Систематизация законодательства о нотариате | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Ермакова, А. Д. Систематизация законодательства о нотариате / А. Д. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74621/ (дата обращения: 07.12.2021).



В данной статье рассмотрено понятие законодательства о нотариате Российской Федерации, проведен анализ системы источников законодательства о нотариате Российской Федерации, определены некоторые проблемы системы законодательства о нотариате и правового механизма систематизации законодательства о нотариате.

Ключевые слова: нотариус, законодательство, систематизация, кодификация, нормативный правовой акт.

Активизация правотворческого процесса в последние годы, наряду с ее положительными моментами, отрицательно сказалась на общей организации российского законодательства. Это отразилось на единой, внутренне согласованной и упорядоченной системе законодательства Российской Федерации в целом. Имеется достаточно большое число формально действующих, но фактически устаревших и утративших силу законодательных и иных нормативных правовых актов, многие из которых не соответствуют современным реалиям правового пространства.

На данном этапе развития российского права в системе законодательства о нотариате существует огромное многообразие разрозненных нормативных правовых актов, регламентирующих нотариальную деятельность. Это в свою очередь затрудняет обеспечение в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения нотариусами определенных нотариальных действий.

С 2009 года активно обсуждается стратегия развития российского нотариата. В выступлениях на заседаниях Совета при Президенте РФ по кодификации гражданского законодательства неоднократно звучала мысль о необходимости реформирования и реновации института нотариата, который на сегодня не способен отвечать потребностям развития гражданского общества, развития экономической сферы, социальных преобразований в силу того, что он не востребован в достаточном объеме в сфере всех гражданско-правовых отношений. Об этом высказался заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов, отметив, что подготовка Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» является первоочередной задачей для Министерства юстиции и Федеральной нотариальной палаты [5].

Прежде всего следует отметить, что вопросам реформирования и реновации законодательства о нотариате была посвящена разработанная Федеральной нотариальной палатой России Концепция проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» 2009 года. Основная идея разработки проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» заключалась в необходимости реновации и совершенствования института нотариата как одного из главных инструментов защиты прав и законных интересов граждан.

Система российского законодательства о нотариате — это объективная форма выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и осуществления нотариальной деятельности. Законодательство о нотариате, в отличие от гражданского, административного, семейного и т. д., не упоминается в Конституции Российской Федерации. Однако, нет сомнений в том, что такая отрасль законодательства существует [6]. Конституцией Российской Федерации предусмотрено существование нотариата как самостоятельного института [1].

Реализация его функций нуждается в правовом регулировании. Этой цели служит принятый на федеральном уровне нормативный акт — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), они состоят из двух разделов: «Организационные основы деятельности нотариата» и «Нотариальные действия и правила их совершения». На этом основании можно заключить, что законодательство о нотариате включает нормы, регулирующие указанные два раздела.

Так же, систему законодательства о нотариате образуют международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, законы и подзаконные акты.

К подзаконным актам, содержащим нормы законодательства о нотариате, относятся нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, например, Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 27.12.2016 № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления».

Не являясь источниками законодательства о нотариате, акты судебных органов Российской Федерации имеют важное и определяющее значение в регулировании правоотношений, складывающихся в ходе осуществления нотариальной деятельности. Конституционный Суд РФ в постановлениях и определениях дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции изучает и обобщает практику применения судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере нотариальной деятельности, дает обязательные для нижестоящих судов разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере нотариальной деятельности, осуществляет иные полномочия.

За четверть века существования Основ, они, с одной стороны, продемонстрировали обоснованность и продуманность заложенной в них концепции, актуальность своих положений на долгие годы вперед, а с другой — неспособность содержать в себе все необходимые дополнения, появившиеся в процессе развития отечественного нотариата. В процессе осуществления глобальных реформ 2013–2017 годов, усиливших роль нотариуса в гражданском обороте и расширивших круг его полномочий, главный закон страны о нотариате вырос в объеме более чем в 1,5 раза [7].

