Опережающее развитие сферы образования в цифровой экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.11.2020

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Рубцова, О. Л. Опережающее развитие сферы образования в цифровой экономике / О. Л. Рубцова, А. А. Гаврилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74570/ (дата обращения: 26.02.2021).



В современном мире происходят радикальные преобразования, которые затрагивают все сферы жизни. Цифровизация в корне меняет способ получения образования, но по-прежнему существует много проблем: неравенство доступа к цифровым технологиям, подрывающее качество образования по разным причинам, его коммерциализация. Тем более следует обратить внимание на то, что современные информационные и коммуникационные технологии могут быть использованы для повышения качества и эффективности образования, будут способствовать равенству образовательных возможностей. Без этого невозможно реализовать амбициозные цели, поставленные российским обществом. В условиях, когда человек становится ключевым элементом цифровой экономики, образование приобретает не только ценность общественного блага и основных прав человека, но и стратегический приоритет развития российского общества, решая самую сложную задачу — «начало будущего». «В условиях кардинальных цивилизационных изменений.

Ключевые слова: образование, цифровизация, цифровая экономика, экономика, развитие

In the modern world there are radical transformations that affect all spheres of life. Digitalization is fundamentally changing the way education is received, but there are still many problems: inequality of access to digital technologies, undermining the quality of education due to various reasons, its commercialization. All the more attention should be paid to the fact that modern information and communication technologies can be used to improve the quality and efficiency of education, would contribute to equality of educational opportunities. Without this, it is impossible to realize the ambitious goals set by the Russian society. In the conditions when the person becomes a key element of digital economy, education acquires not only value of the public good and the fundamental human right, and a strategic priority of development of the Russian society solving the most difficult task- «start of the future» in the conditions of cardinal civilizational changes.

Keywords: education, digitalization, digital economy, economy, development

В настоящее время такое направление, как цифровая экономика, является актуальной темой для обсуждения. На протяжении многих лет наша страна развивалась и создавала различные условия для повышения уровня жизни и упрощения нашей жизни. Открывает новые возможности.

Цифровая экономика — это отображение всех данных в цифровом виде. Это позволяет быстро перемещаться по метрикам и записям, скомпилированным в организациях. Кроме того, в цифровом виде легче найти определенную информацию, статистические показатели и т. Д. Во-первых, в нашей жизни появился Интернет. При этом люди могут найти ту или иную информацию [4].

Теперь вам не нужно идти в библиотеку, всю необходимую информацию можно найти с помощью новых технологий. В наше время вы можете купить любую вещь и даже продукты, не выходя из дома. Для этого вам нужно установить приложение или открыть необходимый веб-сайт и заказать то, что вас интересует. То есть экономика тут начинает мешать.

Ведь покупка и продажа любых товаров или услуг — это экономические отношения. Таким образом, это служит подтверждением всего вышесказанного. Но есть отрасли, где цифровизация идет медленнее. Это касается машиностроения, нефтедобычи и сельского хозяйства. Это связано с тем, что эти отрасли довольно большие и старые, поэтому внедрять новые технологии там труднее. Но нефтедобывающие организации занялись этим вопросом и начали разрабатывать новые программы, которые улучшат их деятельность.

Они создали умные колодцы, которые позволяют быстро анализировать и реагировать на ситуацию.

Органы государственной власти прилагают значительные усилия по цифровизации всех общественных сфер жизни. Эта тема активно обсуждается на многих экономических форумах, ей посвящены масштабные государственные программы. Наиболее важные области оцифровки включают [7]:

