Понятие и значение административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Иншакова, Е. А. Понятие и значение административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации / Е. А. Иншакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74475/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье проводится анализ понятия и выявляется значение административной ответственности юридических лиц как субъектов административного права в Российской Федерации.

Ключевые слова: ответственность, юридическое лицо, правонарушение, административная ответственность, публичная сфера.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в качестве основополагающего принципа любого правового государства выступает соблюдение всеми участниками правовых отношений обязательства по соотношению решений, действий данных субъектов с нормами права, установленными государством. Государством закрепляются гарантии соблюдения прав граждан и юридических лиц, обеспечивается их защита.

Всяким правонарушением, причинением вреда, нарушением интересов и прав других участников правоотношений олицетворяется общественная опасность подобного деяния, его нежелательность для государства и общества. И одним из признаков правонарушения выступает соответствующая юридическая ответственность субъекта, совершившего правонарушение.

Институт юридической ответственности является одним из важнейших в правовой системе государства. Это объясняется тем, что юридическая ответственность выступает своеобразным стимулом надлежащего поведения для субъектов правоотношений. Применение юридической ответственности является также принципом соблюдения законности и защиты прав и свобод человека и гражданина от различных посягательств.

Важнейшими же субъектами административных правоотношений являются в настоящее время юридические лица. Значимость их обусловлена, помимо прочего, тем, что организации, учреждения способствуют развитию гражданского общества в нашей стране, обеспечению соблюдения конституционных прав граждан. С момента своего создания они приобретают соответствующий административно-правовой статус, одним из элементов которого является ответственность за совершение правонарушений в административно-публичной сфере. Вместе с тем соблюдение прав юридических лиц и законности привлечения их к административной ответственности невозможно без анализа самого понятия административной ответственности юридических лиц, ее особенностей и целей применения.

Следует отметить, что сегодня наряду с физическими лицами, к субъектам административного права относятся и лица юридические, являющиеся особыми образованиями, обладающими рядом специфических признаков, образуемыми и прекращающимися в специальном порядке. Как показывает анализ понятия юридического лица как субъекта административных отношений, необходимо обратить внимание на различия в определении сущности юридического лица как субъекта соответствующих отношений в отдельных сферах правового регулирования.

Легальное определение юридического лица содержится в нормах ГК РФ. Современное российское гражданское законодательство под юридическим лицом подразумевает организацию, имеющую обособленное имущество и отвечающую данным имуществом по собственным обязательствам, способную от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде [2, п. 1 ст. 48]. При этом выделяются такие основные его признаки, как организационное единство и имущественная обособленность, а также самостоятельная имущественная ответственность и возможность самостоятельно выступать от своего имени в гражданском обороте [5, с. 134–135]. Зачастую в рамках гражданского права понятие юридического лица отождествляют с понятием организации.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают с момента их государственной регистрации, а прекращаются с их ликвидацией. А если быть точнее, — с момента внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ управомоченными на то государственными органами (ФНС России) и, соответственно, с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о прекращении существования данного юридического лица [3, ст. 2]. При этом обязанность любого юридического лица быть зарегистрированным в данном реестре в одной из предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых форм, закреплена в Гражданском кодексе РФ [2, п. 2 ст. 48].

Однако с точки зрения административного права вышеуказанные понятия имеют разное значение, потому не могу рассматриваться в качестве синонимов. Здесь подразумевается, что принимать участие в гражданском обороте могут лишь организации, наделенные статусом юридического лица, и характеризующиеся вышеуказанными признаками, а также зарегистрированными в ЕГРЮЛ с соблюдением законодательно установленных правил. Но в качестве субъектов административных правовых отношений выступать могут как непосредственно юридические лица, имеющие все характерные признаки, так и лица, подобного статуса не имеющие [9, с. 146]. К таким лицам (организациям) относятся разнообразные органы исполнительной власти, комиссии, подразделения юридических лиц и т. д. [4, с. 89].

Соответственно, в широком смысле под юридическими лицами как субъектами административных правоотношений следует понимать организации, имеющие и не имеющие статус юридического лица, которые могут принимать участие от своего имени в административных правовых отношениях, реализовывать административные права и исполнять административные обязанности, а также нести ответственность за совершение правонарушений в административно-публичной сфере.

