Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста / И. В. Болгова, Т. Г. Кузнецова, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74832/ (дата обращения: 07.03.2021).



Лучшее открытие — то, которое ребёнок сделал сам.

Ральф У. Эмерсон

Для развития личности дошкольника большое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи человека и природы, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Одним из таких эффектных методов познания окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Ребенок дошкольного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно : он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой, пробует на вкус снег. Наша задача — помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.

При выборе темы поисково-экспериментальной деятельности необходимо учитывать, что:

− Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

− Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (ребенок должен получить новые знания, умения, навыки).

− Педагог должен точно формулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

− Тема должна быть оригинальной, в ней необходим, опять-таки, элемент неожиданности, необычности.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поэтому мы стараемся включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду соответствующая среда.

ФГОС ДО выдвигает определенные требования к предметно-пространственной среде: насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, доступность и безопасность.

Идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, так как — это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.

Мы считаем, размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в разных местах группового помещения, чтобы как можно больше детей было охвачено этим видом деятельности и чтобы при этом дети не мешали друг другу.

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо подключать к совместной деятельности родителей, как полноправных участников образовательной деятельности.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить родителям, что пусть первые шаги ребенка в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, проводим опросы, анкетирование. Разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию можно рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования, купить недорогой набор юного химика, лабораторию по выращиванию кристаллов и т. д., что, несомненно, будет способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, формирует навыки самостоятельного решения проблем; учит анализу и синтезу, классификации, обобщению информации, что, соответствует требованиям ФГОС и что, несомненно, пригодится детям в будущем.

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Тили-тили-тесто»

Задачи:

Развивать познавательно-исследовательские способности детей через:

опыт с кофемолкой — превращение зерна в муку;

− замешивание соленого теста;

− лепку из соленого теста фигурных пряников с использованием формочек;

− раскатывание скалкой теста, подготовку противня (смазать маслом, посыпать мукой);

Оборудование: мука, соль, вода, кофемолка, зерна пшеницы, скалки, мисочки, дощечки, салфетки, формочки фигурные, фартуки, нарукавники, колпаки, муляжи хлебобулочных изделий.

Ход мероприятия

Воспитатель загадывает загадку:

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом! (Колос)

Воспитатель: Давайте поищем отгадку на нашем плакате. (Дети рассматривают плакат и находят отгадку).

Воспитатель. Здравствуй, здравствуй, колосок!

Был вчера еще росток,

А сегодня посмотрите,

Вырос чудо-колосок!

Воспитатель: Вы догадались, какой это колосок? Конечно, это пшеничный колосок. Давайте его внимательно рассмотрим.

Воспитатель:

Посмотрите, что вы видите на плакате, подносе? (батон, хлеб, печенье, пряники). Как вы думаете, из чего пекут эти продукты? (из муки). А откуда берут муку? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, чтобы зёрна превратить в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого строили мельницы. Обычно их делали на берегу реки. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение тяжелые каменные жернова, которые при движении перетирали зерна и превращали их в муку. А в степях, где вольно гуляли ветра, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движение жернова.

Труженица мельница встала у реки.

Намели нам, мельница, из зерна муки!

Мельница не ленится — вертится жернова,

И шумит, и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьем,

С медом и корицей коврижку испечем!

В наше время зерно перерабатывают на специальных заводах, где имеются большие электрические мельницы. Потом муку отвозят на хлебокомбинаты, где пекут хлеб и другие мучные изделия. Сейчас мы попробуем сами получить муку из зерна с помощью кофемолки. Представьте, что это маленькая мельница. (Дети насыпают зерна в кофемолку, воспитатель, а затем дети вращают ручку кофемолки и наблюдают за превращением зерна в муку).

В старые времена на Руси очень часто сладким угощеньем были пряники. По всей Руси коробейники зазывали на ярмарках: «Пряники городецкие, тульские, московские с пылу, с жару, копейка за пару!». Самые интересные были фигурные пряники. Как вы думаете, почему они так назывались? (Потому, что они были в виде различных фигурок — птичек, зверушек, растений).

Воспитатель: Предлагаю Вам сейчас, испечь фигурные пряники. Что нам для этого надо? (приготовить тесто). Правильно. Давайте пройдем к столу и приготовим тесто.

Воспитатель: Пряники мы испечем из соленого теста, чтобы наши пряники могли долго храниться и их можно было использовать в игровой деятельности. Для приготовления соленого теста надо положить в емкость с помощью мерки одинаковое количество муки и соли. Затем перемешать, добавить немного воды, снова перемешать. Затем достать из емкости на дощечку, раскатать с помощью скалки, взять формочку и вырезать с ее помощью пряник. (рассказ сопровождается показом действий). Затем мы сложим пряники на лист и отнесем на кухню и поместим их в духовку для выпекания. А в следующий раз раскрасим пряники.

Практическая часть. Дети замешивают соленое тесто, делают пряники.

Воспитатель: Ребята, пряники надо сложить на противень из духовки. Но, если мы просто положим, они прилипнут. Поэтому лист надо подготовить: смазать маслом, а потом посыпать мукой. Берите ватные диски, смочите в масле и вот так смазывайте. Кладите диски на тарелку, берите щепотку муки и посыпайте лист. Затем дети с помощью кладут пряники на лист и относят на кухню в духовку.

Итог. Дети вместе с воспитателем достают пряники из духовки, рассматривают их, раскрашивают.

Литература:

  1. Короткова, Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»// Ребенок в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 4–12.
  2. Прохорова, Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации — М.: АРКТИ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пряник, воспитатель, мука, соленый тест, образовательная деятельность, превращение зерна, процесс экспериментирования, Русь, экспериментальная деятельность.


Задать вопрос