В данной статье будет рассмотрена мировая статистика данных по туристическим операциям международного туризма среди России и Китая в рамках изучения затратной и доходной части торгового баланса в части получения доходов от туристических услуг и расходов на туристические услуги среди выезжающих за рубеж. Поэтому формирование возможностей развития различного уровня эффективности за счет расчетов затрат и экспорта/импорта туристических в экономике приводит к тому, что данные параметры действительным образом выделяются в эффективные значения.
На рисунке 1 будет показана динамика международного туризма, который представлен в виде доли импорта КНР.
Рис. 1. Динамика затрат в импорте выездных туристов КНР (отток капитала) [3]
Динамика данного рисунка показывает, что на момент 2019 года Китай импортирует по уровню туристических услуг около 10–12 % своего импорта. Что является значительной составляющей уровня импортирования услуг данным государством. Учетом показателя данной доли по статистическим показателями Китая, взятым с сайта Всемирного Банка, также характеризует высокий тренд на рост в моменте 2013–2014 годов, когда экономика Китая смогла выйти на эффективные значения потребления и производства в части реформации третичного сектора. Экстремумы функции зафиксированы в 2007 году на уровне чуть выше 3 % и на уровне 12 % в 2018 году, когда китайские предприятия сфокусировались на формировании взаимодействия между государствами в глобализации и прочих процессах.
Рис. 2. Динамика прибыли в экспорте за счет иностранных туристов в КНР (приток капитала) [3]
При этом формирование торгового взаимодействия экономических агентов Китая с точки зрения привлечения в страну туристов составило уровень не более 3–3,5 % от всего экспорта, который на текущем этапе имеет общую тенденцию замедления, что изображено на рисунке 2.
Данная динамика указывает на формирование стратегического замедления экспансии туристов из Китая в процентном соотношении в связи общим ростом экономики Китая и совокупным ростом торгового и платежного баланса КНР в раках формирования общей стратегии информационно-технического обновления Китая 2020.
Стратегические показатели данной динамики указывают, что самый провальный год для китайского туризма находится в 2017 году, что позволяет определять данные параметры как потерю экспансии китайских туристов в другие страны.
На следующем рисунке 3 изображена фактическая динамика затрат китайских туристов на путешествия за рубежом.
Рис. 3. Динамика затрат туристов путешествиях в млн долларов США [3]
Оценка уровня затрат китайских туристов за рубежом показывает, что общий уровень затрат китайских туристов в других государствах составил около 250 млрд долларов США на базе периода с 2014 года по 2019. При этом совокупные траты китайских туристов росли неравномерно и начали свой бум в 2014 году в момент снижения цен на нефть и увеличения эффективности внутренней экономики, которая была заторможена дорогими ценами на ресурсы для передвижения. Основной стратегической точки китайских туристов стала Европа и Россия, которые представляют собой главные направления экспансии.
Положительная динамика китайского туризма на текущий момент имеет тенденцию к спаду в связи с тем, что после массового путешествия китайских студентов, населения и прочих граждан в первые года были произведены значительные траты и информации о мировой общественности, что для последующих туристов значительным образом сократило потребность в сувенирах, в поездках и уровню комфорта для совокупной экономики.
На следующем графике будет представлена динамика оценки прибыли Китая за счет иностранных туристов.
Рис. 4. Динамика прибыли за счет иностранных туристов в млн долларов США [3]
Здесь видно, что основные приросты доходности от иностранных туристов для Китая были в 2012 году — на уровне 50 млрд долларов США, на текущем этапе значения восстановились до 40–43 млрд долларов США после финансового кризиса в связи с негативными торговым параметрами и уровнями стоимости нефти в мировой экономике. Максимальная просадка туристической активности была замечена в 2017 году, когда мировой финансовый кризис снизил активность населения в связи с падением стоимости многих активов на фондовых рынках, замедлением кредитования и падению спроса на топливно-энергетические ресурсы в мировой экономике, что в дальнейшем позволило восстановить уровни привлекаемых туристов только к 2018–2019 годам.
