Пожарная автоцистерна с лестницей (предварительный обзор целесообразности её применения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ). Основные характеристики пожарной автоцистерны с лестницей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.11.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Березнюк, А. П. Пожарная автоцистерна с лестницей (предварительный обзор целесообразности её применения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ). Основные характеристики пожарной автоцистерны с лестницей / А. П. Березнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74853/ (дата обращения: 06.03.2021).



Чрезвычайные ситуации как природного, так и техногенного характера (в частности пожары), всегда были одной из самых значимых угроз, которые наносили как материальный, так и социальный ущерб Российской Федерации. Пожар — это никем неконтролируемое горение, которое причиняет вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства.

Чтобы ликвидировать пожар, следует выполнить следующие действия:

— доставить личный состав, вещества, которыми будет осуществляться тушение, пожарно-техническое вооружение и оборудование к месту тушения пожара;

— подать в требуемом количестве огнетушащие вещества в очаг горения;

— обеспечить и выполнить ряд специальных работ во время тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ.

Для успешного выполнения боевой задачи по локализации и ликвидации пожара, и его последствий, используют разные технические средства государственной противопожарной службы МЧС России. Основным видом технических средств федеральной противопожарной службы является пожарная техника. Боеготовность и оперативные возможности ФПС зависят от технического состояния пожарной техники. ПА да и вся в принципе пожарная техника постоянно должны находиться в боевой готовности и соответствовать предъявляемой к ней требованиям по техническому состоянию и оснащенности.

В зависимости от ПА оборудования, которым укомплектованы ПА, их разделяют на 2 группы: основные и специальные.

Основные ПА — это мобильные средства тушения пожара, которые используют для доставки л/с ПО к месту пожара и проведения АСР, с использованием огне тушащих веществ, технического вооружения и оборудования, которое на нем переводится, и также для подачи воды от других водоисточников.

В свою очередь основные ПА делятся на две группы:

— ПА общего применения, которое используют ТП в сельских пунктах и городах;

— ПА целевого применения, которое используют для ТП в аэропортах, нефтеперерабатывающих и других спецобъектах.

Специальные ПА — мобильные средства ТП, которые применяют выполнения спецработ на П и проведения других АСР, (подъем — спуск с высоты) освещение, растаскивание, вскрытие завалов, обеспечение связи, проведение ремонта техники и другие функции.

Когда функции автолестницы совмещены с функциями автоцистерны, в этом случае повышается оперативность и функциональность АЦЛ. Емкость с водой на этом автомобиле плоская, поперечно расположенная, этим самым центр тяжести машины понижается. В собранном положении габариты лестницы не выходят за общие габариты автомобиля, т. е. компактность и маневренность хуже не становятся. Комбинированный насос, который устанавливается на АЦЛ увеличивает возможности ПА как мобильного средства тушения.

Пожарная лестница может иметь три-пять телескопических колен, которые изготавливают из стали повышенной прочности. Дополнительно на АЦЛ может быть установлена люлька, в которой размещается л/с или крепится спасательный рукав.

Управление осуществляется автоматическим способом с помощью электро-гидравлики. Кнопки и элементы управления необходимы для точного и быстрого управления установкой.

Водоводная система изготовлена из материалов стойких к коррозии, для того, чтобы продлить срок службы и увеличить надежность.

Кабина, в которой располагается боевой расчет — стандартная кабина для исходной модификации шасси салонного типа (бывает 3-х местная с двумя дверями или семиместная с четырьмя дверями).

Обычно пенобак и цистерны бывают изготовлены из армированного стеклопластика, но бывают полиэтиленовые, из нержавеющей или углеродистой стали. Крепления, какими цистерна закрепляется к кузову имеют эластичные демпфирующие элементы, которые снижают негативное влияние на цистерну от скручивания рамы. Для предотвращения замерзания воды в емкости обеспечивается их утепление или подогрев.

Конструкция кузова состоит из профилей, которые обтянуты алюминиевыми листами, склеены между собой. Для защиты и транспортировки пожрано-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента и оборудования кузов разбит на отсеки.

Кроме того, в одном из отсеков (в задней или средней части кузова), расположен насос.

Для предотвращения вредного воздействия на кузов из-за скручивания рамы, в креплении кузова к подрамнику установлены упругие демпфирующие элементы.

Для быстрого и безопасного открывания отсеков, двери изготавливают из алюминиевых сплавов. Механизм открывающихся дверей шторного типа.

