Статья рассматривает проблемы учёта товарно-материальных ценностей. Определяет сложности учёта, связанные с обилием поставщиков, наименований товаров, материальных ценностей. Проведён анализ существующих систем учёта товарно-материальных ценностей. Статья исследует возможные решения вышеперечисленных проблем путём внедрения компьютерной программы.
Ключевые слова: товарно-материальные ценности, бухгалтерская программа, коллективная ответственность, система учёта, документооборот.
Современный мир всё чаще сталкивается с проблемой учета материальных ресурсов в контексте использования материальных ресурсов в производстве, анализа и контроля затрат сырья, материалов, топлива, энергии. Сложности, возникающие при ведении действующей практики учёта материальных ресурсов, анализировались и исследовались на предмет учёта издержек предметов труда. Новшества в системе учёта объясняются несовершенством в классификации не имеющей единой информации об остатках и расходах, что не позволяет проводить анализ, контроль товарно-материальных ценностей производства [1].
В учёте ресурсов действует классификация по счетам и субсчетам отлична от классификации их в балансе, а классификация затрат материальных ресурсов в составе себестоимости отличается от классификации остатков материальных ресурсов в учёте и балансе.
Применение усовершенствованных систем учёта необходимо в связи с большим разнообразием наименований ресурсов, многостадийностью технологических процессов, наличием зарубежных и локальных поставщиков.
Предприятия машиностроения зачастую для локализации данных применяют бухгалтерские компьютерные программы. Преимуществом использования бухгалтерских программ является контроль учёта движение материалов, который возможен в процессе получения и обработки накладных, приёмных актов и т. д.
Программа автоматически формирует ведомости, где отражает обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме, что избавляет от необходимости вести накопительные ведомости прихода и расхода. Составление ведомости проходит для бухгалтерии и для склада отдельно. Использование бухгалтерской программы позволяет формировать следующие регистры учёта материалов [2,3]:
– оборотная ведомость, показывающая перемещение материалов как по номенклатурным номерам, так в разрезе складов;
– расходная ведомость, показывающая расход материала по заказам, сериям;
– оборотная ведомость по материалам, которые должны поступить.
Рассмотрим так же и недостатки компьютерных программ, к которым относят:
– неполный контроль соблюдения норм и нормативов расходования материалов в технологическом процессе;
– рост фонда оплаты труда за счёт оплаты работы операторов и учётчиков одновременно;
– коллективная материальная ответственность за хранение и движение товарно-материальных ценностей.
Стоит отметить психологическую составляющую учёта. Контрольная функция снижается вследствие таких факторов как коллективная материальная ответственность работников складского хозяйства и осуществление соответствующих записей по движению материалов нематериально-ответственными лицами (операторами и учётчиками).
Вышеперечисленные аспекты ставят перед бухгалтером проблему совершенствования автоматизированных систем или программ учёта, а не методик учёта.
Усовершенствованная программа должна учитывать недостатки определения товарно-материальных ценностей реальной себестоимости при логистике, считывать разницу при приёмке товара ответственными лицами. Программа должна быть многоуровневой и иметь возможность подвергаться изменениям:
– при обнаружении недостачи в комплектующих изделиях деталей с указанием названия детали, партии груза, номера и даты документа и других реквизитов;
– при доставке недостающей части деталей с нулевой стоимостью, не соответствующей таможенной декларации.
Бухгалтерская программа должна вести учёт всех данных о рекламациях, иметь графы «недодача» с описанием приходного документа.
Материальные отчёты позволят улучшить контроль же за деятельностью материально-ответственных лиц по складам товарно-материальных ценностей. Однако форма коллективной ответственности не позволяет достоверно выявить виновника, и сумма ущерба распределяется на весь коллектив, что занимает существенную сумму на каждого её члена.
Разработка и установление цели, задачи функций учёта, распределение обязанностей и схема документооборота является основой организации управленческого учёта. Пересмотр классификации затрат на производство с тем, чтобы получить ответ на вопрос что, сколько и на какие цели было израсходовано обеспечит эффективность системы управленческого учёта необходимо [4,5].
Литература:
- Астахов. В. П. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва.: ИКЦ «МарТ», 2004. — 608 с.
- Бреславцева, Н. А., Медведева О. В., Нораревян Г. Г. Бухгалтерское дело: учеб. пособие. — М.: Приор-издат, 2004. — 160 с.
- Захарьин, В. Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — Москва.:ИНФРА-М, 2003. — 304 с.
- Кузнецова, Т. В. Бухгалтерское делопроизводство: практич. пособие. — Москва.: ООО «Горячая линия бухгалтера», 2004. — 288 с.
- Национальный стандарт бухгалтерского учета «Учет государственный субсидий и раскрытие государственной помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции 3.12.1998 г. Н 562)