Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.11.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Бударин, С. И. Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание? / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 230-231. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74809/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.

Ключевые слова: толерантность, воспитание, взаимопонимание, многонациональность.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень не просто. Толерантность — то понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряженность. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской и подростковой среде. Взаимная нетерпимость, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) — это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность — это гармония в многообразии. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей — не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования. Основой толерантности является признание права на отличие.

«Большой современный толковый словарь русского языка» дает такое понятие толерантности: «Снисходительная терпимость к кому-либо или к чему-либо (чужому мнению, иному верованию и т. п.) как обязательное условие политического плюрализма.

Школьная жизнь, построенная на толерантности, не может базироваться на понятии «терпимость». Наверное, школе ближе понятие, данное в словаре С.Ожегова: толерантность — это нравственное качество, отражающее активную позицию и готовность к позитивному взаимодействию с людьми иной национальной, религиозной и социальной среды».

Образовательное учреждение — живой организм, в котором находят свое место совершенно разные, еще не сформировавшиеся личности. Терпимость друг к другу без взаимопонимания делают их жизнь среди других детей бедной, замкнутой в своем мире. А вот взаимопроникновение в интересы друг друга — это и есть полная насыщенная жизнь в многонациональном коллективе. В сфере воспитания толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия. Этому мы и пытаемся научить детей.

Способы воспитания толерантности различны. От простого общения «ученик — учитель» до реализации программ и проектов данного направления. В нашей школе 80 % обучающихся русской национальности и 20 % — других. Из них 12 % -цыгане. Это много для небольшой сельской школы. Конечно, влияние иных национальных культур ощущается и в общении, и в образе жизни детей, и в обучении. Чтобы сосуществование таких разных культур было не только терпимым, но и достаточно комфортным и полезным друг для друга, педагогический коллектив работает в разных направлениях.

Самое главное — привить детям с начальной школы понимание, что мы одинаково разные, и все имеем право на жизнь. Ценность своей и чужой жизни — вот основа положительного восприятия мира и себя в мире.

Предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Поэтому восприятие другой культуры как данности — еще одно направление работы педагогов.

Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе — это воспитание гражданина общества, который любит Родину, уважает государство, толерантно относится к народам, населяющим Россию, гордится достижениями страны и своего региона.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Важную роль в повышении культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В нашей школе введен «Родной язык» — предмет, помогающий привить любовь к своей стране, к своей культуре через познание языка.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. С целью изучения этнографических особенностей народов России в школе создан этнографический музей «Русская старина». Экспозиции музея посвящены особенностям не только русской культуры, но и жизни других национальностей. На базе музея проходят различные межнациональные мероприятия: выставки, чтения, праздники, встречи.

Еще одно важное направление работы — это воспитание бережного отношения к общей истории. В педагогическом понимании единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей. С этой целью в школе создан музей Боевой Славы, экспозиции которого не разделяют людей по национальностям, а представляют общий великий подвиг во имя единой Родины во время Великой Отечественной войны.

Совместная деятельность детей по обработке и изучению материалов музеев создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху.

С целью реализации программы социальной и языковой адаптации детей-инофонов, формирования комфортных взаимоотношений обучающихся разных национальностей в 2020 году наша школа в составе 10 школ Калужской области вошла в региональный проект «Одинаково разные».

Воспитание в духе толерантности сегодня направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, основанного на моральных ценностях.

Литература:

1. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся, М., 2007.

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1, 2002 № 9.

3. Трегубова О. И. Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся. 2010. Педсовет. https://pedsovet.su/publ/28–1-0–1013

  1. Актуальность толерантности. — Текст : электронный // Экзаменационные сочинения по ЕГЭ : [сайт]. — URL: https://ege-essay.ru/aktualnost-tolerantnosti/ (дата обращения: 06.11.2020).
  2. Яричевская, Л. И. Воспитание толерантности как актуальная педагогическая проблема / Л. И. Яричевская. — Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/files/vospitaniie-tolierantnosti-kak-aktual-naia-piedagh.html (дата обращения: 06.11.2020).
  3. Колякова, Е. П. Что такое толерантность? / Е. П. Колякова. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/12/09/chto-takoe-tolerantnost (дата обращения: 06.11.2020).
  4. Трегубова, О. И. Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся / О. И. Трегубова. — Текст : электронный // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU : [сайт]. — URL: https://pedsovet.su/publ/28-1-0-1013 (дата обращения: 06.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): друг, культура, толерантность, школа, воспитание, ценность.


Задать вопрос