Методика расследования торговли людьми, взаимодействие оперативно розыскных и следственных подразделений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Лазарь, В. А. Методика расследования торговли людьми, взаимодействие оперативно розыскных и следственных подразделений / В. А. Лазарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74768/ (дата обращения: 26.02.2021).



В данной статье рассматривается проблема расследования такого преступления, как торговля людьми, нюансы, с которыми сталкивается следователь на первоначальном и последующих этапах расследования.

Ключевые слова: торговля людьми, рабство, преступник, жертва, расследование.

Торговля людьми является достаточно древним преступлением, превращающим человека в товар, лишающим его естественных прав, превращая его в раба. Одно из первых упоминаний о рабстве было найдено в Месопотамском кодексе Хаммурапи (около 1860 г. до н. э.), ранее такое поведение преступлением не считалось, сейчас за это наступает уголовная ответственность, однако явление само по себе никуда не исчезло.

В основном законе нашей страны закреплено, что человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства [1]. Торговля людьми грубо нарушает права, принадлежащие человеку от рождения.

Торговля людьми — преступление с высокой латентностью, которая сохраняется, несмотря на широкое освещение в средствах массовой информации. При раскрытии и расследовании такого преступления у следователя на пути встает немало задач, справиться с которыми под силу лишь обладая достаточными знаниями и опытом. При осуществлении деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию торговли людьми, выделяют два основных подхода:

− Выявление, раскрытие и расследование преступления на основании информации, полученной от жертвы торговли людьми;

− Выявление, раскрытие и расследование преступления на основании информации, полученной в результате целенаправленной разведывательной деятельности оперативно-розыскных подразделений.

Первый подход представляется менее эффективным, поскольку жертва не обладает полным спектром информации о специфики и направленности деятельности преступников, объективно воспринимать обстоятельства она не могла, поскольку все время находилась под давлением с их стороны. Также стоит учитывать, что жертва торговли людьми, при даче показаний, так или иначе сталкивается с непреодолимыми психологическими трудностями, поскольку опасается в будущем репрессий в отношении себя или своих близких. В любом случае, без оперативно-розыскных мероприятий невозможно собрать весь объем информации о преступлении, тем более, что торговцы людьми воспринимают жертву как товар, который подлежит вербовке, перевозке и последующей эксплуатации, поэтому они тщательно планируют тактику своей преступной деятельности, принимают меры, по сокрытию следов своего рода криминального бизнеса. Более того, жертва может отказаться от показаний на любом этапе расследования, поэтому необходимо направить деятельность оперативных служб на собирания доказательств, которые не будут зависеть от показаний потерпевшего, дабы обезопасить себя от обвинений, которые будут основаны, лишь на подозрениях.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что при расследовании торговли людьми целесообразно использовать второй подход, который предполагает выявление объективной информации, которая может свидетельствовать о данном преступлении. Проблема в том, что анализ современной практики показывает, что деятельность правоохранительных органов по данному направлению узконаправленна и не обладает такими свойствами эффективной работы в области борьбы с преступлениями, как многогранность, масштабность, системность, комплексность. Так происходит из-за поверхностного исследования обстоятельств совершения преступления, современная практика расследования подобных преступлений идет по пути наименьшего сопротивления. Такой подход к борьбе с преступностью, безусловно, прост, но не с точки зрения результатов реального воздействия на ситуацию, он способствует скорее укрупнению преступной деятельности в области торговли людьми на территории своей страны.

Для эффективной борьбы с торговлей людьми необходимо использовать определенные средства и методы выявления, раскрытия, предупреждения, пресечения данного преступления. Из числа таких способов выделяют следующие: опрос, наведение справок, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, прослушивание телефонных переговоров, проверочная закупка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент [2]. Важно, чтобы все эти мероприятия проводились оперативно-розыскными подразделениями только в контексте строго определенных задач, которые могут быть решены при их проведении.

