Развитие нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Хафизов, С. Е. Развитие нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности / С. Е. Хафизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74685/ (дата обращения: 05.03.2021).



Любая инвестиционная деятельность возможна только на разумно регулируемом финансовом рынке. Подходы в регулировании рынка должны быть понятны и прогнозируемыми для участников рынка — как инфраструктурных организаций, так и для инвесторов. Залог успеха в организации разумного регулирования и как следствия достижение намеченных целей зависит от всех участников инвестиционного процесса.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, развитие правового регулирования инвестиционной деятельности, защита интересов инвесторов.

Any investment activity is possible only in a reasonably regulated financial market. Approaches to market regulation should be understandable and predictable for market participants — both infrastructure organizations and investors. The key to success in organizing reasonable regulation and, as a consequence, the achievement of the intended goals depends on all participants in the investment process.

Keywords: investment activity, development of legal regulation of investment activity, protection of investors interests.

Успешная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без хорошо отлаженной, четко работающей инфраструктуры рынка — институтов, обеспечивающих инвестору доступ к рынку и четких, понятных правил игры — правовых норм, регулирующих эту сферу. Под институтами понимаются как частные коммерческие компании, обеспечивающие операционную деятельность инвесторов на рынке, так публичные государственные структуры, призванные устанавливать правовые нормы и контролировать их соблюдение. Инфраструктурные организации на финансовом рынке подразделяются на кредитные (банки), небанковские кредитные организации, небанковские финансовые организации (управляющие компании, профессиональные участники финансового рынка, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании [1].

Помимо таких важных для инвесторов критериев как доступность рынка и разумных, сбалансированных правовых норм, регулирующих данную отрасль публичных правоотношений, немаловажным фактором является также прогнозируемость и контроль инвестиционных рисков для инвесторов.

Понимая данную проблематику, в 2018 году Президент России поручил Правительству разработать инструменты, которые будут способствовать увеличению доли частных прямых инвестиций в ВВП страны.

Выполняя поручение Президента России, совместной рабочей группой Российского союза промышленников и предпринимателей, Минфина и Минэкономразвития был разработан пакет законопроектов, получивший название в кругах экспертов «Инвестиционный кодекс». Этот проект был очень широким по своему охвату и подвергся серьезной критике специалистов как в области права, как и в области экономики [2].

В ноябре 2019 года, после того как российские законодатели внесли существенные поправки в первоначальный проект, Государственная Дума, приняла исправленный проект в первом чтении. Опять же, проект подвергся серьезной критике, в частности, из-за чрезмерно высоких входных барьеров для подходящих инвесторов и отсутствия ясности в отношении взаимосвязи между существующими инвестиционными механизмами (например, государственно-частное партнерство, особая экономическая зона и особые инвестиционные контакты) и новые процедуры, предложенные в проекте. Закон об инвестициях получил поддержку президента, и в марте 2020 года Государственная Дума, чтобы снять некоторые критические замечания, приняла проект в измененной и сокращенной форме.

В итоге, Президентом России был подписан 01.04.2020 г. пакет законов (неофициально именуемый Инвестиционным кодексом), направленный на стимулирование инвестиций в экономику России. Основным инструментом, который новое законодательство предлагает инвесторам, является индивидуальный инвестиционный режим, который включает налоговые, таможенные и нормативные льготы для одобренных проектов. Индивидуальный инвестиционный режим может распространяться на срок от шести до двадцати лет.

Новое законодательство состоит из Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (Закон об инвестициях) [3]. и связанных с ним поправок в Налоговый кодекс [4] и Бюджетный кодекс [5], позволяющих облегчить налоговый режим для отвечающих требованиям инвесторов и дающих бюджетам всех государственных уровней возможность поддерживать отвечающие требованиям проекты.

Закон об инвестициях вступил в силу 1 апреля 2020 года, за исключением некоторых положений, которые поэтапно вступят в силу в течение следующих 12 месяцев.

Хотя принятие комплексного закона, стимулирующего бизнес к более активным инвестициям в Россию, стоит в законодательной повестке дня более двух лет, именно этой весной Закон об инвестициях в его нынешней форме был принят в ускоренном порядке. Есть надежда, что Закон об инвестициях побудит инвесторов запустить новые инвестиционные проекты. Несмотря на экономический спад, вызванный пандемией коронавируса (COVID-19), данная законодательная инициатива призвана увеличить прямые капитальные вложения инвесторов.

