Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.11.2020

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Шаяхметова, З. П. Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях / З. П. Шаяхметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 270-274. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74741/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: качество образования, образовательный процесс, организационно-педагогическое условие управления, развивающая предметно-пространственная среда, внутренний контроль, дошкольное образовательное учреждение.

Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения, соблюдение всех условий определяется посредством контроля. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» (от 01.09.2013 г.) в образовательных учреждения осуществляется «Лицензирование образовательной деятельности» ст.91, «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» ст. 93, «Педагогическая экспертиза» ст. 94, «Независимая оценка качества образования» ст. 95. [7]

Контроль согласно указанным статьям осуществляется органами управления образованием, профессиональными сообществами и общественными организациями (внешний аудит), другими словами, это внешний контроль. В него входит:

– оценка соответствия условий образовательного процесса лицензионным требованиям;

– оценка соответствия содержания, уровня и качества образования аттестационным требованиям;

– оценка соответствия целей, условий, содержания и результатов (эффективности) образовательного процесса аккредитационным показателям к учреждению заявленного типа и вида.

Для оптимизации образовательной деятельности руководителем учреждения осуществляется внутренний контроль. Главная задача внутреннего контроля — своевременно выявить проблему и наметить пути решения.

Существуют несколько видов внутреннего контроля:

– предупредительный контроль способствует оказанию помощи, предупреждает о возможных ошибках, это может беседа с педагогом, составления плана работы и др.;

– оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о соблюдение основных режимных моментов в дошкольном учреждении; о результатах педагогического процесса;

– итоговый контроль осуществляется в конце года по результатам образовательной деятельности воспитанников;

– тематический контроль проводится в рамках изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

В условиях реализации ФГОС ДО управление качеством образования в дошкольном учреждении предполагает соблюдение основных его требований. Поэтому необходим некий внутренний контроль над качеством образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно Стандарту освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Разработчики стандарта рассматривают данный документ как перечень базовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает в себя [4]:

– требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы;

– требования к кадровым условиям реализации программы;

– требования к материально-техническим условиям реализации программы;

– требования к финансовым условиям реализации программы к развивающей предметно-пространственной среде.

Учет данных требований будет способствовать своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций, своевременному принятию управленческих решений.

В качестве внутреннего контроля необходимо использовать мониторинг качества образования.

М. М. Поташник определяет образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. [3]

С. Е. Шишов и В. А. Кальней под мониторингом качества обучения понимают совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ребенка от незнания к знанию. [8]

Можно сказать, что мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за деятельностью объекта, в нашем случае за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, сбор, анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту.

В качестве методов можно использовать: наблюдение, анкетирование, беседы, изучение продуктов детской деятельности, опыта педагога, анализ документации, анализ образовательной среды и др. [1]

Для этого необходимо определить по каким критериям и показателям будет осуществляться мониторинг, что необходимо учитывать.

К. Ю. Белая обусловливает зависимость качества образовательной деятельности дошкольного учреждения от качества работы педагогического персонала, от взаимоотношений в педагогическом коллективе, от условий, предоставленных руководителем для творческой самореализации педагогов в работе с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. [6]

Н. А. Виноградова отмечает, что при анализе качества современного дошкольного образования наряду с управлением качеством процесса и результата необходимо включить качество условий. [2]

В связи с тем, что дошкольное образовательное учреждение рассматривается как составляющая сферы услуг для населения, важным критерием является — соответствие ожиданиям и требованиям потребителя, т. е. способность обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса.

О. А. Сафонова представляет мониторинг качества образования в виде четырех блоков [5]:

– качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей);

– качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса);

– качество управления;

– качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.

Исходя из этого, можно отметить, что в процессе мониторинга качества образования в условиях ФГОС ДО необходимо учитывать:

– базовые условия реализации ООП ДО;

– условия организации деятельности ДОУ;

– мнения субъектов образовательного учреждения.

Мы определили организационно-педагогические условия управления качеством образования в ДОУ в условиях ФГОС ДО и на основе этого составили таблицу 1 «Организационно-педагогические условия управления качеством образования ДОУ», которая поможет руководителям оптимизировать деятельность учреждения в условиях реализации Стандарта.

Таблица 1

Организационно-педагогические условия управления качеством образования ДОУ

Организационно-педагогические условия

Контроль

МОНИТОРИНГ

Выполнение базового стандарта

Выполнение требований к планированию образования на основании требований ФГОС

Анализ документов

Сформированность заявленных качеств личности развития детей при освоении воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Мониторинг уровня развития детей

Обеспечивающие факторы

Материально-техническое обеспечение

Анализ документации

Информационно-развивающая среда

Анализ документации, официального сайта учреждения

Развивающая предметно-пространственная среда

Анализ по критериям ФГОС

Кадровое обеспечение

Анализ документации

Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения

Удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в ДОУ

Анкетирование

Удовлетворенность педагогов условиями организации рабочего процесса в ДОУ

Анкетирование

Удовлетворенность воспитанников ДОУ

Проективная методика «Люшера»

Корректирующие предупреждающие действия, на основании анализа качества образования в ДОУ

Коррекция планирования

Рассмотрим более подробно каждый показатели и критерии в таблице 2.

