Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 31.10.2020

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Кретинина, С. М. Организация преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе / С. М. Кретинина, О. А. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74585/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что предпосылки к учебной деятельности с точки зрения готовности детей к освоению универсальных учебных действий, зависят от развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и его личностных качеств.

Ключевые слова: преемственность: универсальные учебные действия; дошкольники; обучающиеся; начальная школа.

Введение. Актуальность исследования заключается в изменяющейся системе дошкольного образования в России. Преобразования дошкольного образования обусловлены изменениями во всех областях экономической и социальной жизни страны. Высокие современные требования общества, государства связаны со сменой парадигмы образования с когнитивно-ориентированной на личностно-ориентированную, сущность которой составляет опора индивидуальные качества личности ребенка , на развитие его мотивации к учению и потребности в приобретении знаний и умений. Существенно вырос уровень коллаборации в системе педагог-ребенок, ребенок — ребенок и, в таком случае, дошкольник из объекта получения знаний, становится полноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. На этапе завершения уровня дошкольного образования, которое предполагают формирование у детей мотивации к учебной деятельности, поднимается вопрос о сформированности готовности к освоению универсальных учебных действий в начальной школе (далее УУД).

Степень разработанности темы . Вопросам преемственности детского сада и начальной школы, а именно необходимости формирования у детей учебных умений уделяли внимание Ю. К. Бабанский, Е. М. Беспаленко, JI. C. Выготский, П. Я. Гальперин, О. Е. Жиренко, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, Н. С. Махина, и др.

Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе анализируются в научных исследованиях А. Г. Асмолова, Т. Е. Демидовой, М. П. Ильиной, Л. А. Обуховой, Е. А. Прибытковой, И. А. Юмашевой и др. Интерес к формированию универсальных учебных действий у детей на уровне дошкольного образования рассматривались Л. Э. Абдуллиной, И. А. Гусевой, Н. С. Махиной и др. Но, несмотря на повышенное внимание к данному вопросу, недостаточно освещаются вопросы, связанные с обоснованием критериев готовности к школе и готовности к освоению универсальных учебных действий дошкольниками. Многие ученые приходят к выводу, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны активные методы обучения (Н. Г. Алексеев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.).

Изучение научных источников по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — разработка и апробация дополнительной образовательной программы формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в преемственной связи детский сад — школа.

Объект исследования — процесс формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — реализация дополнительной образовательной программы как средство формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.

Методы исследования исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 138» г. Воронежа и в МБОУ СОШ № 88 с углубленным изучением отдельных предметов г. Воронежа. В исследовании приняли участие старшие дошкольники и обучающиеся начальной школы. Время проведения исследования — 2018–2020 годы. В условиях пандемии COVID-19 были пропущены сроки реализации программы, однако, удалось провести мониторинг и сделать анализ результативности её реализации.

Программа включала следующие блоки: задачи, направленные на развитие личностных УУД (мотивация и потребность в обучении; формирование картины миры; общее развитие; самооценка; духовно-нравственное развитие; воспитание и воспитанность); задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД (формирование базовых понятий в общении; коллаборация; бесконфликтное поведение; профилактика девиаций); задачи, направленные на развитие познавательных УУД (развитие когнитивных процессов; формирование познавательного интереса); задачи, направленные на развитие регулятивных УУД (обучение саморегуляции; развитие мотивационно-волевой сферы; контроль за своим поведением; рефлексия).

В качестве мониторинга были взяты методы изучения УУД в детском саду и методы изучения УУД в начальной школе. Для создания преемственности задания имели одну направленность, но разной сложности.

Критерии, показатели и методы диагностики преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе оформлены в таблицу. Для сравнения показателей использовалась бальная система от единицы до трех — 1 — низкий уровень; 2 — средний уровень; 3 — высокий уровень.

Результаты и их обсуждение

Таблица 1

Критерии, показатели и методы диагностики сформированности УУД

Критерии

Показатели ДО

Показатели НШ

Методы диагностики.

Личностные УУД

Познавательный интерес и мотивация.

Сформированность

внутренней

позиции.

2,14

2,67

Методика изучения

познавательного развития

детей дошкольного

возраста под редакцией Е.

