Актуальные проблемы правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.10.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Юрманова, М. Ю. Актуальные проблемы правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском законодательстве / М. Ю. Юрманова, В. О. Ибатулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74515/ (дата обращения: 07.03.2021).



Данная статья в своем содержании раскрывает актуальные проблемы правового регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в российском законодательстве. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью как субъекты гражданско-правовых отношений, совершая указанные сделки, должны учитывать их важность. Детальный анализ проблем правового регулирования рассматриваемых сделок позволит стабилизировать гражданский оборот и уменьшить нарушение прав и обязанностей его участников.

Ключевые слова: крупные сделки, сделки с заинтересованностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества

This article in its content reveals topical problems of legal regulation of large transactions and transactions with an interest in Russian legislation. Joint-stock companies and limited liability companies, as subjects of civil law relations, when making these transactions should take into account their importance. A detailed analysis of the problems of legal regulation of the transactions in question will help stabilize civil circulation and reduce the violation of the rights and obligations of its participants.

Key words: major transactions, interested party transactions, limited liability company, joint stock companies.

ФЗ «Об акционерных обществах» [1] в своем содержании отражает возможность акционеров знакомиться с документами, которые содержат в себе информацию о самой компании. Тем не менее, существует исключение, касаемое тех акционеров, чей порог не превышает 1 % акций для доступа к списку лиц, которые имеют регистрацию в общем собрании, и не менее 25 % акций для получения документов бухгалтерии. Стоит указать на то, что данные ограничения не соответствуют принципу равенства акционеров.

Также немаловажным является зависимость полномочий акционера от числа ценных бумаг. Так, например, имея более 1 % акций, акционер имеет право обратиться с исковым заявлением к должностным лицам компании с требованием о возмещении убытков, имея более 2 % — влиять на решение вопросов повестки дня ежегодного собрания акционеров, а также на предъявление кандидатов на место в совете директоров, от 10 % возможно выдвижение требования о проведении внеочередного собрания компании.

В научной литературе высказывается необходимость обратить внимание на права акционеров, точнее — на их защиту. Уделив внимание данному вопросу, возможно достичь улучшения работы АО, кроме того — привлечь больше инвесторов. Это будет целесообразно, так как сегодня имеются трудности в осуществлении защиты прав акционеров, к примеру, прав собственника, инвесторов и лиц, которые руководят компанией. Также стоит обратить внимание на закрепление выплат дивидендов в законе как обязательных.

В настоящее время ФЗ «Об акционерных обществах» наделяет акционеров правом получить дивиденды в том случае, если они будут одобрены общим собранием акционеров. Закон устанавливает, что каждая ценная бумага компании даёт её владельцу аналогичное количество прав, как и у других владельцев таких ценных бумаг, на которые распространяется решение о получении дивидендов.

В российском праве изначально понятие «крупные сделки» давалось в ФЗ «Об ООО» [2] и ФЗ «Об акционерных обществах». Позднее понятие было закреплено в ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников» [3], в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [4] и в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [5]. Сейчас под «крупными сделками» стоит понимать выполнение определенных действий на территории РФ, на основании договора купли-продажи, поручительства, залога, кредита и отчуждением имущества на сумму от 25 % общей суммы активов компании [9].

Необходимо отметить, что коммерческие компании имеют следующие правовые формы: производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, крестьянские хозяйства, хозяйственные партнерства. Данные формы коммерческих компаний устанавливают свои определенные требования для совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Например, в ООО крупной считается такая сделка, где покупка или продажа объектов материального мира составляет сумму не более 25 % от всей собственности компании. В данном случае сумма собственности высчитывается посредством бухгалтерского отчета за последний год или полгода [9].

Для АО, крупной признается та сделка, которая подразумевает покупку или продажу собственности компании на сумму более 25 % от общей балансовой суммы активов компании.

Что касается унитарных предприятий, то здесь крупной стоит считать сделку, которая подразумевает приобретение собственности стоимостью от 10 % или 50 000 минимальных окладов.

Компании государственного и муниципального типа крупной сделкой признают такую сделку, в которой осуществляются операции по договорам купли-продажи собственности более 10 % от размера бюджета той или иной компании.

Как мы видим, для каждой формы коммерческой компании понятие «крупная сделка» различно. Это указывает на тот факт, что в законодательстве отсутствует единое понятие «крупной сделки». Однако, считаем возможным указать на общий признак сделок данного рода — это цена. Цена не должна устанавливаться меньше суммы, соответствующей крупным сделкам подобного уровня.