Сильно изменился порядок правоприменения отельных положений Основ. Кроме того, нормативная база законодательства о нотариате пополнилась совершенно новыми документами: Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, Регламентом совершения нотариальных действий, широким перечнем приказов Министерства Юстиции Российской Федерации, решений Правления Федеральной нотариальной палаты и др. Некоторые из этих актов не были учтены в дополнениях к Основам, однако так или иначе отразились на применении связанных с ними положений закона о нотариате.

Систематизация законодательства — сложный и трудоемкий процесс, требующий больших усилий и временных затрат. Подходить к решению вопроса о необходимости систематизации законодательства в той или иной сфере нужно с полной уверенностью в потребности правовой системы в упорядочении.

Следовательно, становится вполне очевидной необходимость систематизации законодательства о нотариате. Она заключается, в первую очередь, в том, что эффективность нотариальной деятельности напрямую зависит от состояния нормативной базы для ее осуществления. Без упорядоченной и стройной системы нормативных правовых актов эффективность исполнения нотариусами своих прямых полномочий снижается, что, в свою очередь, затрудняет своевременную защиту и реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц Российской Федерации.

Как отмечают эксперты, несмотря на позитивные результаты, полученные вследствие реформирования нотариата за последнее десятилетие, в настоящее время можно констатировать, что нотариальная система России достигла критической точки развития, когда она более не отвечает современным требованиям стабильного и поступательного развития страны. В основе такого положения вещей как застарелые проблемы, доставшиеся современному нотариату в наследство от советской системы, так и некоторые современные угрозы [8].

Основы законодательства о нотариате, являясь достаточно объемным нормативным правовым актом, все же не могут включать в себя все особенности и нюансы организации и осуществления нотариальной деятельности.

По мнению автора, Основы законодательства о нотариате должны включать исчерпывающий перечень требований к совершению отдельных нотариальных действий, а не ссылаться на иной нормативный правовой акт (Методические рекомендации, Регламент совершения отдельных нотариальных действий и др.), так как это осложняет поиск норм и понимание процесса совершения нотариальных действий.

В настоящее время внедряется все большее количество элементов электронного нотариата, которые не получают широкого упоминания в Основах. С 15 по 18 мая 2013 г. в г. Санкт-Петербурге состоялся Круглый стол «Модернизация нотариата. Российский и международный опыт» [9], посвященный проблемам модернизации нотариата в условиях развития современного информационного общества. В ходе обсуждения были подняты актуальные вопросы, связанные с введением электронного документооборота, а именно: совершенствования законодательного регулирования порядка и правил совершения нотариальных действий с электронными документами, ведения электронного нотариального делопроизводства и электронных реестров нотариальных действий, создания электронного архива нотариальных документов.

В 2013 году был разработан проект Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности». Проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности» был призван заменить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате ‒ закон, которые был принят еще в 1993 году, то есть до принятия в России основополагающих кодексов и иных федеральных законов (всех четырех частей Гражданского Кодекса РФ, Семейного Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ, Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и других значимых законов).

В результате сегодня, во-первых, имеют место противоречия между текстом Основ законодательства о нотариате и нормами наследственного права, правилами о сделках и др., а во-вторых, принципы и нормы Основ законодательства о нотариате не позволяют нотариату решать те задачи, которые ставят перед ним современная экономика и современное общество. Законопроект был разработан в русле традиций латинского нотариата с учетом положительного опыта эффективных нотариальных систем стран континентальной Европы.

Законопроект должен был регулировать отношения, связанные с организацией нотариата в Российской Федерации и осуществлением нотариальной деятельности, ‒ определять принципы нотариальной деятельности, статус нотариуса (его содержание, возникновение, приостановление и прекращение), регулировать организацию нотариата, в том числе порядок формирования нотариальных округов и должностей нотариусов, порядок деятельности нотариальных палат, определять основания и порядок ответственности за вред, причиненный при осуществлении нотариальной деятельности, страхование ответственности нотариуса и содержать правила о совершении нотариальных действий (как общие, так и относящиеся к отдельным нотариальным действиям).