Сфера действия нового нормативного регулирования: инвестиционное соглашение между инвесторами и государством в лице государственных институтов.

Закон об инвестициях в его окончательной форме из-за его значительно сокращенной области применения не приостанавливает и не заменяет другие законы, регулирующие инвестиционную деятельность в России (включая федеральные законы, регулирующие капитальные вложения, иностранные инвестиции и иностранные инвестиции в так называемые «стратегически важные предприятия»). Закон об инвестициях также не заменяет законы, регулирующие уже существующие инвестиционные механизмы, такие как государственно-частные партнерства, соглашения о разделе продукции, специальные инвестиционные контракты, особые экономические зоны и зоны ускоренного развития.

Закон об инвестициях устанавливает новый инструмент стимулирования инвестиций — соглашение о защите и поощрении инвестиций (инвестиционное соглашение). Сторонами инвестиционного соглашения являются (а) инвестор и (б) сторона публичного права (российское государство, регион или муниципалитет, действующие через соответствующие органы власти).

Любая из сторон может инициировать создание инвестиционного соглашения. Частная компания может инициировать создание инвестиционного соглашения, подав заявку в соответствующий орган. Государство же может запустить создание инвестиционного соглашения через открытый тендер. Информация обо всех заключенных в России инвестиционных соглашениях будет общедоступна через публичный реестр; положение об этом реестре должно быть принято правительством путем издания соответствующего подзаконного нормативного-правового акта.

Инвестиционные проекты, на которые распространяет действие Инвестиционный кодекс.

За некоторыми исключениями, допускаются только новые инвестиционные проекты. Ретроспективное применение к проектам, инициированным до вступления в силу Закона об инвестициях, не применяется. Тем не менее, в Законе об инвестициях предусмотрен переходный период, позволяющий инвестору, принявшему окончательное инвестиционное решение после 7 мая 2018 года по проекту, который в остальном соответствует критериям Закона об инвестициях, подать заявку на заключение инвестиционного соглашения до 31 декабря 2021 года.

Проекты, на которые распространяет свое действие Инвестиционный кодекс, должны соответствовать следующим пороговым критериям, в зависимости от отраслей экономики:

– Медицина, культура, образование, физическая культура и спорт — 250 млн. рублей;

– Цифровая экономика, экология, сельское хозяйство — 500 млн. рублей;

– Перерабатывающая промышленность — 1,5 млрд. рублей;

– Остальные отрасли — 5 млрд. рублей.

Закон об инвестициях ограничивает «капитальные вложения» вложением собственных средств инвестора (посредством взносов в уставный капитал или так называемых «вкладов в активы»). Заемные средства и ссуды акционеров не квалифицируются как капитальные вложения.

Исключения. Инвестиционные проекты в следующих сферах не подпадают под действие льгот, предусмотренных Законом об инвестициях, независимо от размера инвестиций:

– Азартные игры

– Табак и алкоголь

– Жидкое топливо

– Разведка и добыча нефти и газа (кроме СПГ)

– Оптовая и розничная торговля

– Финансовые институты, регулируемые ЦБ РФ

– Строительство (реконструкция) жилых, деловых (офисных) помещений, торговых центров.

Инвестиционное соглашение.

Основным стимулом для частных инвесторов к заключению инвестиционного соглашения является предложение стабильности условий, важных для их бизнеса. Также немаловажным побудительным фактором являются налоговые и бюджетные преференции. В инвестиционных соглашениях будут предусмотрены льготные бизнес-условия, в том числе (на индивидуальной основе), ввозных таможенных пошлин, мер государственной поддержки, правил землепользования, строительства и градостроительства, а также экологических и эксплуатационных сборов и налогов.

Объем льготных бизнес-условий в инвестиционном соглашении будет зависеть от конкретного случая, в зависимости от объема капитальных вложений, сектора экономики, а также уровня (федеральный, региональный или муниципальный), на котором находится тот или иной инвестиционный проект, участвующий в инвестиционном соглашении. Инвестиционные проекты, реализуемые на федеральном уровне с капитальными вложениями более 10 миллиардов рублей, будут иметь право на получение максимального уровня стабилизационной защиты, предусмотренного Законом об инвестициях.