На следующем графике рисунка 5 будет указана динамика количества отправляющихся из КНР туристов в другие страны:
Рис. 5. Динамика выезжающих туристов из КНР в млн человек [3]
Здесь видно, что значительная часть населения Китая (около 10 %) каждый год направляется в путешествие для туристических экскурсий или отдыха. При этом максимальные значения путешествующих туристов из Китая были достигнуты в 2018 году с последующей тенденцией на снижение в связи с торговой войной с США и сокращением доходов населения в связи с повышающими пошлинами и дальнейшим сокращением рабочих мест без их прироста из-за замедления ВВП КНР. Важно также отметить, что за период до 2011 года отсутствовал существенный прирост китайских туристов в мировой общественности и международной торговле услугами, что подтверждается графиков и последующей скачкообразной тенденцией роста почти в 3 раза до пиковых значений с 2010 года по 2017 год.
При этом оценка путешествующих людей, которые прибыли из различных государств в Китай показана в статистике рисунка 6.
Рис. 6. Динамика приезжающих иностранных туристов в КНР млн человек [3]
Интересно предположить, что несмотря на существенное сокращение спроса между китайскими туристами в мировой общественности параметры глобального спроса на китайскую культуру и достижения находятся на стабильном уровне в 50–55 млн человек в год, которые посещают Китай в основном за счет острова Хайнань и Гонконга. Во внутреннем Китае встает основная проблема установления долгосрочной визы на пребывании внутри государства с множественным числом проверок в рамках подготовительных мероприятий, которые не позволяют многим людям путешествовать в континентальный Китай. Трендовая компонента данного графика указывает на наличие небольшого уровня прироста с каждыми пятью годами туристов, которые путешествуют в Китай.
На следующих графиках будет продемонстрирована аналогичная динамика по российскому рынку международного туризма:
Рис. 7. Уровень иностранного туризма в экспорте РФ, % [4]
Данные показывают, что российские параметры иностранного туризма относительно уровня экспорта данных услуг в мировую экономику и международный торговый обмен услугами на рынке России не является значительным –, параметры эффективности не превышают более 4 % вложений в экспорт туристических услуг от общего уровня экспорта РФ. При этом минимальные значения, достигнутые в 2006 году, были повторены в 2011 году, а затем преобладает значительный прирост до 2019 года — значения составили чуть выше 3,5 %. Общая тенденция показывает незначительный угол прироста с точки зрения глобального тренда — среднегодовой прирост составляет около 5 % с учетом общего вектора динамики данного показателя на графике.
На следующей графике в данном разделе будет рассмотрен уровень импорта туристических услуг выезжающими из страны гражданами в доле от общего импорта:
Рис. 8. Уровень иностранного туризма в импорте РФ (отток капитала), % [4]
Динамика данных показателей демонстрирует то, что Россия является чистым импортером туристических услуг. Перекос торгового баланса в услугах по туризму составляет -7 % в пользу оттока средств из России за рубеж, что является негативной тенденцией для российского государства. При этом минимальные значения на графике были зафиксированы в моменты финансовых кризисов — 2008 года и 2016 годов, когда происходила девальвация российской валюты относительно мировых валют, которые используются на различных континентах и международных курортах. С учетом параметром спада в 2016 году до 10–11 % от уровня всего импорта туристические затраты вошли в явный коридор устойчивости в данном диапазоне, что говорит о постепенном сокращении доходов населения в России и истощении ресурсов для реализации экономической эффективности в рамках установленных параметров. Уровень тренда скользящего среднего показывает, что данный уровень вернулся к значениям 2011–2012 годов.