Таким образом, мы можем отметить некоторые несоответствия нормам ФЗ «Об акционерных обществах» при осуществлении процесса установления суммы сделки. Данный закон устанавливает технику определения суммы того или иного объекта. В соответствии с ним, в ситуациях возникновения возможности отчуждения собственности с балансовой суммой бюджета компании, соотносится сумма этого объекта, выведенная на основе балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Если же осуществляется приобретение объекта, то его сумма обсуждается советом директоров компании. Но также, ФЗ «Об акционерных обществах» в своем содержании отразил норму, которая регулирует стоимость объекта решением совета директоров, но на основании его рыночной стоимости [8]. Как мы видим, на законодательном уровне определено две нормы, которые противоречат друг другу. Также не решен вопрос о том, каким образом необходимо высчитывать цену определенного объекта по балансовой или рыночной цене.

Согласно изменениям, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, относительно одобрения и согласования крупных сделок, возможно выделить больше признаков рассматриваемых сделок. Так, к крупным сделкам стоит относить те договоры, в которых предметом является передача собственности во временное пользование или владение, в то время как в старой редакции к ним относились договоры залога, купли-продажи, займа, ипотеки и поручительства. Данный факт послужил основанием для увеличения количества крупных сделок.

Процедуры одобрения крупной сделки и сделки с заинтересованностью имеют свои особенности, которые состоят в формировании уполномоченным органом волеизъявления исполнительного органа компании, которое выражается в осуществлении крупной сделки или сделки с заинтересованностью. В том случае, если такая сделка была совершена на основании предписаний, которые действовали во время организации и период подписания контракта руководителем, то она не может быть признана недействительной. Также закон сохраняет принятые ранее решения и сделки в их юридической силе [6].

Необходимо обратить внимание и на процесс одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Проблемным тут является момент, когда имеет место конфликт в результате принятия различных решений в отношении одной сделки. Этот конфликт может возникнуть ввиду того, что другой уполномоченный орган вправе вынести решение по договорам с заинтересованностью. Уполномоченным одобрять крупную сделку органом становится наблюдательный совет компании, когда предмет сделки на сумму от 10 до 25 % от бюджета компании или собрание акционеров компании, когда предмет более 25 % от суммы бюджета. В том случае, если одобрению подлежит сделка компании на сумму от 50 % бюджета, то крупная сделка с заинтересованностью одобряется общим собранием компании исключительным способом. В данном случае не учитываются голоса тех лиц, которые имеют заинтересованность в период голосования [7].

Таким образом, все сказанное выше может привести к противоречиям принятых решений, предоставить недостоверную информацию акционерам и иным лицам, установить неверную позицию по одобрению контракта и иным последствиям. Также различные решения по одной сделке могут стать основанием для признания рассматриваемых сделок недействительными и привести к остановке экономической деятельности компании.

На основании изложенного выше, мы считаем целесообразным создать институт независимых директоров. Необходимо также обратить внимание на то, в каком режиме права применяется закон по отношению к крупным сделкам с заинтересованностью.

Мы считаем, что целесообразно использовать правовой режим для сделок с заинтересованностью, в котором соглашение на совершение сделок осуществлялось с учетом мнения участников компании, которые не имеют заинтересованности в данном процессе.

В завершении хотелось бы отметить, что предложенные в данной статье изменения позволят правильно распределить риски между субъектами гражданско-правовых отношений, что в свою очередь, повысит уровень ответственности руководителя за те решения, которые он принимает.

Литература:

  1. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс» / Последнее обновление: 18.10.2020
  2. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс» / Последнее обновление: 20.10.2020.
  3. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ в ред. от 02.08.2019 N 301-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление: 20.10.2020.
  4. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ в ред. от 31.07.2020 N 294-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление: 20.10.2020
  5. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ в ред. от 31.07.2020 N 289-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление: 20.10.2020.
  6. Габов, А. В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования / А. В. Габов. — М.: Статут, 2005. — 418 с.
  7. Ерёменко, Ю. Сделки с заинтересованностью: новеллы правоприменения // Ю. Ерёменко / Корпоративный юрист. — 2017. — № 10. — С. 42–47.
  8. Филиппова, С. Ю. К вопросу о понятии корпоративного конфликта // С. Ю. Филиппова / Российская юстиция. — 2012. — № 12. — С. 31–34.
  9. Шиткина, И. С. Крупные сделки и сделки, особый порядок одобрения которых предусмотрен уставом хозяйственного общества // И. С. Шиткина/ Издательская группа «Закон». — Москва. — 2016г. — № 11 — С. 100–105.
Основные термины (генерируются автоматически): сделка, крупная сделка, заинтересованность, общество, решение, сумма, акционер, внимание, ограниченная ответственность, правовое регулирование.


Задать вопрос