Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.10.2020

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Черепов, В. А. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей / В. А. Черепов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74561/ (дата обращения: 26.02.2021).



Логопед, прежде, чем начать работу над коррекцией голоса, должен иметь заключение от фониатра или оториноларинголога. Сбор анамнеза является неотъемлемой частью перед началом работы, так как необходимо узнать первые признаки изменения голоса, жалобы и возможные источники проблемы. Знания о соблюдении гигиены голоса, стили жизни ребенка и его семьи, поведении в течении дня помогут логопеду составить более полную картину об нарушении голоса и его причинах.

Голосовые качества оцениваются по таким показателям, как атака звука, охриплость голоса, падение силы и звучности голоса, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Определяется также тип дыхания.

Важно так же отметить, что обследование голоса ребенка происходит труднее, нежели у взрослого, которые способны самостоятельно дать оценку качеству своего голоса и описать течение заболевания, перечислить жалобы. Тогда как дети не замечают изменений качеств своего голоса, могут не фиксировать внимание на нарушение функционирования голосового аппарата и не имеют достаточного слухового внимания качеству звучания голоса.

На сегодняшний день разработано и одобрено множество аппаратных методов диагностики голосового аппарата (В. Д. Тахтамышев, Ю. С. Василенко, Г. Ф. Иванченко, Л. Б. Дмитриев). Но в условиях повседневной практики и логопедической работы оценка производится с помощью слуха специалиста (аудитивно). Ещё одним плюсом данного метода является возможность оценить параметры голоса в комплексе, а не по отдельности, как это происходит при электроакустическом исследовании.

Несмотря на обширный выбор методик для исследования, данные способы напрямую зависят от состояния слухового аппарата исследователя, его профессионализма.

Д. К. Вильсон в своей монографии описывает систему голосовых карт Баффало III. Данная система состоит из 10 карт: 1. «Голосовой скрининг». 2. Групповой поведение. 3. Голос. 4. Перенапряжение голоса. 5. Речевое напряжение. 6. Резонанс. 7. Голос при нарушении слуха. 8. Запись голоса. 9. Голосовая диагностика. 10. Эффективность голосовой терапии.

В этой системе голос оценивается по пятибалльной системе. Карты предназначены не только для логопедов, но и для ребенка и его родителей. Могут быть использованы для оценки голоса в различных местах: на прогулке, дома, в школе и т. д. Считается, что необходимо оценивать за раз только один компонент голоса.

О. С. Орлова предлагает исследовать голос ребенка по следующим параметрам:

  1. Анализ акустических характеристик голоса (измерение частоты, интенсивности и времени максимальной фонации).
  2. Исследование фонационного дыхания.
  3. Определение «голосового поля».
  4. Психологическое обследование.

Метод определения «голосового поля» подразумевает наличие фортепиано, шумомера. Обследуемому предлагается на форте и пиано повторить звуковой сигнал. Вначале идут низкие тона.

В. И. Филимонова (1990) предложила систему аудитивной оценки голоса, где обследуются следующие компоненты:

  1. Сила и динамический диапазон;
  2. Звучание голоса;
  3. Интонация

Проанализировав материалы и методики по обследованию голосовой функции, нами за основу была взята аудитивная оценка голоса из методик В. И. Филимоновой и О. С. Орловой. Используемые задания составили нашу диагностическую программу для оценки голоса дошкольников. При подборе заданий, мы учитывали возрастные параметры и особенности детей, место проведения обследования.

Методические рекомендации по коррекции и профилактике патологий голоса

Обзор методик по обследованию голоса показал, что в настоящее время большое количество детей имеет нарушения голоса как в структуре дефекта, так и в изолированном состоянии. Это предопределило необходимость создания методических рекомендаций по коррекции голосовых нарушений, а также их профилактики для детей с нормальным голосом.

Методика занятия при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. Но с каждым годом число детей с функциональными нарушениями голоса возрастает. Это связано с аллергическими реакциями, частыми простудными заболеваниями, пандемиями. В последнее время над этой проблемой стали работать логопеды, совместно с фониатрами и отоларингологами.

Что касаемо профилактики голосовых нарушений, то здесь следует отметить важность охраны и воспитание гигиены голос с самого детства. Форсирование голоса, отсутствие поставленного физиологически правильного диафрагмального дыхания, частые простудные заболевания — всё это может привезти к непоправимым последствиям в будущем.

Для наиболее успешной профилактики голосовых патологий в детстве, в курс общей проблемы должны быть включены родители. Для этого следует проводить мероприятия, беседы и консультации, направленные на информирование взрослых о важности такого рода работе.

Ниже приведен список профилактических мероприятий для детей, которые помогут предотвратить появление голосовых нарушений:

  1. Закаливание организма

Чтобы получить положительный результат, следует знать несколько правил закаливания

— Учитывание возраста ребёнка, состояние его здоровья, индивидуальные особенности

— Постепенное закаливание и смена типов закаливания в зависимости от погоды и сезона

— Постепенное увеличение силы проводимых мероприятий

Метод закаливания воздухом

На начальных этапах приучают ребёнка находиться в помещении при одностороннем проветривании, затем при угловом. Сквозное проветривание проводят без присутствия ребенка, снижая температуру до 15–17 градусов. Затем за 20–30 минут проветривание прекращают.

На пользу пойдет сон в хорошо проветриваемом помещении, саду, улице, веранде. Важно следить за тем, как одет ребёнок и не допускать переохлаждения.