Существенное значение имеет раздел II законопроекта «Нотариальные действия и порядок их совершения», в котором представлены общие правила о таких действиях и особенности совершения отдельных нотариальных действий.

Законопроект вводит несколько новых видов нотариальных действий и упорядочивает уже существующие виды нотариальных действий. Впредь новые виды нотариальных действий могут быть введены только путем внесения изменений в законодательство о нотариате, а не выпуском новых инструкций и методических рекомендаций. Определяются время, место совершения нотариального действия, правила о подготовке к совершению нотариального действия, основания для отказа в совершении нотариального действия или его приостановления.

Авторы проекта Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» предложили вариант законодательного акта, который по-новому трактует многие известные положения и предлагает организацию нотариата и регламентацию нотариальной деятельности на многие годы вперед с учетом социально-экономических изменений, происходящих в стране.

Анализируя действующее и проектное законодательство, изучая нотариальную и судебную практику, можно сделать вывод: положительным является то, что проект закона значительно расширяет функции нотариата, ликвидирует сам институт «государственного нотариуса», предусматривает такое важное нотариальное действие, как нотариальное соглашение о примирительных процедурах, использует депозитный счет нотариуса для расчетов по заключенной сделке.

За двадцать пять лет существования Основ, с одной стороны, они продемонстрировали обоснованность и продуманность заложенной в них концепции, актуальность своих положений на долгие годы вперед, а с другой — неспособность содержать в себе все необходимые дополнения, появившиеся в процессе развития отечественного нотариата.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что систематизация законодательства о нотариате при ее детальной проработке потребует колоссальных усилий для ее осуществления. Потребуется проанализировать исторический и теоретический аспект развития нотариата латинского типа в других государствах, осуществить переработку всего массивного пласта приказов, инструкций, методических рекомендаций и иных нормативных правовых актов системы законодательства о нотариате.

Масштабное реформирование отечественной правовой системы, проводимое в течение последних лет, в целом привело к положительным результатам. Вместе с тем, следует отметить наличие некоторых отрицательных аспектов, обусловленных значительной коллизионностью российского законодательства в целом. Имеется достаточно большое число формально действующих, но фактически устаревших и утративших силу законодательных и иных нормативных правовых актов, многие из которых не соответствуют современным реалиям правового пространства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020);
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020);
  4. Регламент совершения нотариусами нотариальных действий. Приказ Минюста России от 30 августа 2017 г. N 156 (ред. от 05.07.2019). СПС «КонсультантПлюс».
  5. Справочно-правовая система «Право.ру». https://pravo.ru/news/view/40486/ (Дата обращения: 24.04.2018 г.)
  6. Кузовков И. А. Российский нотариат: традиции и развитие // Российский нотариат: 25 лет на службе государству и обществу: Сборник статей / Под ред. Борисовой Е. А. М.: Юстицинформ, 2018. С. 222.
  7. Комментарий к Основам законодательства о нотариате/ Под ред. Д-ра юрид. Наук К. А. Корсика. М.: Фонд развития правовой культуры, 2018. С. 15.
  8. Оптимизация гражданского правосудия. Аналитическая записка. Екатеринбург. — 2006. — С. 52. http://www.allpravo.ru/diploma/doc4259p0/instrum6370/item6377.html (Дата обращения: 24.04.2018 г.)
  9. Материалы Круглого стола «Модернизация нотариата. Российский и международный опыт». 15–18 мая 2013 г. // http://to54.minjust.ru/node/2795 (Дата обращения: 04.04.2018 г.).
  10. https://prepod24.ru/readyworks/69665/
  11. https://base.garant.ru/57708288/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, нотариальная деятельность, нотариат, действие, акт, нотариальное действие, Основа законодательства, российское законодательство, РФ, Федеральная нотариальная палата.


Задать вопрос