Профессиональное развитие государственных гражданских служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.10.2020

Статья просмотрена: 660 раз

Библиографическое описание:

Мясникова, В. А. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих / В. А. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74533/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государственного управления.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, профессиональное развитие, государственное управление, цифровизация, реформирование государственной службы, технологии, кадровый резерв, система KPI, мотивация персонала.

Ведущее значение в государственной гражданской службе в Российской Федерации имеет эффективное и качественное исполнение решений по обеспечению задач и функций государства. Государственная служба занимает ведущую роль в системе государственного управления. При этом без высокопрофессиональных кадров, обладающих знаниями, компетенциями и мотивацией как в государственном, так и в частном секторе экономики, невозможно сделать серьезный рывок в развитии социально-экономической сферы. Поэтому вопросы, связанные с профессиональным развитием, обновлением и получением новых знаний являются весьма актуальными.

Определение термина «государственная служба» нормативно закреплено в статье 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, лиц, замещающие государственные должности субъектов РФ [1].

Государственные гражданские служащие выступают как представители государственной власти, имеющие государственно-властные полномочия на основании акта о назначении его на должность и служебного контракта для осуществления функций и задач государства.

Государственная служба как социальный институт претерпела существенные изменения по реформированию и развитию, что в результате должно обеспечить эффективность государственного управления. Существующая достаточность правового обеспечения государственной службы, говорит о переходе к конкретным мероприятиям по развитию профессиональных компетенций современных государственных служащих.

Совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих связан с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации». Был утвержден порядок осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих, который регламентирует условия, сроки, объем часов, порядок стажировок и т. д. [2].

В развитие норм ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в рамках Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 21.02.2019 № 68:

– дополнено толкование термина «профессиональное развитие», которое заключается в приобретении гражданским служащим на системной основе новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств (п. 3 Положения);

– проведена градация «иных» мероприятий по профессиональному развитию в зависимости от цели участия в нем гражданских служащих: для ускоренного приобретения гражданскими служащими новых знаний и умений предлагаются семинары, тренинги, мастер-классы, для изучения передового опыта и обмена им предусмотрены конференции, круглые столы, служебные стажировки и иные мероприятия;

– предусмотрено использование федеральной государственной информационной системы в области государственной службы для осуществления контроля и учета мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих.

На основе анализа отдельных положений нормативно-правовых актов, регулирующих систему профессионального развития гражданских служащих, прослеживаются принципы, которые заложены в различных положениях обновленного законодательства. Данные принципы это: системность, непрерывность, ориентация на квалификационный подход, технологизация (цифровизация).

Применение должностных регламентов, разработанных с учетом процессных показателей эффективности и являющихся основанием для оценки служебной деятельности (методология KPI) в системе государственной гражданской службы создаст для каждого человека возможности реализации собственного потенциала. KPI — система, включающая в себя ряд показателей, которые используются руководителями подразделений для оценки эффективности работы своих сотрудников и реализуется для достижения стратегических целей. Преимуществами такой системы являются: повышение эффективности работы персонала, мотивация персонала, правильное определение приоритетов и основных целей, наглядность ситуации, сохранение общей эффективности деятельности организации [3].

Для обеспечения конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе и реализации принципов открытости в деятельности государственного аппарата, необходимо создание «системы организации и исполнения функций органов государственной власти, построенной на базе интегрированных цифровизированных процессов» [4].

Таким образом, на основе анализа можно выделить следующие актуальные задачи государственного управления и государственной службы:

– реализация потенциала гражданских служащих;

– формирование знаний в сфере государственного управления (конституционные и законодательные основы РФ, правовые и организационные формы противодействия коррупции, этика служебного поведения и т. д.);

– развитие личностных и профессиональных качеств гражданских служащих с использованием цифровых технологий;

– создание мотивационных условий для внедрения изменений гражданскими служащими при выполнении ими служебных обязанностей.

Следует отметить профессиональные и личностные качества, которые легли в основу Единой методики проведения конкурсов при замещении вакантных должностей и включении в кадровый резерв: лидерские качества, стратегическое мышление, аналитические способности, коммуникабельность, управление конфликтами, умение формировать команду и работать в команде и др. Такой квалификационный подход базируется на понимании специфики и задач профессиональной деятельности. Кадровый резерв в свою очередь предполагает многоэтапный процесс, подход к которому основывается на современных методах и инструментах. Чаще всего применяются практические методы, которые представлены на рис. 1.

Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров [5]

Рис. 1. Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров [5]

На сегодняшний день существуют условия для формы профессионального развития, описаны технология планирования и оценки данного кадрового процесса.

На мой взгляд, необходимым является включение требований, связанных с готовностью гражданского служащего осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровой экономики и постоянных изменений. Так как цифровые технологии в наше время считаются двигателем мирового прогресса и облегчают выполнение обязанностей различных служб, при грамотно построенном взаимодействии всех заинтересованных сторон в вопросе профессионального развития государственных служащих.

Литература:

1. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы в Российской Федерации». — «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст.2063.

2. Указ Президента РФ «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации») от 21.02.2019 г. № 68 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/

3. Цыклина Е. В., Иванова О. Е. Внедрение системы показателей KPI-мотивации для повышения эффективности управления трудовым потенциалом организации // В сборнике: Экономика и управление: теория, методика, практика. сборник статей. Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2020. С. 88–91.

4. Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. «Государство как платформа»: подход к реализации высокотехнологичной системы государственного управления. // Государственная служба. 2018. № 3. С. 6–17.

5. Горожанкина А. Г., Пронская О. Н. Инновационные методы управления процесса организации кадрового резерва // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления: наука и практика. Криулинские чтения. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 204–207.

6. https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-model-organizatsii-professionalnogo-razvitiya-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih-kak-faktor-transformatsii

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, Российская Федерация, государственная служба, KPI, государственное управление, служащий, государственная гражданская служба, кадровый резерв, основа анализа, государственная власть.


Задать вопрос