  1. Реформирование образовательной инфраструктуры. В условиях автоматизации различных производственных процессов, что привело к полному или частичному исчезновению ряда специальностей, а также к массовой нехватке специалистов с цифровыми знаниями, навыками, необходимо адаптировать образовательную инфраструктуру к новым требованиям. Необходимо разработать и внедрить принципиально новые подходы к образованию в системе образования, которые обеспечат высокий уровень базовой цифровой грамотности населения. [2, 12]
  2. Финансирование прикладных исследований и цифрового предпринимательства. Сегодня важно развивать исследовательские центры фундаментальных исследований. Таким образом, цифровой век предполагает постоянную адаптацию всей образовательной инфраструктуры к новым условиям исследований в области информатики и цифровых бизнес-моделей.
  3. Переподготовка и дополнительное образование. По оценкам Глобального института McKinsey, к 2036 году в мире будет автоматизировано до 50 % всех рабочих процессов, что приведет к значительному сокращению рабочей силы и сокращению числа рабочих мест, требующих средних навыков. Центры повышения квалификации и массовой переподготовки кадров играют особую роль в решении проблемы обеспечения экономики персоналом, обладающим определенными компетенциями. Они дадут новые навыки специалистам тех компаний, которые не смогут самостоятельно организовать процесс обучения, разработки и тестирования новых цифровых технологий. [5]
  4. Решение приоритетных задач цифрового развития отраслей. Чтобы быстро принимать решения по ключевым вопросам цифрового развития отраслей промышленности, целесообразно создать постоянные площадки для диалога между государством и представителями отраслей. Это взаимодействие будет более эффективным и оправданным, если оно будет осуществляться с участием представителей образовательных и исследовательских учреждений. [2, 13c]
  5. Развитие цифровой инфраструктуры. Современному обществу необходим комплекс мер, направленных на устранение цифрового неравенства, обеспечение равного доступа к базовым инфраструктурным услугам и более широкому спектру цифровых услуг, таких как дистанционное обучение, что дает возможность получить качественное образование для жителей любой страны.
  6. Продвижение инноваций. Цифровая грамотность, желание и готовность использовать новые методы решения проблем, рисковать, экспериментировать в будущем будут приобретать все большее значение, определяя успех личности и бизнеса.

Изменения, происходящие в экономике сегодня и прогнозируемые в ближайшем будущем, затрагивающие всю сферу образования, оказывают все большее давление на университетскую среду, ставя под сомнение ценность их дипломов [4].

Скорее всего, университеты и другие высшие учебные заведения столкнутся с проблемами переходного периода: наряду с подготовкой бакалавров и магистров по ранее объявленным направлениям и специальностям расширить нишу программ и создать необходимые условия, в которых студенты смогут приобрести знания и навыки, необходимые для цифровой экономики. Ранее мы отмечали, что скорость цифровых эффектов в разных отраслях различна, и это будет определять необходимость сочетания обучения как для существующей аналоговой экономики, так и для экономики данных, цифровой экономики.

Однако в течение переходного периода должны быть сформированы новые модели университетов, и эксперты определили ряд новых функций, на которых эти модели могут быть построены.

Функция моделирования мира (постановка университета).

Функция максимизации функции моделирования окружающего мира, то есть функция моделирования на площади, когда университет готовит, условно говоря, демиургов, способных моделировать и создавать окружающие миры.

Функция максимизации ресурсов достаточна для создания новых моделей на системном уровне.

Максимизация функции создания новых стартапов, на основе которых формируется модель «университета ракетного единорога», то есть университета, генерирующего единорогов.

Функция максимизации идеологии, проявленная в современном мире по сингулярности университетской модели.

Функция максимизации мотивации, которая решает проблему 80 % студентов и детей, которые не заинтересованы в обучении.

Функция максимизации проявления таланта, то есть поощрения любого таланта, проявленного в любом направлении.

Функция максимизации конкурентных преимуществ российской экономики, прежде всего, с точки зрения цифровой экономики, программирования и компаний, работающих на мировом рынке.

Функция максимизации проблемы, когда университет посвящает всю свою миссию созданию какого-то одного принципиально нового продукта, который перевернет мир.

Функция максимизации накопленного научного капитала.

Функция максимизации экосистемы, то есть максимальное вовлечение людей с существующими компетенциями для решения проблем в обучении, которая сегодня ограничена нормативной базой, установленной регулятором [6].

Разумеется, эти функции могут быть присущи только определенной группе университетов, в число экспертов которой входят глобальные исследовательские университеты. В дополнение к исследованиям, эти университеты будут развиваться как проектные университеты, как университеты, создающие сеть стартапов вокруг них, создающих благоприятную среду для новых предприятий их выпускников, для новых социальных инициатив, клубов и т. Д.

Вторая важная группа включает в себя те университеты, которые не могут конкурировать в мировой науке, но которые необходимы как центры интеллектуальной концентрации в регионах. Им придется выйти на первый план социальной функции — как выращивание местного бизнеса и социальных проектов, так и создание широкого культурного следа. В то же время важно выделить поддерживающие региональные университеты, предоставив им функцию расширенного университета, который эксперты точно определили в качестве корневого.

Третий тип университетов будет ориентирован на обслуживание онлайн-процессов обучения. Фактически, это университеты, которые помогают людям получить степень для себя из множества коротких курсов, которые они прошли в большом количестве. Функция этих университетов состоит в том, чтобы обеспечить максимально широкий охват высшего образования, что сегодня является социальным императивом для населения любой развитой страны.

