Особенности регламентации правового статуса прокурора в гражданском процессе: мировой опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.11.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Турко, А. А. Особенности регламентации правового статуса прокурора в гражданском процессе: мировой опыт / А. А. Турко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74817/ (дата обращения: 04.03.2021).



На данный момент можно выявить достаточное количество практических трудностей, возникающих в рамках гражданского производства, связанных с недостаточно полным регулированием правового статуса прокурора на уровне федерального законодательство, что обуславливает актуальность исследования особенностей регламентации правового статуса прокурора в гражданском процессе в других государствах.

Ключевые слова: прокурор, прокуратора, правовой статус прокурора, гражданский процесс, стороны гражданского процесса, заключение прокурора

At the moment, it is possible to identify a sufficient number of practical difficulties arising in the framework of civil proceedings associated with insufficiently complete regulation of the legal status of the prosecutor at the level of federal legislation, which determines the relevance of the study of the features of the regulation of the legal status of the prosecutor in civil proceedings in other states.

Keywords: prosecutor, procurator, legal status of the prosecutor, civil procedure, parties to the process, the conclusion of the prosecutor

Прокуратура выступает важным и необходимым элементом в государственном механизме, направленном на максимально эффективную защиту интересов личности, государства и общества. На сотрудников органов прокуратуры возложена важная задача решения определенных правовых проблем. При этом необходимо, чтобы они разрешались профессионально. Несмотря на то, что генезис правового регулирования участия прокурора в судопроизводстве в России в исторической ретроспективе не отличался стабильностью, на разных этапах менялся объем полномочий прокурора, прокурор всегда оставался неизменным участником в рассмотрении судами различных категорий дел.

Полномочия прокурора в Российской Федерации многочисленны и многообразны. Также многочисленны и многообразны основания, юридические средства и процедуры их применения. Регламентация тех и других осуществляется в различных нормативных актах, которые образуют однородную массу правовых норм, регулирующих правоотношения с участием прокурора, что в своей совокупности позволяет говорить о них в целом как о правовом институте, который требует отдельного анализа и изучения [4, с. 187].

Похожий на российский подход к участию прокурора в гражданских делах, можно наблюдать в странах континентальной системы права, в которых законодательно предусмотрено, что прокурор выступает в защиту публичных интересов.

Интересным видится опыт Франции: прокурор по французскому законодательству относится к сторонам, участвующим в деле, и именуется главной стороной, если дело возбуждается по его заявлению, и примыкающей, если он вступает в дело после его возбуждения. В некоторых иных европейских странах также стороны в гражданском процессе не тождественны сторонам спорного материального правоотношения, что упрощает понимание правового положения прокурора в рамках того или иного дела.

В России же на данный момент вопрос о положении прокурора в гражданском процессе не разрешается однозначно. Некоторые авторы (А. Ф. Козлов, Н. Н. Полянский, М. С. Строгович и др.) полагают, что прокурор в гражданском процессе в случае предъявления им иска занимает позицию стороны по делу (истца). Аналогично М. С. Шакарян и В. Н. Аргунов считают, что прокурор является истцом в процессуальном смысле слова, но при этом он имеет только процессуальную заинтересованность в деле. Иной позиции придерживаются М. А. Викут, Т. Н. Маслова, по мнению которых истцом может быть только то лицо, чьи права нарушены, так как истец всегда имеет материально-правовой, субъективный интерес [1, с. 132].

А. Ф. Клейман, М. А. Викут, Е. Артамонова полагают, что прокурора необходимо рассматривать как сторону, которая представляет государства и руководствуется его интересами. По мнению авторов, прокурор наделён всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности наравне с истцов лишь за некоторыми исключениями. Потому разумнее его относить по процессуальному положению к стороне истца.

Таким образом, на данный момент в России прокурора невозможно отнести к какой-либо из сторон процесса. По нашему мнению, возможно рассматривать его, как третье лицо, заинтересованное в разрешении дела, и обладающее при этом большим объёмом полномочий в сравнении с иными третьими лица.

Анализ законодательства стран континентального права свидетельствует о наличии тенденции к сокращению функций прокуратуры в гражданском производстве. Например, в Германии прокуратура практически не участвует в рассмотрении гражданских дел. В Китае прокуратура призвана осуществлять надзор за законностью судебных постановлений и лишена права возбуждать гражданские дела и принимать участие в их рассмотрении.

При этом, в некоторых странах на прокуратуру возлагаются функции представительства интересов государства вне зависимости от того, к каким уполномоченным органам относится поступившее в суд обращение. К примеру, во Франции прокурор выступает ответчиком в спорах о гражданстве, и является истцом, если иск предъявляется в интересах государства по заданию соответствующих должностных лиц. На Кипре функция Генерального прокурора — представлять государство во всех судебных процессах.

Также в странах континентального права законом, как правило, предусмотрен перечень категорий дел, по которым обязательно вынесение прокурором заключения. В большинстве случаев это касается дел об установлении гражданского статуса лица (объявлении умершим, эмансипации и пр.). Во Франции и в Италии к данной категории дел относятся дела, находящиеся на рассмотрении в кассационном суде, а в Италии — дела о банкротстве, в Нидерландах — все дела, находящиеся на рассмотрении Верховного суда за исключением споров по вопросам налогообложения.