Но при этом не все организации, обладающие гражданской правосубъектностью, выступают в качестве субъектов административной ответственности. К таковым не могут быть отнесены общественные объединения при отсутствии у них регистрации в качестве юридического лица, международные организации (подразделения международных организаций), осуществляющие деятельность на территории России, представительства и филиалы отечественных юридических лиц. Иными словами, несмотря на то, что ряд организаций правомерно являются субъектами административных правоотношений, они не подлежат привлечению к административной ответственности в силу отсутствия у них гражданской правосубъектности.

Следует учитывать, что любой юридической ответственностью предполагается наличие элемента государственного принуждения, вместе с тем не любое государственное принуждение связано с ответственностью.

При этом административно-правовая ответственность юридических лиц является ответственностью, наступающей за совершение юридическим лицом административного проступка — деяния, предусмотренного законодательством РФ об административных правонарушениях [6, с. 402].. В свою очередь, административные проступки являются правонарушениями, посягающими на законодательно установленный общественный порядок, а также на отношения в сфере распорядительной и исполнительной деятельности государства, которые не связаны с осуществлением служебных обязанностей [7, с. 213].

Цели ответственности выступают в качестве конкретного проявления общих целей права. Это, в частности, закрепление и регулирование и, что не менее важно, охрана разнообразных общественных отношений. Данными целями обусловлено, в частности, существование охранительной и регулятивной функций права. Исходя из чего, важнейшая цель административной ответственности состоит, прежде всего, в охране личности и правового порядка от всяких противоправных деяний и посягательств, то есть в охране конституционного строя и правопорядка, а также прав и свобод граждан.

Вместе с тем в более узком смысле ее главной целью (применительно к конкретному правонарушителю) выступает наказание данного правонарушителя и при этом предостережение других членов данного общества от возможных противоправных действий и поступков, и их последствий и пр.

Однако к особенности административной ответственности юридических лиц необходимо отнести то обстоятельство, что она является правовым институтом, предназначение которого заключается не только в принуждении юридических лиц к исполнению предписанных в соответствующих нормах правил, но также к исполнению ограничений деятельности данных лиц [8, с. 191].

Административная ответственность юридических лиц выступает и разновидностью юридической обязанности, а потому, как и все виды юридической обязанности, она налагается лишь по процедуре, закрепленной в определенных нормативно-правовых предписаниях. При этом для физических и юридических лиц законодателем предусмотрен одинаковый порядок привлечения к административно-правовой ответственности.

Таким образом, административно-правовая ответственность юридических лиц является ответственностью, наступающей за совершение юридическим лицом, наделенным гражданской правосубъектностью, административного проступка. К особенности административной ответственности юридических лиц необходимо отнести то обстоятельство, что она является правовым институтом, предназначение которого заключается в принуждении юридических лиц к исполнению предписанных правил и ограничений деятельности данных лиц

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действ. ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.
  4. Административное право России: учебник для вузов / под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 484 с.
  5. Мезенцева О. С. Понятие и признаки юридического лица / О. С. Мезенцева // Перспективы развития институтов права и государства. — 2019. — С. 133–136.
  6. Маркина Э. В. Административная ответственность как институт административного права и ее отличия от других видов юридической ответственности / Э. В. Маркина, В. В. Макар // Актуальные вопросы применения норм административного права. — 2018. — С. 402–407.
  7. Миронов А. Н. Административное право: учебник / А. Н. Миронов. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 322 с.
  8. Попович О. М. Понятие и структура административной ответственности юридических лиц / О. М. Попович // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 2. — С. 191–194.
  9. Чулков Р. А. К вопросу о понятии и месте юридических лиц в административном праве / Р. А. Чулков // Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина в г. Кирове. — 2016. — № 1. — С. 145–147.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, административная ответственность, лицо, юридическая ответственность, административно-правовая ответственность, гражданская правосубъектность, субъект, административно-публичная сфера, административный проступок, государственное принуждение.


Задать вопрос