результатами анализа итогов проведения Фестиваля национальных культур в предыдущие годы. География представленных регионов расширилась (24 участника), впервые к нам приехали студенты из Республики Тыва (рассказ об обычаях и обрядах, сохранившихся по сей день в республике, вызвал неподдельный интерес). В рамках фестиваля состоялась серия психологических тренингов: «Национальные стереотипы», «Правила межкультурной коммуникации в современном поликультурном обществе», «Развитие коммуникативных навыков. Искусство переговоров».

Из года в год количество участников активно включенных в Фестиваль национальных культур меняется. Так в 2013–2014 учебном году в подготовке приняли участие 23 студента и 7 преподавателей, зрителями были до 250 человек. 2014–2015 учебный год — 51 студент, 8 преподавателей, до 300 студентов. 2015–2016 учебный год — 70 студентов, 80 приглашенных, 15 сотрудников техникума, более 350 зрителей. 2016–2017 учебный год — 150 студентов, 20 педагогов, более 350 зрителей. 2017–2018 учебный год — 17 студентов, 15 преподавателей, 300 участников. 2018–2019 учебный год — 45 студентов, 16 сотрудников, 300 участников. 2019–2020 учебный год — 40 студентов, 16 сотрудников, 300 участников. Учебный год 2020–2021 вносит свои коррективы в программу профилактики экстремистских проявлений среди обучающихся, первый этап программы — Диагностика студентов групп нового набора, которая включает в себя: Энтоконсалтинговый опросник (Студенты); Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ); Методика «Индекс толерантности» (Студенты) [6, с.223].

Для анализа эффективности воспитательной работы СПбТОТФиП по профилактике экстремизма и терроризма среди подростков математически сравнимы количественные показатели 2018–2019, 2019–2020 и 2020–2021 учебных годов.

В исследовании приняли участие студенты первого курса технического направления подготовки. Группы С-133, А-119; С-139, А-121; С-145, А-125 (соответственно учебным годам). Всего в исследовании приняло участие 49, 50, 48 человек. Все студент в возрасте 16–18 лет. Из них уроженцев Санкт-Петербурга или Ленинградской области — 14, 12, 26 человек, уроженцев других регионов — 35, 38, 22 человека. Все респонденты на момент проведения опроса проживают в Санкт-Петербурге: 5, 8, 12 человек проживают с рождения.

Цель исследования:

Выявление и оценка общего уровня толерантности — интолерантности и межэтнических установок личности в студенческой (молодежной) среде.

Задачи исследования:

  1. Выявление и оценка рисков, препятствующих процессу гармонизации межэтнических отношений в студенческой среде.
  2. Определение мишеней психолого-педагогической помощи студентам в сфере гармонизации межэтнических отношений [1, с.95].
  3. Разработка рекомендаций по организации профилактики экстремистских проявлений в студенческой (молодежной).
  4. Прогноз эффективности профилактической деятельности.

Методика «Интолерантность—толерантность» (ИНТОЛ)

2018–2019 учебный год

2019–2020 учебный год

2020–2021 учебный год

Из 49, 50, 48 респондентов (2018–2019, 2019–2020 и 2020–2021 учебные годы соответственно):

— 10, 8, 7 чел. имеют низкий уровень толерантности;

— 18, 21, 16 чел. имеют пониженный уровень толерантности;

— 14, 12, 13 чел. имеют средний уровень толерантности;

— 3, 8, 6 чел. имеют повышенный уровень толерантности;

— 4, 3, 6 чел. имеют высокий уровень толерантности.

Таким образом, 28, 29, 23 чел. (низкий и пониженный уровень толерантности) — 57 %, 57 %, 48 % группы являются потенциальным объектом для профилактической деятельности соц. педагога или педагога-психолога.

Анализируя творческую составляющую Фестиваля, коллектив Техникума делает выводы, что зрелищно-массовые мероприятия привлекают внимание «включенных» студентов, имеющих высокий уровень толерантности и личной самоидентификации. Соответственно по отношению к студентам, имеющим низкий и пониженный уровень толерантности, данная форма работы не является эффективной. Самой продуктивной формой работы была и остается личная включенность в процесс подготовки и осуществления выступления на Фестивале. Работа в малых учебных группах, когда студенты делятся своими представлениями об исторических, религиозных и культурных особенностях других национальностей, способствует открытому диалогу одногруппников, дает возможность сформировать единые ценности коллектива, более глубоко понимать друг друга. Проблемные круглые столы способствуют активному вектору развития их участников, а тренинги дают возможность и инструмент работы со своими эмоциями и чувствами. Кейсы и упражнения, которые предлагаются студентам на тренингах, позволяют отыграть конфликтные и сложные реальные ситуации, что позволяет принять взвешенное решение в случае попадания в сходную ситуацию в обычной жизни. Вне зависимости от форм работы, в том числе дистанционной, единственным залогом успешности является личная включенность конкретного студента «группы риска». Ему дается возможность проявлять себя позитивно и конструктивно, что влияет на личностную успешность.

