Управление коммуникациями в условиях неопределённости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.11.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Шушкевич, Е. Е. Управление коммуникациями в условиях неопределённости / Е. Е. Шушкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 350-354. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74782/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье автором раскрывается содержание процесса управления коммуникациями в современных условиях, характеризующихся высокой степенью неопределённости. С этой целью автор предлагает определение понятия коммуникации, формулирует его особенности. Учет фактора неопределённости непосредственно влияет на основные этапы управления коммуникациями, трансформируя их.

Ключевые слова: коммуникации, неопределённость, управление.

Современный этап развития общества характеризуется бурными темпами развития науки и техники, внедрением цифровых технологий во все сферы жизни. Таким образом, повышается уровень нестабильности, что непосредственно влияет на условия хозяйствования субъектов экономической деятельности. Наиболее существенным аспектом является снижение возможности прогнозирования развивающейся ситуации ввиду ее постоянного изменения.

Другими словами, возрастает степень неопределённости процессов, протекающих в обществе. Неопределенность можно охарактеризовать как ситуацию, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях. Исходя из этого, представляется достаточно сложным оценить ее уровень, так как рыночные изменения происходят неожиданно, выявить и проверить существование каких-либо закономерностей и тенденций в рыночной деятельности практически невозможно из-за происходящих изменений [1].

В этих условиях возрастут нагрузка на менеджмент организации. В частности, в фокусе нашего внимания в рамках данной статьи — управление коммуникациями. Прежде чем раскрыть содержание управления коммуникациями в условиях неопределённости, рассмотрим, что понимают под коммуникациями.

В широком смысле слова коммуникацию следует понимать как форму информационного взаимодействия людей. При этом важными условиями является наличие обратной связи, общий социальный опыт, единый язык коммуникации. Только при выполнении вышеназванных условий возможно возникновение коммуникации и ее развитие.

Важно отметить, что близким по смыслу к понятию «коммуникация» является понятие «общение» с той лишь разницей, что общение удовлетворяет больше социальную потребность индивидов обмениваться информацией, а коммуникация еще включает в себя обмен знаниями и интеллектуальной собственностью в организации или обществе.

Учитывая выявленные особенности можно определить коммуникацию как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Предложенное определение приводит к мысли о том, что коммуникация является важной составляющей организационной культуры любой компании. Аргументируя данную позицию, отметим, что коммуникация является проводником воли руководства к работникам и обратно. Более того, качество коммуникации определяет уровень развития организационной культуры компании в целом. Если коммуникации некачественные, то не приходится говорить о наличии общих ценностей, целей, норм поведения [6].

Оценивая роль и значимость коммуникации в долгосрочной перспективе, можно отметить, что стратегическое развитие компании находится в непосредственной зависимости от коммуникаций, имеющих место в конкретной организации.

Таким образом, коммуникациями необходимо управлять, поскольку они создают необходимую для руководителя компании информационную среду и каналы, способствующие достижению поставленных целей и реализации стратегии. Управление подразумевает под собой целенаправленное воздействие субъекта управления (руководство компании) на объект управления (коммуникации) для достижения целей компании, снижения степени неопределенности при принятии управленческих решений.

Методы управленческого воздействия на коммуникации зависят от их вида. На рис. 1 представлены основные виды коммуникаций компании.

Виды коммуникаций компании [1, 5, 9]

Рис. 1. Виды коммуникаций компании [1, 5, 9]

В условиях неопределённости возрастает значимость и роль управления коммуникациями с учетом их многообразия. Представленные на рисунке виды коммуникаций являются каналами передачи информации делового и личного характера. Особенности и направленность данных каналов должны определяться существующим управленческим воздействием. Поэтому в качестве основной задачи компании в современных условиях выделяют формирование и обеспечение эффективных коммуникаций всех направлений — сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. Это связано с тем, что управление коммуникациями позволяет четко определить роль, полномочия и ответственность каждого работника в реализации планов компании по достижению поставленных целей.

Содержание управления коммуникациями в условиях неопределенности также во многом определяется потребностями самой компании. В данном случае идет речь о необходимости притока информации из вне — новые знания, сведения, позволяющие уменьшить степень неопределённости, и необходимости осуществления непосредственно общения — как внутри, так и за пределами компании (например, обратная связь от клиентов, партнеров) [4].

Учитывая вышеизложенное, управление коммуникациями в условиях неопределённости можно определить как процесс выявления закономерностей обмена информацией, знаниями и другими сведениями, их последующей адаптации потребностям компании для снижения уровня неопределённости и достижения стратегических целей.

Если рассматривать управление коммуникациями в условиях неопределённости с позиции системного подхода, можно отметить следующее. Управление коммуникациями позволяет создать необходимую информационную среду, используя при этом все виды капитала компании, для формирования добавленной стоимости и обеспечения конкурентоспособности на рынке. В широком смысле слова, что коммуникации являются отражением ценностной структуры общества, реализуемой экономической политики государства, стремления его к прогрессу.

