Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Пустуева, Д. В. Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия в деятельности образовательных организаций / Д. В. Пустуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74608/ (дата обращения: 09.03.2021).



Основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети. Рассмотрим нормативно-правовую основу, на которой базируется организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования.

Рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования.

Законодательно сетевое взаимодействие в образовании было закреплено в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». В Законе ФЗ-273 есть отдельная статья 15, которая посвящена сетевым формам обучения. В первом пункте статьи дается определение: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Таким образом ФЗ «Об образовании в РФ» нормативно закрепляет возможность реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ст. 13. Общие требования к реализации образовательных программ).

Сетевая форма реализации образовательных программ предоставляет обучающимся возможность освоить образовательную программу, используя ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р предусматривает вариативность содержания и форм организации образовательного процесса. В Концепции говорится о том, что проектирование и реализация программ дополнительного образования может осуществляться в сетевой форме.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей можно выделить следующие преимущества дополнительного образования:

1) Вариативность содержания и форм организации образовательного процесса.

2) Доступность знаний и информации для каждого.

3) Свободный выбор деятельности.

4) Адаптивность к возникающим изменениям.

Основными механизмами развития системы дополнительного образования детей рассматриваются межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе, организация сетевого взаимодействия учреждений различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем, создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы.

Значимой отличительной чертой дополнительного образования согласно Концепции должна стать открытость, которая предусматривает взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для участников образовательной деятельности приобретения опыта проживания и рефлексии актуальных явлений социокультурной реальности, создание благоприятных условий для разработки и реализации социально значимых проектов.

Концепция предполагает возможность взаимодействия сферы дополнительного образования с общественно — государственным сектором с целью реализации дополнительного образования детей (научные организации, организации культуры и спорта, здравоохранения, бизнеса). На основе этого фактора в числе оснований проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в Концепции развития дополнительного образования детей зафиксирован сетевой характер реализации образовательных программ и механизм развития на основе межведомственной и межуровневой кооперации, интеграции ресурсов.

На повышение роли дополнительного образования повлияло принятие федеральных государственных образовательных стандартов. В ФГОС помимо требований к содержанию образования предъявляются требования к условиям осуществления образования и обеспечению духовно — нравственного развития, воспитания обучающихся, социальной самоидентификации, что позволяет обеспечить личностное развитие и сформировать универсальные учебные действия. Одним из способов реализации воспитательного компонента ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования посредством организации внеурочной деятельности обучающихся.

В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 одной из трудовых функций выделяют «Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых». Организация данной трудовой функции в рамках профессионального стандарта педагога дополнительного образования способствует поиску заинтересованных лиц и организаций, развитию формальных (договорные, организационные) и неформальных форм взаимодействия с ними.

В методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ говорится о нормативном регулировании разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме, основаниях использования организацией сетевой формы реализации образовательных программ, рекомендациях по разработке и реализации образовательных программ, совместно разрабатываемых и утверждаемых двумя и более организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

На региональном и муниципальном уровне есть ряд правовых документов, определяющих сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования как один из способов повышения качества образования.

Так в Постановлении Тюменской областной думы от 26 ноября 2015 года № 3285 «О системе дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития» одним из значимых условий обеспечения максимальной доступности услуг дополнительного образования является организация сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями региона. Данная деятельность позволяет повысить эффективность использования учебно-материальной базы общеобразовательных организаций во внеурочное время, а также увеличить количество детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием.

На уровне муниципальных образований организация сетевого взаимодействия регулируется следующими видами нормативно-правовых документов:

1) Договор с учредителем, государственное или муниципальное задание — определяют статус, ответственность участников сети;

2) Договоры о сотрудничестве — позволяют закрепить гражданско-правовые отношения участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий, использование собственности и денежных средств образовательных учреждений, распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов;

3) Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера — определяют правила отношений участников сети;

4) Планы, проекты, программы — определяют содержание деятельности в рамках сетевого взаимодействия;

5) Положения (о координационном совете, о службе управления персоналом, о материальном стимулировании работников по НСОТ, о педагогическом совете, о методическом совете, о временном творческом коллективе, об учебном кабинете, об учетной политике, о структурных подразделениях и пр.);

6) Должностные инструкции (директора, заместителя директора, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, методиста, концертмейстера, руководителя отдела по связям с общественностью, руководителя службы маркетинга и т. п.).

Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих организацию сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования показало, что основными вопросами сетевого взаимодействия, подлежащими правовому регулированию, являются распределение между членами сети прав, обязанностей и ответственности, возникающих между членами сети. Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности образовательных организаций и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство.

Литература:

1) Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года [Электронный ресурс] http://government.ru/. [Электронный ресурс] http://government.ru/. (дата обращения 18.09.2020)

2) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения 13.10.2020)

3) Постановление Тюменской областной думы от 26 ноября 2015 года № 3285 «О системе дополнительного образования детей и молодежи в Тюменской области: состояние, перспективы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/430680719 (дата обращения 13.10.2020)

4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/b8c0fc6affc0768557a07d839a889c1a7b80d14f/ (дата обращения 13.10.2020)

5) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob obrazovanii.ru/. (дата обращения 18.10.2020)

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие, образовательная деятельность, сетевое взаимодействие учреждений, программа, сетевая форма, сетевая форма реализации, член сети, Концепция развития.


Задать вопрос