О системе предоставления государственных услуг в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кувалдина, А. В. О системе предоставления государственных услуг в Российской Федерации / А. В. Кувалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74907/ (дата обращения: 02.03.2021).



Нормативно правовые отношения, возникающие в результате предоставления государственных услуг, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». С момента принятия Федерального закона № 210 прошло уже десять лет. За это время закон претерпевал изменения и дополнения. При его применении у граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникало множество неудобств, связанных с получением государственных услуг, что было обусловлено плохой осведомленностью об особенностях регулирования в данной сфере.

Основными принципами, декларируемыми Федеральным законом № 210 являются: правомерность представления государственных и муниципальных услуг соответствующими органами; государственные (муниципальные) услуги имеют исключительно заявительный порядок предоставления; правомерность взимания государственной пошлины (платы за предоставление государственных и муниципальных услуг); открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении таких услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законом, по выбору заявителя (ст.4 ФЗ № 210).

Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ, информация о перечне государственных и муниципальных услуг и необходимых документах размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru, а также на региональных и муниципальных порталах. Таким образом, реализуется принцип открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, а также организаций, участвующих в их предоставлении. Портал gosuslugi.ru предусматривает получение большого количества услуг в электронной форме, что значительно ускоряет и упрощает процесс их получения. Для получения некоторых услуг необходимо наличие электронной подписи. Но большинство услуг предоставляется без нее, например, выдача или замена паспорта гражданина РФ, получение права на управление транспортным средством, регистрация по месту жительства и многие другие. По ряду услуг возможна он-лайн запись на прием для оказания услуги, что позволяет экономить время. Имеются разработанные единые электронные образцы (формы) заявлений и квитанций для оплаты государственных пошлин. Например, на Едином портале можно оплатить государственные пошлины, не выходя из дома, а квитанция об оплате будет отправлена в ведомство. В течение трёх рабочих дней после оплаты пошлины, банк информирует Федеральное казначейство о получении платежа и отправляет денежные средства, поступившие от плательщика, в Федеральное казначейство. Благодаря удобству и экономии времени доля заявлений, поданных электронно, с возможностью оплатить госпошлину не выходя из дома, увеличивается. Но пока не все государственные и муниципальные услуги переведены в электронный формат.

В настоящее время широко реализован предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ проект по созданию многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг — МФЦ. Порядок оказания государственных и муниципальных услуг в таких центрах определяется соответствующими нормативными правовыми актами, в частности, административным регламентом, который должен быть принят для каждой государственной и муниципальной услуги. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент является нормативным правовым актом. Он утверждается соответствующим органом власти на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Стандарт предоставления услуги определяет основные требования к их оказанию. Он устанавливается для каждой услуги в рамках специального раздела административного регламента. Перечень требований к стандарту определен в статье 14 Федерального закона № 210-ФЗ.

Благодаря созданию МФЦ, заявители получают полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Как уже отмечалось, указанное право реализуется путем размещения информации на электронном портале gosuslugi.ru и на официальных сайтах органов исполнительной власти, оказывающих указанные услуги, на стендах в помещениях органа или МФЦ, где организовано предоставление соответствующих государственных или муниципальных услуг. Помимо этого, заявитель может получить консультацию у сотрудника органа или сотрудника МФЦ о порядке оказания соответствующих государственных или муниципальных услуг. В некоторых органах исполнительной власти организованы специальные окна вне основных очередей для получения указанных консультаций. Отказ в консультации незаконен и в случае такого отказа заявитель может подать жалобу на действия органа или его должностных лиц.

Обращение по вопросам, связанным с оказанием государственных и муниципальных услуг возможно посредством почтовой связи, электронной почты, телефонной связи, форм обратной связи на официальном сайте органа власти, если последние два способа консультаций используются органом.

В процессе оказания государственных и муниципальных услуг могут возникать претензии заявителей по вопросам, связанных с их оказанием. Федеральный закон № 210‑ФЗ закрепляет право на внесудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных услуг. Это позволяет достаточно оперативно и с минимальными затратами решить вопрос (срок рассмотрения обращений, к которым относятся и жалобы, составляет 30 календарных дней).

Предусмотрен и судебный вариант рассмотрения споров, связанных с обжалованием государственных и муниципальных услуг, решение которого будет обязательно как для заявителя, так и для органа власти, оказывающего государственную или муниципальную услугу.

В заключение можно сказать, что за прошедшие десять лет с момента приятия Федерального закона № 210‑ФЗ, улучшилось качество оказания государственных услуг. Увеличилось число граждан, информированных о возможности получения услуг как через отделения МФЦ, работающие по принципу «единое окно», так и через портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), региональные и муниципальные порталы. Ответы на обращения стали более оперативными за счет соблюдения единого стандарта государственных и муниципальных органов, возможности подачи заявлений и получения ответа в электронном виде. Как следствие это упрощает процесс взаимодействия заявителей с государственными органами и повышает процент доверия к последним. Работа идет полным ходом и, в конце концов, в электронный формат будет переведено максимально возможное количество государственных услуг. Это будет значительный эволюционный скачок в развитии системы предоставления государственных услуг.

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, административный регламент, Единый портал, исполнительная власть, муниципальная услуга, получение, порядок оказания, Федеральное казначейство, электронная форма, электронный формат.


Задать вопрос