Все дверцы отсеков монтируются стопорными механизмами, которые автоматически срабатывают при полном открывании и удерживают их отсек в открытом положении. Некоторые автомобили, комплектуются системой индикации положения отсеков в открытом положении, датчики этих индикаторов выводят на панель управления в кабину водителя.

Все выдвигающиеся элементы автомобиля, так же как и двери автомобиля в открытом положении (все что увеличивает габаритные размеры, по сравнению с походным состоянием автомобиля), должны быть оборудованы сигнальными устройствами (например световозращающие элементы) предупреждающими об увеличенных габаритах автомобиля.

Чтобы излишняя влага, грязь, пыль и атмосферные осадки не попадали в отсеки, дверные проемы, крышки люков и другие части кузова — стыки этих элементов обклеиваются специальным уплотнительным изоляционным материалом.

Размещая пожарно-техническое вооружение в отсеках необходимо принимать во внимание особенность оперативно-тактического применения всего вооружения и инструмента, обеспечивающее не только надежное крепление и фиксацию, но и безопасность, удобное извлечение и легкую доступность к нему, а также легкость при съеме и установке на исходное местоположение.

Размещая в отсеках пожарно-техническое вооружение и оборудование, следует учитывать, назначение этого вооружения. Его можно распределить по группам:

— индивидуальное и личное снаряжение пожарных;

— пожарно-техническое вооружение для забора воды и подачи ствола «первой помощи»;

— оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

— отсек для пожарных рукавов;

— отсек для другого оборудования.

Подножки для подъема на верх автомобиля выполняют в виде маленьких лестниц на несколько ступеней, которые складываются при необходимости.

Насосная установка, которой оборудована АЦЛ, также как и насосная установка на АЦ состоит из:

— пожарного насоса (ПН-40; ПН-40У и др.) с вакуумной системой забора воды и установкой ручного дозирования пенообразователя (в некоторых модификациях имеется автоматическая система пеносмешения);

— водопенных устройств с установленных на них запорной системой и соединительными приспособлениями для управления в ручную (в некоторых модификациях есть дистанционное управление);

— системы управления.

В автомобилях применяются технологии на основе LED, которые позволяют экономить энергию.

К преимуществам современных АЦ следует отнести такие параметры как:

— новые технологии изготовления элементов на основе алюминиевых сплавов с использованием особых крепежей, повышающих устойчивость к нагрузкам.

— довольно высокая устойчивость к коррозии4

— цистерна для воды и резервуар для пенообразователя выполняется из стеклопластика, что в свою очередь, уменьшает массу и увеличивает стойкость к коррозии;

— использование современных шумоизоляций способствует улучшению комфорта для л/с;

— на некоторых АЦЛ имеются дополнительные приспособления для установки спасательной люльки, лафетного ствола, водоводных систем и т. д.

— улучшенные параметры для перевозки боевого расчета (тепло- и шумоизоляция);

— возможность использования в более суровых климатических условиях;

— повышенная надежность крепления ПТВ и АС оборудования;

— повышенная функциональность управления, как подъемной системой, так и всем автомобилем в целом;

— увеличение срока эксплуатации, за счет применения композитных и нержавеющих материалов;

— рациональное расположения ПТВ, выводимого на АЦЛ.

Из всего этого следует, что применяя АЦЛ при тушении пожаров и проведения АСР, повышается эффективность, по выполнению основных боевых задач, возложенных на пожарные подразделения.

Литература:

  1. Приказ МЧС России от 18.09.2012 г. № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
  2. НПБ-163–97 Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. ВНИИПО МВД России. 1997г. — 105 с.
  3. НПБ-176–98 Техника пожарная. Насосы центробежные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. ВНИИПО МВД России.1998. -18 с.
  4. НПБ-181–99 Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний ВНИИПО МВД России. 1999г.-28 с.
  5. НПБ 180–99. Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство. — М.: ГУГПС, ФГУ ВНИИПО МВД России, 1999 -27 с.
  6. НПБ 307–2002. Автомобили пожарные. Номенклатура показателей. М.: ВНИИПО, 2003. — 45 с.
  7. ГОСТ Р 53328–2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. Дата введения 01.05.2009г.
  8. ГОСТ Р 53247–2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения
Основные термины (генерируются автоматически): пожарно-техническое вооружение, открытое положение, отсек, пожарная техника, LED, боевой расчет, насосная установка, скручивание рамы, техническое состояние, часть кузова.


Задать вопрос