Важное место в борьбе с торговлей людьми занимает взаимодействие оперативно-розыскных и следственных подразделений. Для следствия необходимо, чтобы информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности, была документально закреплена, только в этом случае, возможно, ее дальнейшее использование. Документирование оперативно-розыскной деятельности в России осуществляется путем заведения дела оперативного учета, целесообразно начинать взаимодействие оперативных служб со следователями уже на начальной стадии документирования, то есть с начала принятия уполномоченным должностным лицом решения о заведении дела оперативного учета.

Более того, взаимодействие следователя с оперативными службами необходимо начинать не только при ведении дел оперативной разработки, но и дел оперативной проверки. Такой контакт поможет получить помощь в правовой оценке, а также наметить круг вопросов, подлежащих дополнительной проверки. Однако на практике подобная установка не всегда находит поддержку у оперативных подразделений [3].

Взаимодействие оперативных служб с органами предварительного расследование позволяет выяснить:

− В достаточном ли объеме выявлены и документально закреплены все эпизоды преступной деятельности торговцев людьми и лиц, осуществляющих эксплуатацию человека, являющихся объектами документирования;

− Проверены ли данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и осуществлении предварительного следствия;

− Нет ли между полученными сведениями противоречий, свидетельствующих об обстоятельствах, исключающих возбуждение уголовного дела и привлечение разрабатываемых лиц к уголовной ответственности;

− Какие материалы, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, можно использовать в ходе расследования по уголовному делу в качестве доказательств.

Именно после того, как будет решен каждый из этих вопросов, необходимо принимать решения о возбуждении уголовного дела и реализации оперативных материалов. Также будет эффективно разработать совместный план действий, в котором определяется тактика реализации оперативных материалов. Эффективнее всего, оперативные материалы и сведения, указывающие на факты торговли людьми обсуждать на совместных совещаниях. Только при соблюдении всех условий можно вовремя дать оценку материалам, содержащимся в деле оперативного учета на предмет наличия в них достаточных данных, свидетельствующих обо всех элементах криминальной деятельности рассматриваемого типа.

Более того, контакт оперативных подразделений и следственных органов позволит выяснить, например, в достаточном ли объеме выявлены и документально закреплены все эпизоды преступной деятельности торговцев людьми и лиц, осуществляющих эксплуатацию человека, являющихся объектами документирования. Или, например, проверены ли данные, которые предполагается использовать при возбуждении уголовного дела и осуществлении предварительного следствия, нет ли противоречия между полученными сведениями и какие материалы можно использовать в будущем в качестве доказательств по делу. Именно после того, как будут решены данного рода вопросы, можно принимать решение о возбуждении уголовного дела и реализации оперативных материалов. При этом, перед реализацией оперативных материалов необходимо разработать план совместных действий, где будет определяться тактика реализации и наиболее благоприятное для этого время.

Уже после возбуждения уголовного дела и выполнения плана реализации оперативных материалов необходимо составить совместный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который может корректироваться в ходе реализации. Оперативные данные, свидетельствующие о признаках торговли людьми, могут быть получены как до возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного расследования. В любом случае, они служат основой для формирования доказательственной базы, а также помогают определить дальнейшую тактику следственных действий.

Таким образом, мы видим, как важно взаимодействие оперативных подразделений и следственных органов. Однако на деле такое взаимодействие трансформируется в малоэффективное направление деятельности. Более того, анализ практики применения ведомственных нормативно правовых актов правоохранительных органов, регламентирующих общие и частные вопросы взаимодействия следственных и оперативных подразделений, свидетельствует о ненадлежащем их исполнении.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Бекмагамбетов, А. Б. Особенности историко-правового и социокриминологического изучения феномена торговли людьми [Электронный ресурс] / А. Б. Бекмагамбетов. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2018–196 с.
  3. Дубоносов, Евгений Серафимович. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / Е. С. Дубоносов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Электрон. текстовые дан. — Москва: Юрайт, 2014–442 с.
Основные термины (генерируются автоматически): торговля людьми, возбуждение уголовного дела, преступная деятельность, материал, оперативно-розыскная деятельность, оперативный учет, преступление, торговец людьми, предварительное следствие, уголовная ответственность.


Задать вопрос