А. Стребелевой.

Исследование мотивации методом наблюдения

Коммуникативные УУД

Коллаборация с педагогом и сверстниками.

Бесконфликтное общение.

Принятие позиции собеседника

1,86

2,54

Задание «Сказка по кругу»,

«Угадай эмоцию», «Кто есть кто?»

У школьников — «Совместный проект», «От тебя зависит…»

Регулятивные УУД

Планирование

последовательности

действий и

прогнозирование.

Способность к

рефлексии и волевой

саморегуляции

2,03

2,75

Ориентационный тест

школьной зрелости Керна-Йирасека (модификация

теста А. Керна).

Игровые задания «Хочу — могу — надо», «Если бы я…», «Моя мечта»

Познавательные УУД

Общее развитие когнитивных процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие, воображение)

1,89

2,77

Корректурная проба; аналогии, «Что лишнее?», скороговорки, «Что видишь?», «Графический тест», «Дорисуй до образа», сюжетные картинки.

Сравнивая результаты развития УУД у дошкольников и младших школьников, мы не наблюдаем большого разрыва в показаниях. В развитии личностных УУД — разница ~ 0,53; коммуникативные УУД — разница ~ 0,68; регулятивные УУД — разница ~ 0,72; познавательные УУД — разница ~ 0,88.

Таким образом , преемственность к освоению универсальных учебных действий в детском саду и в школе мы рассматриваем как согласование направлений работы по преемственности, целей и задач. Проведенное исследование показало результативность в развитии УУД, т. е. разница в развитии УУД у дошкольников и у обучающихся в начальной школе составляет менее одного балла, что является хорошим показателем. Отмечено, что главное в преемственных связях — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки к учебной деятельности, развиты ли те качества личности, которые будут значимые для обучения в школе.

Литература:

  1. Бабинова, Н. В. Формирование предпосылок универсальных учебных действий в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Бабинова // Современные проблемы образования: Сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014. — С. 13–19.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, детский сад, действие, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, учебная деятельность, воронеж, дополнительная образовательная программа, преемственная связь.


Ключевые слова

начальная школа, дошкольники, обучающиеся, преемственность: универсальные учебные действия

Похожие статьи

Преемственность дошкольного образовательного учреждения...

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность...

Особенности организации дополнительных образовательных...

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый...

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Преемственность в математическом развитии детей...

Обучение детей дошкольного возраста зависит от ряда условий. Наиболее важными из них считаются: опора на знания и умения дошкольников

школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная преемственность, подход, обеспечение...

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности...

Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования. Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, старший дошкольный возраст, ребёнок, школа, готовность...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов.

Особенности развития преемственности детского сада и школы

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования

Основными задачи преемственности между детским садом и школой являются: 1. Установление связи между программами, формами и...

Преемственность в использовании... | Молодой ученый

 Школа и детский сад — два неразрывно взаимосвязанных звена в системе образования. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и...

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как...

Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию

Непосредственная образовательная деятельность, как форма обучения в детском саду...

Похожие статьи

Преемственность дошкольного образовательного учреждения...

Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, начальная школа, ребенок, школа, образовательная деятельность, преемственность...

Особенности организации дополнительных образовательных...

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый...

Преемственность между дошкольным уровнем и уровнем...

общее образование, начальная школа, дошкольное образование, уровень, детский сад, дошкольный возраст, ребенок, преемственность, познавательное развитие, физическая культура.

Преемственность в математическом развитии детей...

Обучение детей дошкольного возраста зависит от ряда условий. Наиболее важными из них считаются: опора на знания и умения дошкольников

школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная преемственность, подход, обеспечение...

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности...

Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования. Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, старший дошкольный возраст, ребёнок, школа, готовность...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов.

Особенности развития преемственности детского сада и школы

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования

Основными задачи преемственности между детским садом и школой являются: 1. Установление связи между программами, формами и...

Преемственность в использовании... | Молодой ученый

 Школа и детский сад — два неразрывно взаимосвязанных звена в системе образования. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и...

Преемственность в дошкольном и школьном образовании как...

Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию

Непосредственная образовательная деятельность, как форма обучения в детском саду...

Задать вопрос