Летом, в тёплую погоду постепенно приучают детей ходить босиком. Воздушные ванные проводятся во время режимных моментов, когда ребёнок сам одевается или раздевается. В эти 5–7 минут ребёнок находится обнажённым и получает дозу закаливающих процедур.

Метод закаливания водой

Закаливание водой начинают проводить с обтирания открытых участков тела, плавно переходя на полное обтирание и обливание. При местном закаливание начинают с воды 30 градусов, затем каждые 1–2 дня снижая её градус на 1–2, пока она не достигнет 16–18 градусов.

  1. Своевременное посещение отоларинголога и других врачей Такие заболевания как острый ларингит, ангина, насморк и др. не являются непосредственной причиной стойких нарушений голоса и речи, однако при несвоевременном лечении могут перерасти в хронические состояния и повлиять на возникновение патологических состояний органов речи.
  2. Правильное воспитание речи и голосоведения в семье и дошкольных учреждениях. Частый крик детей, провоцирует перенапряжение голоса. В результате чего может появиться осиплость, охриплость. Чтобы избежать этого, необходимо объяснять детям, что кричать вредно и неправильно, мотивируя их разговаривать спокойно, без напряжения.

Система профилактических занятий, включающих в себя упражнения на артикуляцию, дыхание, голосовые упражнения, помогут предотвратить и снять напряжение в голосовом аппарате. Логопедический массаж благотворно виляет на мускулатуру гортани и её слизистую оболочку.

Выполнения дыхательных упражнений с детьми, таких как «Задуй свечку», «Надуй мыльный пузырь» и др. улучшают ротовой выдох, делая его более плавным и длительным. При включении в них произнесение звонких согласных и гласных звуков, происходит снятие напряжение с артикуляционного аппарата гортани, что положительно влияет на качество голоса.

Рекомендуется так же выполнять гигиенический массаж. Он снимает напряжение в мимической мускулатуре, улучшает тонус.

Техника массажа: проводить ладонями по указанным местам от5до10 раз:

— от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы;

— от переносицы к околоушной впадине (движение рук, как при умывании);

— передней поверхности шеи в направлении к туловищу;

— рук, плеч в направлении к туловищу;

— живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Голосовые расстройства могут входить как в структуру речевого дефекта, таких как дизартрия, ринолалия и заикание, а также носить изолированный характер. Состояние просодики и механизмы голосовых нарушений при дизартрии были раскрыты следующими исследователями: Архипова Е. Ф., Е. С. Алмазова Е. С., Е. Н. Винарская Е. Н., Л. В. Лопатина Л. В., Е. М. Мастюкова Е. М. и др.

При дизартрии нарушается не только звукопроизношение, но и страдает вся просодическая сторона речи. Детям с дизартрией трудно модулировать голос по высоте, силе, нарушено интонационно-выразительное оформление речи.

По мнению Е. С. Алмазовой, нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким проявление дизартрии.

Коррекционная методика для преодоления голосовых нарушений включает в себя следующие этапы:

  1. Коррекция физиологического дыхания . На данном этапе готовится база для фонационного дыхания
  2. Артикуляционные упражнения . Проводятся одновременно с с движениями обоих рук, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Это не только помогает скоординировать артикуляцию, но и благотворно влияет на интеллект ребёнка.
  3. Постановка фонационного дыхания . Автоматизируется фонационный выдох, координация между органами дыхания, артикуляционным аппаратом и артикуляцией.
  4. Упражнения на развитие силы голоса, тембра, высоты . Этап включает в себя модулирование голоса, тренировки голоса на интонационную выразительность.

Формирование просодической стороны речи для детей с дизартрией по мнению Лопатиной Л. В. должна включать в себя:

  1. Упражнения по развитию ритма
  2. Упражнения по развитию ритмики слова
  3. Знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией.
  4. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

Вопрос устранения нарушений голоса у детей является одним из актуальных в логопедии. Число детей, имеющих тембр голоса, — от легкой охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи, — не имеет тенденции к снижению.

Важным условием успешной организации логопедической работы по устранению нарушений голоса у детей с является теоретическая и методологическая интерпретация современных данных фонетики, фонологии, фонопедии, фониатрии, анатомии, физиологии и нейрофизиологии по данной проблеме.

С учетом точек зрения различных теорий голосообразование — это сложный механизм тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного, проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в центральную нервную систему об их состоянии и деятельности. Основными акустическими свойствами голоса являются: высота, частота, сила, тембр, звучность.

Литература:

  1. Алмазова Е. С. Нарушение голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова — М.: Медицина, 1973
  2. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. -- М.: Владос, 1990.
  3. Жукова Н. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. Жукова, Т. Б. Филичева. -- М.: Просвещение,1990
  4. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / М.: Сфера, 2009
  5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000
  6. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова Орлова О. С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушением голоса / О. С. Орлова. -- М.: Просвещение,1996
  7. Орлова О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса / О. С. Орлова. -- М.: Просвещение, 1998
  8. Правдина О. В. Голос и его нарушения / О. В. Правдина. -- М.: Просвещение, 1997
  9. Чиркина Г. В. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993
  10. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев, — М.: Просвещение, 1962
  11. Эрбштейн М. С. Анатомия, физиология и гигиена дыхательных и голосовых органов: курс для певцов и ораторов / М. С. Эрбштейн. — Изд. 2-е. — Москва: Кн. дом «Либроком»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, голосовой аппарат, оценка голоса, просодическая сторона речи, фонационное дыхание, III, интонационная выразительность, логопедическая работа, метод закаливания, нарушение голоса.


Задать вопрос