Таблица 2

Критерии и показатели организационно-педагогических условий управления качеством образования ДОУ

Критерий

Показатели

Выполнение требований к планированию образования на основании требований ФГОС

– в содержание отражены направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

– указаны формы, средства и методы реализации программы;

– представлены способы и направления поддержки детской одарённости;

– представлены способы и направления поддержки детской инициативы;

– описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

– указаны иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Сформированность заявленных качеств личности развития детей при освоении воспитанниками ООП ДОУ

Показатели определяются согласно образовательной программе конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение

– соблюдение санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов;

– соответствие пожарной безопасности;

– соответствие средств обучения и воспитания возрастам и индивидуальным особенностям развития детей;

– оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

– наличие оборудования.

Информационно-развивающая среда

– наличие средств информационно-коммуникативных технологий;

– наличие учебно-методического обеспечения.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

– содержательно-насыщенной;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– вариативной;

– доступной;

– безопасной.

Кадровое обеспечение

– квалификация педагогических кадров;

– образовательный уровень педагогов;

– возрастной состав педагогов;

– стаж педагогической работы.

Удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в ДОУ

– удовлетворённость оснащением ДОУ;

– удовлетворённость развитием ребёнка;

– удовлетворённость качеством получаемой информации;

– удовлетворённость деятельностью педагогов.

Удовлетворенность педагогов условиями организации рабочего процесса в ДОУ

– удовлетворённость условиями организации труда;

– удовлетворённость возможностями для повышения квалификации, которые предоставляет администрация ДОУ;

– удовлетворённость оснащенностью рабочего места;

– удовлетворённость управлением изменениями в деятельности ДОУ;

– удовлетворённость охраной труда и его безопасностью;

– удовлетворённость деятельностью администрации;

– удовлетворённость отношением со стороны руководства;

– удовлетворённость участием в принятии управленческих решений;

– удовлетворённость признанием Ваших успехов и достижений.

Удовлетворенность воспитанников ДОУ

Согласно Цветовому тесту М. Люшера определяется эмоциональное отношение ребенка к посещению ДОУ.

Считаем, что мониторинг организационно-педагогических условий управления качеством образования в ДОУ как один из основных инструментов в системе управления позволит реализовать функции управления в образовательной организации в процессе реализации ФГОС ДО.

Результаты мониторинга являются основой для своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданию условий, в целях получения качественного образования.

Литература:

  1. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] // Директор школы. — 2007. — № 5. — С. 25–29.
  2. Виноградова Н. А. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Издательство «Юрайт», 2014. — 394 с.
  3. Поташник М. М. Управление качеством образования [текст] /М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2006–448 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «Консультант Плюс» — режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_154637/ (дата обращения 07.10.2020)
  5. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / О. А. Сафонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
  6. Третьяков П. И. Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Перспектива, 2010. — С. 36.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2016. — 160 с.
  8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования [текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — 3-е изд., испр., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001–320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, качество образования, организационно-педагогическое условие управления, развивающая предметно-пространственная среда, внутренний контроль, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, анализ документации, дошкольное учреждение, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда в системе...

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией. Авторы: Десятова Вероника Андреевна, Моложавенко Вера Леонидовна.

При проведении анализа нормативных документов в сфере дошкольного образования за период 90-х — 2000-х гг. можно сделать вывод, что в официальном понимании термина качество дошкольного образования долгое время преобладало суждение о том, что качество созданных условий и определяет качество в целом и, по сути, тождественно им. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», качество образования рассматривается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Специфика управления дошкольной образовательной...

В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители; управляющий совет, педагогический совет. Объектами управления могут выступать физические и юридические лица, а также социально- экономические системы и процессы.

Посредством управления развитием образовательной организации обеспечивается целенаправленность деятельности коллектива по наращиванию его образовательного потенциала, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [4, с. 121]. По мнению Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной, Л. Г. Богославец, целесообразно ставить акцент на управление качеством образования, в частности качеством дошкольного образования.

Психолого-педагогические основы организации...

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

В условиях реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена, «средовый подход, его развитие и конкретизация в дошкольном образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку образовательная предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием преодоления указанных противоречий [9].

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических...

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного...

 Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Развивающая среда — это определенным

Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] Дошкольное образование в России. — М., 1997). Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. Молодой ученый. — 2012. — № 5.

Проектирование основной образовательной программы...

Предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. То есть, необходимость создания оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекания образовательного процесса. Актуальным остается и вопрос создания финансовых условий, позволяющих решать вопросы финансирования современной

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. В основу планирования образовательного процесса во многих детских садах положен тематический принцип. Преимущества комплексно-тематического принципа планирования для дошкольников:  делает жизнь воспитанников более интересной, насыщенной;  при организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных...

Особенности организации развивающей...

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

– Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03–51–46ин/14–03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». Созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда является одним из основных показателей качества дошкольного...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Образовательный процесс в условиях ДОО — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться [1]. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области

Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)

 Основными приоритетами развития системы дошкольного образования в РФ на сегодняшний день являются: повышение качества и доступности дошкольного образования. Качество образования — это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов требованиям и ожиданиям заказчиков — государства, общества, личности.

Развивающая среда создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. При этом дошкольная организация обеспечивает вовлечение семей непосредственно в деятельность, внедряя современные формы работы. Внедрена инновационная модель активизации родителей путем нравственно-патриотического и трудового воспитания дошкольников посредством реализации программы «Люблю свой город Омутнинск».

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Анализ существующих механизмов оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения выявил отсутствие таких важных в процессе оценивания действий как определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества и определение значений показателей качества. Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки. Для отслеживания всей системы деятельности дошкольного учреждения необходимо разработать критерии оценки качества на каждом уровне, учитывая специфику наблюдаемых объектов. При переходе на следующий уровень системы управления необходимо провести мониторинг качества дошкольного образования на нижних уровнях системы управления [3, 57].

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда в системе...

Развивающая предметно-пространственная среда в системе управления качеством дошкольной образовательной организацией. Авторы: Десятова Вероника Андреевна, Моложавенко Вера Леонидовна.

При проведении анализа нормативных документов в сфере дошкольного образования за период 90-х — 2000-х гг. можно сделать вывод, что в официальном понимании термина качество дошкольного образования долгое время преобладало суждение о том, что качество созданных условий и определяет качество в целом и, по сути, тождественно им. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», качество образования рассматривается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам...

Специфика управления дошкольной образовательной...

В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители; управляющий совет, педагогический совет. Объектами управления могут выступать физические и юридические лица, а также социально- экономические системы и процессы.

Посредством управления развитием образовательной организации обеспечивается целенаправленность деятельности коллектива по наращиванию его образовательного потенциала, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [4, с. 121]. По мнению Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной, Л. Г. Богославец, целесообразно ставить акцент на управление качеством образования, в частности качеством дошкольного образования.

Психолого-педагогические основы организации...

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

В условиях реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена, «средовый подход, его развитие и конкретизация в дошкольном образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку образовательная предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием преодоления указанных противоречий [9].

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических...

Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного...

 Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Развивающая среда — это определенным

Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] Дошкольное образование в России. — М., 1997). Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. Молодой ученый. — 2012. — № 5.

Проектирование основной образовательной программы...

Предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. То есть, необходимость создания оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекания образовательного процесса. Актуальным остается и вопрос создания финансовых условий, позволяющих решать вопросы финансирования современной

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. В основу планирования образовательного процесса во многих детских садах положен тематический принцип. Преимущества комплексно-тематического принципа планирования для дошкольников:  делает жизнь воспитанников более интересной, насыщенной;  при организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных...

Особенности организации развивающей...

«Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

– Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03–51–46ин/14–03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье». Созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда является одним из основных показателей качества дошкольного...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Образовательный процесс в условиях ДОО — это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться [1]. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области

Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)

 Основными приоритетами развития системы дошкольного образования в РФ на сегодняшний день являются: повышение качества и доступности дошкольного образования. Качество образования — это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов требованиям и ожиданиям заказчиков — государства, общества, личности.

Развивающая среда создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. При этом дошкольная организация обеспечивает вовлечение семей непосредственно в деятельность, внедряя современные формы работы. Внедрена инновационная модель активизации родителей путем нравственно-патриотического и трудового воспитания дошкольников посредством реализации программы «Люблю свой город Омутнинск».

Комплексная оценка качества образовательной деятельности...

Анализ существующих механизмов оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения выявил отсутствие таких важных в процессе оценивания действий как определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества и определение значений показателей качества. Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки. Для отслеживания всей системы деятельности дошкольного учреждения необходимо разработать критерии оценки качества на каждом уровне, учитывая специфику наблюдаемых объектов. При переходе на следующий уровень системы управления необходимо провести мониторинг качества дошкольного образования на нижних уровнях системы управления [3, 57].

Задать вопрос