Обобщая изложенное, представим на рис. 2 содержание управления коммуникациями в условиях неопределённости.

Основные составляющие управления коммуникациями в условиях неопределённости [2, 8]

Рис. 2. Основные составляющие управления коммуникациями в условиях неопределённости [2, 8]

Рассмотрим представленное на рисунке содержание управления коммуникациями более подробно. Итак, отправной точной в любом процессе управления является планирование. В данной случае, предполагается определение целевой аудитории, в отношении которой будет направлена коммуникация и которая будет в ней впоследствии задействована. После идентификации целевой аудитории разрабатывается план осуществления коммуникации, определяются критерии оценки его эффективности. Существование компании в условиях неопределённости диктует необходимость выявления сопутствующих рисков и расчета их величины.

Позиционирование предполагает выработку определённого поведения, курса действия компании или части ее сотрудников в отношении других участников коммуникации [3]. Трансферт включает в себя организацию информационного переноса, перевода или диалога. Презентация подразумевает информационное представление какого-либо объекта в целом, его интересов и ожидаемых результатов от коммуникации. Причем презентация тесно связана со следующим этапом — формирование деловой репутации и имиджа. Благоприятный имидж необходим для создания атмосферы доверия между партнёрами в целях их конструктивного сотрудничества. Единственным инструментом в формировании положительной деловой репутации компании является коммуникация. Поэтому данный блок выделен в самостоятельный этап [6].

Завещающим этапом предложена корректировка поведения, которая предполагает выстраивание коммуникации в наиболее благоприятном направлении, исключая возможные конфликты и недовольства [2]. На наш взгляд, данный этап является важным и необходимым условием осуществления всех предыдущих этапов. Это связано с тем, что их реализация возможна только при отсутствии конфликта. Поэтому корректировка поведения участников коммуникаций с ориентацией на бесконфликтное общение является крайне важной составляющей всего процесса управления коммуникациями.

Для эффективной реализации рассмотренных элементов управления коммуникациями в условиях неопределённости можно использовать нескольких основных подходов:

  1. Целевой подход — коммуникация направляется на конкретную целевую аудиторию. Это достигается посредством четкой формулировки сообщения, что повышает его восприятие и принятие. При этом необходимо помнить про важность, как вербального, так и невербального сообщения (если коммуникация не письменная, и ее участники имеют возможность видеть наши жесты, мимику, слышать интонацию и т. д.)
  2. Круговой подход — коммуникации направлены на развитие неформальных отношений, укрепляющих коллектив и повышающих его сплоченность. В этих целях коммуникации должны осуществляться открыто и свободно, предоставляя право каждого иметь свою точку зрения, которая не порицается, а обсуждается и аргументированно оценивается. В результате формируется коллектив, в котором работники не боятся проявить инициативу и готовы высказывать собственную точку зрения.
  3. Проактивный подход — предполагает установление коммуникаций через действия, основанные на интуиции. Основная суть данного метода сводится к тому, что успешная коммуникация возможна только в том случае, когда имеет место принятие общих правил и образов [7, 9].

Резюмируя изложенное, отметим, что для эффективного управления коммуникациями в условиях неопределённости необходимо последовательно осуществлять определенные этапы, направленные на удовлетворение информационных потребностей компании для достижения ее стратегических целей. В этом случае конченым результатом управления коммуникациями является снижение степени неопределённости и, как следствие, принятие более качественных управленческих решений. Для достижения данного эффекта необходимо соответствующее ресурсное обеспечение, предполагающего использование всех видов капитала компании.

Литература:

  1. Антонов Г. Д. Стратегическое управление организацией: учебное пособие / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 239 с.
  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020–320 с.
  3. Иванова И. А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 305 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450097 (дата обращения: 29.09.2020).
  4. Киселев А. Г. Информация и коммуникация в государственном управлении: монография / А. Г. Киселёв, П. Н. Киричёк. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 268 с. — Текст: электронный. — Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1002821 (дата обращения: 01.10.2020).
  5. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е. И. Кривокора.– И.:ИНФРА-М, 2019. — 190 с.
  6. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 431 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/449289 (дата обращения: 30.09.2020).
  7. Одегов Ю. Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 467 с. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/449872 (дата обращения: 30.09.2020).
  8. Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Коммуникативная эффективность делового общения: Монография.– 2-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. — 169 с.
  9. Папкова О. В. Деловые коммуникации: учебник / О. В. Папкова. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, управление коммуникациями, содержание управления, целевая аудитория, вид капитала компании, достижение, обратная связь, процесс управления, широкий смысл слова.


Задать вопрос