Помимо этого, в некоторых странах (Франция, Россия, Бельгия, Италия, Нидерланды) законом может быть предусмотрена возможность вступления прокурора в процесс и в иных случаях по своей инициативе или определению суда.

В международных актах, которыми руководствуется ЕСПЧ (Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 2003 года № 1604 «О роли прокуратуры в демократическом обществе, регулируемом верховенством права», заключение о Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (принято на 63-й пленарной сессии 10–11 июня 2005 г. [6])) назван ряд принципов, которыми должны руководствоваться страны Европы, определяя роль прокурора в гражданском судопроизводстве:

— принцип исключительности (роль прокурора в гражданском и административном судопроизводстве исключительна);

— субсидиарности и равенства процессуального положения сторон (достижение цели процесса невозможно другим способом, исключено доминирующее положение прокурора в процессе);

— охраны государственных интересов (задача органов прокуроры — защита государственных интересов);

— защиты общественных интересов (участие прокурора оправдывается в делах об охране окружающей среды, о банкротстве и других делах, если требуется защитить общественные интересы);

— законности;

— защиты прав человека (одна из основных задач прокуратуры — защита лиц, которые лишены самостоятельной возможности защитить свои права);

— недопущения выборочного подхода к людям (запрет дискриминации, установление возможности вмешательства в процесс только при наличии на то законных оснований);

— специализации (ограниченное участие прокурора в гражданском и административном судопроизводстве, наличие обоснованной различимой цели).

Перечисленные принципы являются достаточно универсальными и могут применяться во всех странах, где возможно участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Соблюдение принципа равенства сторон стало предметом судебного разбирательства, по итогам которого было вынесено Постановление ЕСПЧ от 01.04.2010 по делу «Королев (Korolev) (№ 2) против Российской Федерации» [7]. В итоге был сделан вывод о необходимости проводить проверку соблюдение принципа «справедливого равновесия» при участии в судебном разбирательстве прокурора. Прокурор обязан быть беспристрастен, независим, его поддержка оправдана определенными условиями, о которых говорилось выше, чтобы у противоположной стороны не создавалось ощущение неравенства.

Если обращаться к системе общего пава, то в ней прокуратура даже условно не является гарантом законности и справедливого отправления правосудия. Функция органов прокуратуры в гражданском судопроизводстве сводится исключительно к представительству публичных интересов, и то преимущественно в их узком понимании, как интересов исполнительной власти. Самой распространённой для этой системы формой участия прокурора при рассмотрении гражданских дел является его участие в суде в качестве истца или ответчика от имени государства. Как и в континентальной системе права, представительство интересов государства прокуратурой осуществляется чаще всего при условии, когда невозможно определить, какой именно государственный орган в том или ином случае должен представлять интересы государства. К примеру, с целью защиты интересов государства прокуратура имеет право принимать участие в делах о взыскании ущерба с государственных учреждений, должностных лиц и даже рядовых служащих.

В ряде случаев в государствах системы общего права государственный интерес понимается шире и рассматривается как интерес всего общества. В частности, законодательством США органы прокуратуры уполномочены предъявлять иски, или поддерживать требования специальных учреждений или частных лиц, связанные с охраной от загрязнений воздуха, воды, акваторий, контролем за шумом, транспортировкой опасных грузов.

Таким образом, задачи, компетенция, формы организации и интенсивность деятельности прокуратуры в различных государствах обладают своими особенностями. Однако не смотря на специфичность законодательства есть и общие черты. Так, вне зависимости от того о правовой системе какого государства идёт речь, важно, чтобы гражданское судопроизводство осуществлялось с соблюдением принципа равенства всех перед законом и судом, включая органы прокуратуры, ограничения вмешательства государства в частные правоотношения сторон путем установления его четких пределов; учета международной судебной практики.

Литература:

  1. Авалян Р. А., Зубарев А. А. К вопросу о процессуальном статусе прокурора в гражданском процессе // Ростовский научный журнал. — 2017. — № 4. — С. 131–138.
  2. Васильчикова Н. А. Полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве // Современное право. — 2018. — № 6. — С. 97–101.
  3. Гражданский процесс зарубежных стран. Курс лекций: учебное пособие. — М., 2015. — 147 с.
  4. Гражданский процесс: учебник / Под ред. М. К. Треушникова. — М.: Статут, 2015. — 350 c.
  5. Отческая Т. И., Володина Д. В., Отческий И. Е. Теория и практика участия прокурора в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел: учебное пособие. — М.: Проспект, 2019. — 283 с.
  6. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 2003 года № 1604 «О роли прокуратуры в демократическом обществе, регулируемом верховенством права», заключение о Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» (принято на 63-й пленарной сессии 10–11 июня 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/16806413b5 (дата обращения: 12.08.2020).
  7. Постановление ЕСПЧ от 01.04.2010 «Дело «Королев (Korolev) (№ против Российской Федерации» (жалоба № 5447/03) // Правовая система «Консультант плюс», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданский процесс, дело, участие прокурора, гражданское судопроизводство, прокурор, интерес, Италия, правовой статус прокурора, Россия, Российская Федерация.


Задать вопрос