Литература:

  1. Галустова, О. В. ВПС: Этнопсихология. Конспект лекций / О. В. Галустова. — М.: Приор, 2005. — 160 c.
  2. Лебедева, Н. М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 491 c.
  3. Мандель, Б.Р Этнопсихология: учеб. пособие / Б.Р Мандель. — М.: Флинта, 2014. — 320 c.
  4. Платонов, Ю. П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. П. Платонов. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 240 c.
  5. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.: ил.
  6. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Практикум. 2-е изд., перераб и доп / Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект-Пресс, 2013. — 224 c.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, межкультурная компетентность, межкультурная сенситивность, пониженный уровень толерантности, Ленинградская область, личная включенность, межкультурная коммуникация, национальная кухня, профилактическая деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Исследование уровня сформированности межкультурной...

Гараева М. В. Формирование межкультурной компетенции профильных специалистов в современных

Межкультурная компетентность определяется уровнем межкультурных знаний, умений выступать в

Межкультурная коммуникацияуровень мирового общения.

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Корниенко, А. В. Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза / А. В. Корниенко, В. Г...

К вопросам формирования межкультурной компетенции...

Межкультурная компетенция человека позволяет воспринимать, понимать и

Рассматривая межкультурное воспитание студентов как звено целостного становления личности

Модель формирования межкультурной компетенции студентов включает в себя такие компоненты...

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Другими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми)...

Подготовка студентов к межкультурной компетенции

Поскольку в межкультурной коммуникации студенты стакиваются с теми и иными барьерами как вербальными, так и невербальными, то такая задача предстоит вузам: всячески преодолев данные барьеры, готовить студентов к межкультурной компетенции в учебных условиях и...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза.

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным... Требования к результатам освоения предметной области "Иностранные языки"...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях...

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Качества, формируемые педагогами в этой области, должны быть у каждого гражданина...

Концептуальные подходы и принципы формирования готовности...

Межкультурное сотрудничество как совместная деятельность российских и иностранных

Формирование готовности российских и иностранных студентов к межкультурному

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL... Межкультурная коммуникацияуровень мирового общения.

Анализируя работы специалистов в области межкультурной коммуникативной компетенции, мы делаем вывод, что исследуемый феномен...

Похожие статьи

Исследование уровня сформированности межкультурной...

Гараева М. В. Формирование межкультурной компетенции профильных специалистов в современных

Межкультурная компетентность определяется уровнем межкультурных знаний, умений выступать в

Межкультурная коммуникацияуровень мирового общения.

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Корниенко, А. В. Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза / А. В. Корниенко, В. Г...

К вопросам формирования межкультурной компетенции...

Межкультурная компетенция человека позволяет воспринимать, понимать и

Рассматривая межкультурное воспитание студентов как звено целостного становления личности

Модель формирования межкультурной компетенции студентов включает в себя такие компоненты...

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне. Другими словами, можно изучать коммуникативные процессы между различными культурными группами (большими и малыми)...

Подготовка студентов к межкультурной компетенции

Поскольку в межкультурной коммуникации студенты стакиваются с теми и иными барьерами как вербальными, так и невербальными, то такая задача предстоит вузам: всячески преодолев данные барьеры, готовить студентов к межкультурной компетенции в учебных условиях и...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза.

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным... Требования к результатам освоения предметной области "Иностранные языки"...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях...

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Качества, формируемые педагогами в этой области, должны быть у каждого гражданина...

Концептуальные подходы и принципы формирования готовности...

Межкультурное сотрудничество как совместная деятельность российских и иностранных

Формирование готовности российских и иностранных студентов к межкультурному

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL... Межкультурная коммуникацияуровень мирового общения.

Анализируя работы специалистов в области межкультурной коммуникативной компетенции, мы делаем вывод, что исследуемый феномен...

Задать вопрос