Срок действия льготных условий в Инвестиционном соглашении не может превышать следующих периодов (с учетом возможного продления на определенных условиях):

– Объем инвестиций до 5 млрд. рублей — до 6 лет;

– Объем инвестиций от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей — до 15 лет;

– Объем инвестиций от 10 млрд. рублей и выше — до 20 лет.

Помимо льготных условий, Инвестиционное соглашение может предусматривать дополнительные меры государственной поддержки из федерального или регионального бюджета, чтобы гарантировать минимальную доходность инвестиционного проекта или возместить расходы, связанные со строительством, модернизацией или реконструкцией. инфраструктуры.

Ответственность по инвестиционным соглашениям.

Закон об инвестициях устанавливает режим ответственности за нарушение инвестиционного соглашения либо инвестором, либо государственным институтом.

Ответственность инвестора.

Если инвестиционное соглашение предусматривает государственную поддержку инвестора (например, за счет бюджетных средств, государственных гарантий, средств Фонда национального благосостояния или государственной компании), то государство имеет право потребовать компенсацию своих убытков в следующих случаях нарушения инвестора:

– введение в заблуждение при заключении или исполнении инвестиционного соглашения;

– неосуществление инвестиции на условиях Инвестиционного соглашения в течение двух лет;

– невыполнение условий, предусмотренных инвестиционным соглашением, в течение двух лет (например, неполучение разрешения на строительство или обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и некоторые другие формальности);

– нарушение российского законодательства, которое приводит к приостановлению деятельности инвестора или дисквалификации его корпоративных должностных лиц (что подразумевает временное запрещение такому должностному лицу выполнять свои должностные обязанности, налагаемое в качестве административного или уголовного наказания);

– несостоятельность (банкротство) или ликвидация инвестора.

Ответственность государственных институтов. Если льготные условия инвестиционного соглашения нарушаются государственным органом (например, если правовой акт, отрицательно влияющий на проект или инвестора, применяется до истечения срока соответствующих стабилизационных положений), то инвестор будет иметь право требовать фактический ущерб от соответствующей публичной стороны, если инвестор соответствует всем следующим критериям:

– инвестор осуществил вложение в полном объеме, указанном в Инвестиционном соглашении;

– все имущественные права, созданные в соответствии с инвестиционным соглашением (например, права на недвижимость, определенные права интеллектуальной собственности) и требующие государственной регистрации, зарегистрированы и, если применимо, введены в действие;

– инвестор сообщил о нарушении своих прав в соответствующий государственный орган, подписавший инвестиционное соглашение от имени государства; а также

– у инвестора нет просроченных обязательных платежей в государственный бюджеты всех уровней.

Дальнейшее совершенствование правовых норм в этом направлении.

Несмотря на то, что Закон об инвестициях был разработан до пандемии коронавируса (COVID-19), инвестиционные стимулы, установленные Законом об инвестициях, могут способствовать активизации инвестиционного процесса на новом уровне, что поможет экономике России. Тем не менее, ряд положений Закона об инвестициях по-прежнему требует от правительства введения дополнительных процедур и предоставления дополнительных уточнений.

Кроме того, могут быть реализованы дальнейшие изменения в отношении определенных инвестиционных концепций из первоначального проекта, которые не вошли в окончательную версию Закона об инвестициях. Хотя Закон об инвестициях не является кодификацией и заменой существующего инвестиционного законодательства, идея «инвестиционного кодекса», заменяющего многие, если не все существующие законы, еще не отвергнута. Некоторые концепции, которые существовали в более ранних проектах, но не вошли в окончательный вариант Закона об инвестициях, могут получить дальнейшее развитие в долгосрочной перспективе в рамках следующего этапа совершенствования инвестиционного законодательства в России. Эти концепции в основном относятся к установлению нового «базового» (т. е. не связанного с конкретным проектом) режима стимулирования инвестиций, который будет действовать без необходимости заключения инвестором инвестиционного соглашения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  2. Сайт Российской Газеты: https://rg.ru/2020/03/19/gosduma-priniala-investicionnyj-kodeks.html;
  3. Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 01.04.2020 N 70-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году».
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционное соглашение, инвестиция, инвестор, проект, инвестиционная деятельность, Россия, Инвестиционный кодекс, рубль, финансовый рынок, Государственная Дума.


Ключевые слова

инвестиционная деятельность, развитие правового регулирования инвестиционной деятельности, защита интересов инвесторов
Задать вопрос