Система и виды государственной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.11.2020

Статья просмотрена: 333 раза

Библиографическое описание:

Никитина, О. В. Система и виды государственной службы / О. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74739/ (дата обращения: 27.01.2022).



Встатье проведен анализ существующей системы государственной службы. Рассмотрены ее виды и их функциональные особенности. Представлены направления подготовки кадров государственных служащих в современной Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, институт, система государственной службы, виды государственной службы

В современной России существует президентская программа подготовки кадров в сфере управления, по которой дается поручение по организации стажировки преподавателей в крупнейших вузах России и за рубежом, что также подтверждает огромную значимость для государства управленческой функции.

На сегодняшний день существуют различные классификации правовых ограничений, которые устанавливаются для государственных гражданских служащих. Так, такой автор, как В. А. Козбаненко выделяет общие специальные ограничения. «Общие являются неизменным элементом в своем нормативном содержании для всех гражданских служащих. Специальные связаны с особенностями их профессиональной деятельности и могут вводиться только на основании федерального закона или устанавливаться подзаконными актами в зависимости от того, на какую сферу отношений они направлены» [2, c. 5].

Е. В. Охотский рассматривает разделение ограничений, учитывая цели их установления на: «ограничения, касающиеся политической сферы; ограничения направленные на недопущения использования служебных полномочий; ограничения направленные на недопущения получения неимущественных выгод; запреты на использование неслужебных целях средств материально- технического и информационного обеспечения, другого государственного имущества» [3, c.23].

Государственная гражданская служба делится на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Важная роль в системе государственной службы Российской Федерации отводится военной службе. «Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, представляющий профессиональную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства».

Военная служба характеризуется рядом признаков, а именно:

  1. Обеспечение безопасности граждан, государства и общества, а также защита их основных прав, публичных интересов, ценностей, охрана общественного порядка;
  2. Наличие специальных званий и атрибутики;
  3. Выполнение профессионального долга даже при условиях повышенного риска для жизни и здоровья;
  4. Проведение обязательных специальных занятий в служебное время (различные подготовки, соревнования, учения);
  5. Более строгая дисциплина. Главной целью военной службы является «защита страны от посягательства других государств на территориальную целостность, суверенитет, конституционный строй, а также военный и экономический потенциал страны».

Так, службу можно поделить на такую, как по призыву и по контракту. Кроме того, военная служба от любой деятельности в гражданской сфере отличается различными методами, возможностями, приложением сил, требованиями к лицу, а также условиями достижения цели. В условиях существования реальных угроз как внутренних, так и внешних для страны, а также факторов, которые способствуют изменению этой опасности в сторону появления военной угрозы Российской Федерации, военная служба будет самой необходимой деятельностью в Вооруженных Силах.

Таким образом, можно сказать, что прохождение военной службы — это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания. К военнослужащим, которые проходят службу по контракту, можно отнести офицеров, мичманов и прапорщиков, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, сержантов, старшин, солдат, матросов, которые зачислены на данную службу.

Таким образом, особенности военной службы и ее прохождения определяется федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативно-правовыми актами. Военная служба подразделяется на службу по призыву и контракту. По призыву лица проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии России, пограничных войсках (ФСБ), Железнодорожных войсках Российской Федерации. В другие войска и формирования граждане направляются согласно указу Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, которые замещаются военнослужащими, проходящими службу по призыву. Служба по контракту проходят в течение установленного срока, учитывая добросовестное исполнение должностных и специальных обязанностей, установленных нормативными правовыми актами.

Кроме того, отдельные аспекты прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Иные виды государственной службы Конституционное и муниципальное право. Конституционный судебный процесс.

Перечень государственных органов, в которых предусмотрен данный вид службы, устанавливается Президентом Российской Федерации. На сегодняшний день законодатель не принял никакого самостоятельного закона по данной службе. Деятельность государственных служащих в данной сфере общественных отношений регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет определенные функции по реализации и выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции. В МВД Российской Федерации, как в Следственном Комитете России и МЧС, предусмотрена военная, федеральная гражданская государственная служба, и иные виды государственной службы.
  2. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст Российской Федерации) — это федеральное министерство, которое проводит определенную государственную политику и осуществляет управление в сфере юстиции, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
  3. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — это федеральное министерство, одно из аварийно-спасательных служб Российской Федерации.
  4. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) — федеральная служба в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, и входит в систему федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
  5. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — «федеральный орган исполнительной власти, который подведомствен Минюсту Российской Федерации, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, которые подозреваются либо обвиняются в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
  6. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
  7. Следственный комитет Российской Конституционное и муниципальное право. Конституционный судебный процесс. Административное право и административная деятельность 89 Федерации (СК РФ) — это федеральный государственный орган, который осуществляет полномочия, касающиеся сфер уголовного судопроизводства, а также другие полномочия в соответствии с законодательством.
  8. Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Таким образом, с недавнего времени система государственной правоохранительной службы претерпела некоторые изменения. Само понятие исключили из перечня, тем самым, понятие «правоохранительная служба» заменилось на иные виды госслужбы. Так, правоохранительная служба прослеживается во многих государственных органах (Прокуратура Российской Федерации, ФСИН, МВД и другие). Кроме того, условия прохождения правоохранительной службы регулируется Федеральными законами, действующими в отношении только указанных органов (Федеральные законы: «О полиции», «О прокуратуре» и другие). Единого Закона о иных видах государственной службы не существует.

Кроме того, стоит учесть, что не так давно в Российской Федерации создана совершенно новая служба на базе внутренних войск МВД Российской Федерации — Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Новая структура занимается борьбой с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД Российской Федерации продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа (отряды по охране массовых мероприятий и борьбе с беспорядками), СОБРа (отряды по захвату вооруженных и опасных преступников, и так далее.

Кроме того, Национальной гвардии доверена реализация других государственных функций, связанных с частной охранной деятельностью, вневедомственной охраной, контролем за оборотом гражданского оружия и т. д. Войска национальной гвардии, вероятнее всего, будут участвовать и в пресечении несанкционированных массовых акций.

Таким образом, данные изменения, произошедшие не столь давно, в отношении правоохранительной службы окажут весомое влияние на дальнейшую работу государственной службы в целом. Так как это будет способствовать ее наиболее эффективной работе, в связи с тем, что такой подход позволит «охватить» службу во всех госорганах и придаст системе завершенный определенный вид.

На основании выше изложенного следует сделать вывод о том, что стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы. Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исключение из перечня видов государственной службы правоохранительной службы позволит, в достаточной мере «охватить» службу во всех госорганах, которая с учетом специфики не может рассматриваться как государственная гражданская служба или военная служба, и, в итоге, придать системе госслужбы завершенный вид.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы. Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исключение из перечня видов государственной службы правоохранительной службы позволит, в достаточной мере «охватить» службу во всех госорганах, которая с учетом специфики не может рассматриваться как государственная гражданская служба или военная служба, и, в итоге, придать системе госслужбы завершенный вид.

Литература:

  1. Ковалева И. В. Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 5. — С. 103.
  2. Козбаненко А. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): Дис.... докт. юрид. наук. — М., 2014.
  3. Охотский Е. В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. — 2013. — № 9. — С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, военная служба, исполнительная власть, правоохранительная служба, Россия, служба, федеральный орган, функция, государственная гражданская служба.


Ключевые слова

государственная служба, институт, система государственной службы, виды государственной службы
Задать вопрос