Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.11.2020

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Шаяхметова, З. П. Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях / З. П. Шаяхметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 270-274. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74741/ (дата обращения: 16.01.2022).



В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: качество образования, образовательный процесс, организационно-педагогическое условие управления, развивающая предметно-пространственная среда, внутренний контроль, дошкольное образовательное учреждение.

Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения, соблюдение всех условий определяется посредством контроля. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» (от 01.09.2013 г.) в образовательных учреждения осуществляется «Лицензирование образовательной деятельности» ст.91, «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» ст. 93, «Педагогическая экспертиза» ст. 94, «Независимая оценка качества образования» ст. 95. [7]

Контроль согласно указанным статьям осуществляется органами управления образованием, профессиональными сообществами и общественными организациями (внешний аудит), другими словами, это внешний контроль. В него входит:

– оценка соответствия условий образовательного процесса лицензионным требованиям;

– оценка соответствия содержания, уровня и качества образования аттестационным требованиям;

– оценка соответствия целей, условий, содержания и результатов (эффективности) образовательного процесса аккредитационным показателям к учреждению заявленного типа и вида.

Для оптимизации образовательной деятельности руководителем учреждения осуществляется внутренний контроль. Главная задача внутреннего контроля — своевременно выявить проблему и наметить пути решения.

Существуют несколько видов внутреннего контроля:

– предупредительный контроль способствует оказанию помощи, предупреждает о возможных ошибках, это может беседа с педагогом, составления плана работы и др.;

– оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о соблюдение основных режимных моментов в дошкольном учреждении; о результатах педагогического процесса;

– итоговый контроль осуществляется в конце года по результатам образовательной деятельности воспитанников;

– тематический контроль проводится в рамках изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

В условиях реализации ФГОС ДО управление качеством образования в дошкольном учреждении предполагает соблюдение основных его требований. Поэтому необходим некий внутренний контроль над качеством образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно Стандарту освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Разработчики стандарта рассматривают данный документ как перечень базовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает в себя [4]:

– требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы;

– требования к кадровым условиям реализации программы;

– требования к материально-техническим условиям реализации программы;

– требования к финансовым условиям реализации программы к развивающей предметно-пространственной среде.

Учет данных требований будет способствовать своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций, своевременному принятию управленческих решений.

В качестве внутреннего контроля необходимо использовать мониторинг качества образования.

М. М. Поташник определяет образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. [3]

С. Е. Шишов и В. А. Кальней под мониторингом качества обучения понимают совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ребенка от незнания к знанию. [8]

Можно сказать, что мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за деятельностью объекта, в нашем случае за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, сбор, анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту.

В качестве методов можно использовать: наблюдение, анкетирование, беседы, изучение продуктов детской деятельности, опыта педагога, анализ документации, анализ образовательной среды и др. [1]

Для этого необходимо определить по каким критериям и показателям будет осуществляться мониторинг, что необходимо учитывать.

К. Ю. Белая обусловливает зависимость качества образовательной деятельности дошкольного учреждения от качества работы педагогического персонала, от взаимоотношений в педагогическом коллективе, от условий, предоставленных руководителем для творческой самореализации педагогов в работе с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. [6]

Н. А. Виноградова отмечает, что при анализе качества современного дошкольного образования наряду с управлением качеством процесса и результата необходимо включить качество условий. [2]

В связи с тем, что дошкольное образовательное учреждение рассматривается как составляющая сферы услуг для населения, важным критерием является — соответствие ожиданиям и требованиям потребителя, т. е. способность обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса.

О. А. Сафонова представляет мониторинг качества образования в виде четырех блоков [5]:

– качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей);

– качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса);

– качество управления;

– качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.

Исходя из этого, можно отметить, что в процессе мониторинга качества образования в условиях ФГОС ДО необходимо учитывать:

– базовые условия реализации ООП ДО;

– условия организации деятельности ДОУ;

– мнения субъектов образовательного учреждения.

Мы определили организационно-педагогические условия управления качеством образования в ДОУ в условиях ФГОС ДО и на основе этого составили таблицу 1 «Организационно-педагогические условия управления качеством образования ДОУ», которая поможет руководителям оптимизировать деятельность учреждения в условиях реализации Стандарта.