На следующем рисунке будет произведена оценка уровня капитала, который уходит из России в рамках данного оттока по туристическому импорту:
Рис. 9. Уровень внешних затрат на туризм, выезжающих из РФ, млн долларов США [4]
На данном рисунке указаны параметры экономических затрат российских туристов за рубежом. С учетом данной статистики можно сказать, что совокупная экономическая реальность по затратам за рубежом для россиян сократилась в два раза до значений в 2008 года, когда еще только начинался международной финансовый кризис. Пиковые значения затрат на туризм были достигнуты в 2013 году, а минимальные значения были указана в 2006 при этом близкие к минимальным значениями параметры зафиксированы в 2018 году на уровне почти 25 млрд долларов США. Основные причины данного сокращения в динамике — проявления рисков валютных проблем, которые были ранее описаны в данной работе — глобальная стагнация рынка в связи с банкротством туроператоров формирует отсутствие совокупной динамики в 2018–2019 годах.
На следующем графике показана динамика уровня доходов российского торгового баланса и оборота российских предприятий с точки зрения прибылей от иностранных туристов и оказываемых им услуг.
Рис. 10. Уровень прибыли за счет иностранных туристов в РФ млн долларов США [4]
Параметры данного графика указывают на динамику существенного сокращения уровней дохода предприятий на рынке России в направлении международного туризма. Здесь указано, что доходы на текущем этапе колеблются на уровне от 6 до 9 млрд долларов США, что говорит о том, что Россия на 16 млрд долларов США имеет отток экономической эффективности и денежных средств только за счет туристической деятельности граждан, при этом максимальные показатели были достигнуты в 2008, 2013 и 2014 годах, когда доход от туризма составлял почти 12 млрд долларов США в связи с ростом эффективности курса рубля. Если учитывать совокупный рост российской экономики и динамику курса рубля за прошедшие года, то на текущем этапе российский рубль просел в 3 раза к доллару США, что говорит о том, что в ценах 2008 года текущая динамика уровня притока капитала для российских граждан в туристическом бизнесе должна была составить почти 24 млрд долларов США.
На следующем графике будут указаны параметры численности туристов, которые каждый год отправляются из России путешествовать в другие страны.
Рис. 11. Количество выезжающих за рубеж российских туристов, млн человек [4]
Анализ данного графика показывает, что на моменте 2018–2019 годов почти треть российского населения имеет возможности путешествовать за границу на регулярной основе. При этом минимальные значения в 2016 и 2018 годах составляли почти 30 млн человек вылетающих из России в другие государства, что говорит о том, что у граждан России имеются денежные средства для инвестиционной деятельности в виде туристических операций за рубежом. Пиковые значения были достигнуты в 2013 году, когда практически половина российского населения имела возможность путешествовать за границу и отдыхать там. Однако в связи с падением курса рубля и введением санкций данная тенденция сменилась на отрицательную.
При этом трендовая компонента показывает также нестабильность в период 2017–2019 годов из-за колебаний курса рубля и уровня жизни населения на территории России.
На следующем рисунке 12 будет показано количество туристов, приезжающих в Россию из мировой экономики.
Рис. 12. Количество приезжающих туристов в Россию, млн человек [4]
Уровень туристов, которые приезжают в Россию на текущем этапе практически в два раза меньше уровня туристов, выезжающих из России. Основная часть туристической экспансии идет из КНР (до 3–4 млн туристов в год в Москву и Петербург), а также работает за счет направления частичной маятниковой миграции — приезжие из бывших стран СНГ по работе. Тенденция оценки данного графика показывает, что после кризиса 2015 года из-за падения курса рубля численность прибывающих в страну иностранцев сократилась на 7 млн человек и составило уровень около 24 млн человек в год стабильно до 2019 года с 2016 года. При этом в предыдущие года, когда был значительный рост данного уровня показатели были эффективности тенденции переломлены и тренд сократился в негативном направлении.
Литература:
- Агентство новостей Синьхуа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://russian.news.cn/ свободный дата обращения 26.10.2020
- Ростуризм [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/news/16090/ свободный дата обращения 26.10.2020
- World Bank International Tourism China [Электронный ресурс] Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/china?view=chart свободный дата обращения 26.10.2020
- World Bank International Tourism Russia [Электронный ресурс] Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/russian-federation?view=chart свободный дата обращения 26.10.2020