Существуют следующие педагогические цели использования информационно-коммуникационных технологий в образовании:

  1. Повышение интенсивности всех уровней образовательного процесса за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий. Другими словами, наблюдается повышение эффективности и качества учебного процесса и активности познавательной деятельности, углубление междисциплинарных отношений. Важно отметить увеличение объема информации, оптимизацию ее поиска. [1, с. 63]
  2. Развитие личности студента, подготовка личности к комфортной жизни в обществе нового типа. Благодаря использованию ИКТ в образовании осуществляется развитие различных типов мышления и коммуникативных навыков. Стоит отметить и эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, мультимедийных технологий. В условиях формирования цифровой экономики важно формирование информационной культуры, приобретение навыков и умений обработки больших объемов информации, а также компетенций, связанных с моделированием задач и ситуаций; [5, с. 137]
  3. Работать над выполнением социального заказа общества. Формирование нового экономического порядка определяет изменения в потребности в персонале. Именно использование ИКТ в учебном процессе способствует подготовке грамотного человека, пользователя компьютерных средств;
  4. Совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности. ИКТ могут значительно расширить информационно-методическое обеспечение учителей и студентов, а также возможности для общения и сотрудничества на основе компьютерных средств связи;
  5. Повышение способности предоставлять образовательную информацию. Использование цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехнологий позволяет воссоздать реальную ситуацию при реализации образовательного процесса;
  6. Повысить мотивацию студентов к учебному процессу. Современное поколение с ранних лет находится в условиях оцифровки многих сфер жизни. Использование различных электронных устройств является повседневным явлением для них. Следовательно, наличие инструментов ИКТ в обучении позволяет предположить, что современный учитель идет в ногу со временем, что является мотивацией для учащихся. ИКТ вовлекают студентов в учебный процесс, способствуют максимально широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; [3, с. 76]
  7. Усилить контроль над деятельностью студентов. ИКТ позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль вовлечения ИКТ в образовательный процесс оказывает положительное влияние на личность учащихся, а также создает более комфортные условия для учителя.

Ключевым источником развития цифровой экономики являются специалисты, обученные работе с информационными технологиями. С одной стороны, требования к его обучению включены в профессиональные стандарты учителей, а с другой стороны готовятся использовать его за пределами технической компетенции и требуют углубленного понимания методологической подготовки учителей для работы в среде электронного обучения. Система обучения преподавателей работе в современной цифровой образовательной среде в настоящее время только формируется.

Практика использования его в учебном процессе российских вузов рассматривается с точки зрения технологий дистанционного обучения и электронного обучения, а не с точки зрения использования персональных компьютеров и проекторов при разработке и демонстрации лекционных материалов [3].,

EE и DOT образуют сегмент онлайн-программ высшего образования, доля которых не превышает 2 %. Образовательные онлайн-программы в основном предоставляются негосударственными образовательными учреждениями, их доля в сегменте онлайн-обучения достигает 80 %. Создавая цифровую образовательную среду, университеты должны наполнять свои образовательные продукты, интерактивный контент, инструменты взаимодействия и проектную деятельность студентов, тогда они будут доступны для преимуществ цифровой экономики.

Чтобы в полной мере участвовать в формировании цифровой экономики посредством обучения, а также в качестве отрасли цифровой экономики, необходимы шаги для поддержки университетов в сфере информатизации. Текущий уровень развития его инфраструктуры свидетельствует о недостаточной информатизации управленческого и образовательного процессов вузов.

Литература:

  1. Горобцова Л. П., Цыганков И. С. Проблемы и перспективы образования в условиях цифровой экономики//Вестник факультета управления СПбГЭУ, № 3. 2018 г.- С. 2.
  2. Днепровская Н. В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике//Статистика и экономика, Т.15, № 4, 2018 г. — С.16.
  3. Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций//Открытое образование, Т.22, № 3, 2018 г. — С. 61.
  4. Комаров М. А., Прокопьев А. И. Развитие правового симбиоза цифровой и реальной экономики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 4 (47). С. 113–116.
  5. Леонова К. С. Необходимость и возможные последствия цифровизации российской экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 12. С. 103–105
  6. Малышева Г. А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества // Власть. 2018. Т. 26. № 1. С. 40–46.
  7. Николайчук О. А. Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов // Journal of Economic Regulation. 2017. Т. 8. № 1. С. 142–154.
  8. Шуклина З. Н. Синергетические процессы в инновационной экономике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 2 (31). С. 69–72.
  9. Бигаев З. В. Перспективы развития цифровой экономики в РФ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 8(28). URL: https://sibac.info/journal/student/28/104265 (дата обращения: 30.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, учебный процесс, образовательный процесс, университет, образовательная инфраструктура, высшее образование, дистанционное обучение, переходной период, российское общество, современный мир.


Задать вопрос