Таблица 1

Организационно-педагогические условия управления качеством образования ДОУ

Организационно-педагогические условия

Контроль

МОНИТОРИНГ

Выполнение базового стандарта

Выполнение требований к планированию образования на основании требований ФГОС

Анализ документов

Сформированность заявленных качеств личности развития детей при освоении воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Мониторинг уровня развития детей

Обеспечивающие факторы

Материально-техническое обеспечение

Анализ документации

Информационно-развивающая среда

Анализ документации, официального сайта учреждения

Развивающая предметно-пространственная среда

Анализ по критериям ФГОС

Кадровое обеспечение

Анализ документации

Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения

Удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в ДОУ

Анкетирование

Удовлетворенность педагогов условиями организации рабочего процесса в ДОУ

Анкетирование

Удовлетворенность воспитанников ДОУ

Проективная методика «Люшера»

Корректирующие предупреждающие действия, на основании анализа качества образования в ДОУ

Коррекция планирования

Рассмотрим более подробно каждый показатели и критерии в таблице 2.

Таблица 2

Критерии и показатели организационно-педагогических условий управления качеством образования ДОУ

Критерий

Показатели

Выполнение требований к планированию образования на основании требований ФГОС

– в содержание отражены направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

– указаны формы, средства и методы реализации программы;

– представлены способы и направления поддержки детской одарённости;

– представлены способы и направления поддержки детской инициативы;

– описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

– указаны иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Сформированность заявленных качеств личности развития детей при освоении воспитанниками ООП ДОУ

Показатели определяются согласно образовательной программе конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение

– соблюдение санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов;

– соответствие пожарной безопасности;

– соответствие средств обучения и воспитания возрастам и индивидуальным особенностям развития детей;

– оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

– наличие оборудования.

Информационно-развивающая среда

– наличие средств информационно-коммуникативных технологий;

– наличие учебно-методического обеспечения.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

– содержательно-насыщенной;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– вариативной;

– доступной;

– безопасной.

Кадровое обеспечение

– квалификация педагогических кадров;

– образовательный уровень педагогов;

– возрастной состав педагогов;

– стаж педагогической работы.

Удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в ДОУ

– удовлетворённость оснащением ДОУ;

– удовлетворённость развитием ребёнка;

– удовлетворённость качеством получаемой информации;

– удовлетворённость деятельностью педагогов.

Удовлетворенность педагогов условиями организации рабочего процесса в ДОУ

– удовлетворённость условиями организации труда;

– удовлетворённость возможностями для повышения квалификации, которые предоставляет администрация ДОУ;

– удовлетворённость оснащенностью рабочего места;

– удовлетворённость управлением изменениями в деятельности ДОУ;

– удовлетворённость охраной труда и его безопасностью;

– удовлетворённость деятельностью администрации;

– удовлетворённость отношением со стороны руководства;

– удовлетворённость участием в принятии управленческих решений;

– удовлетворённость признанием Ваших успехов и достижений.

Удовлетворенность воспитанников ДОУ

Согласно Цветовому тесту М. Люшера определяется эмоциональное отношение ребенка к посещению ДОУ.

Считаем, что мониторинг организационно-педагогических условий управления качеством образования в ДОУ как один из основных инструментов в системе управления позволит реализовать функции управления в образовательной организации в процессе реализации ФГОС ДО.

Результаты мониторинга являются основой для своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданию условий, в целях получения качественного образования.

Литература:

  1. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] // Директор школы. — 2007. — № 5. — С. 25–29.
  2. Виноградова Н. А. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Издательство «Юрайт», 2014. — 394 с.
  3. Поташник М. М. Управление качеством образования [текст] /М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2006–448 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «Консультант Плюс» — режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_154637/ (дата обращения 07.10.2020)
  5. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / О. А. Сафонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
  6. Третьяков П. И. Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Перспектива, 2010. — С. 36.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2016. — 160 с.
  8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования [текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — 3-е изд., испр., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001–320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, качество образования, организационно-педагогическое условие управления, развивающая предметно-пространственная среда, внутренний контроль, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, анализ документации, дошкольное учреждение, образовательная деятельность.


Задать вопрос