Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.10.2020

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Кошлякова, Е. В. Дифференциальная диагностика аутизма в работе педагога-психолога / Е. В. Кошлякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74420/ (дата обращения: 24.04.2024).



Аутизм имеет много общих симптомов с такими патологиями развития как интеллектуальная недостаточность, глухота, ранняя детская шизофрения, психопатия, тяжелые нарушения речи, резидуально-органические поражения центральной нервной системы, невропатия, органическая деменция [1]. Дифференциальная диагностика аутизма от сходных состояний представляет собой углубленное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с целью установления типа нарушения развития и определения дальнейшего образовательного и коррекционного маршрута. Дифференциальный диагноз устанавливается врачом-психиатром в старшем дошкольном возрасте. В дифференциальной диагностике раннего детского аутизма (РДА) участвуют несколько специалистов: психиатр, невролог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед.

При первых подозрениях на аутизм проводится проверка слуха ребенка, чтобы исключить глухоту. Аутичный ребенок может не откликаться на зов и не оборачиваться на источник звука. Однако, в аффективно значимой ситуации аутичный ребенок может реагировать даже на тихие интересующие его звуки, пугаться шума, крика. Глухой ребенок смотрит на губы собеседника, у него присутствует зрительный контакт. Хорошо, если родители ребенка заранее обследуют ребенка у сурдолога при помощи тимпанограммы. Сурдолог может предложить исследование слуха методом вызванных потенциалов (КСВП), который покажет слышит ли ребенок и не реагирует, или же он не реагирует, потому что не слышит. КСВП проводится у полностью мутичных детей.

Значительные трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и невропатии. Дети с невропатией, так же, как и аутичные дети второй и четвертой групп, обладают пониженным психическим, моторным и физическим тонусом, тормозимостью, излишней боязливостью, гиперчувствительностью к оценке их поведения, повышенной избирательностью в контактах. Для невропатии характерны частые колебания настроения, но в отличие от колебаний настроения при РДА, они всегда обусловлены метеочувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в душном помещении. При невропатии также могут наблюдаться характерные для РДА затруднения глотания и страх твердой пищи, но в данном случае они обусловлены повышенной рефлекторной возбудимостью. У ребенка с невропатией также могут наблюдаться двигательные стереотипы, которые на самом деле являются навязчивыми тиками. При невропатии может наблюдаться чувствительность к смене обстановки, но только в том случае, если изменения в окружающем являются объективно отрицательными. В случае, если смена обстановки несет положительные впечатления (например, поездка к морю), ребенок с невропатией реагирует положительно. Для детей с невропатией характерны страхи, но в отличие от страхов при РДА, страхи ребенка с невропатией всегда адекватны и актуальны для данного момента, хотя и сильно преувеличены. Дети с невропатией активно подражают в игре. Их речи несвойственна скандированность, употребление глаголов в инфинитиве, отставленные эхолалии, комментирование, невнятность и аграмматизмы.

Дифференциальная диагностика с резидуальной органической патологией центральной нервной системы (РОП ЦНС) представляет затруднение из-за наличия «общих» симптомов — психомоторной возбудимости, импульсивности, неустойчивости внимания и настроения, негативизма, агрессивности, патологии влечений. Например, при гидроцефалии может наблюдаться склонность к речевым штампам и многоречивости. Дети с РОП ЦНС, в отличии от детей с РДА, назойливы и навязчивы, их психомоторная расторможенность легко сменяется гиподинамией, жалобами на головную боль. Дети с РОП ЦНС, как правило, не используют в речи неологизмы, манерные интонации, отставленные эхолалии, вычурные сенсорные стереотипии.

Возникают трудности при дифференциальной диагностике РДА с преобладанием симптоматики третьей группы и гебоидной психопатии. Ребенок с психопатией может проявлять жестокость, агрессию, стремление сделать назло. Но он способен к диалогу и достаточно общителен, у него отсутствует специфичная речь, как при РДА. Влечения ребенка с психопатией не подпитываются его же страхами.

Большие трудности представляет дифференциальная диагностика РДА и интеллектуальной недостаточности, так как очень часто эти два нарушения наблюдаются одновременно.

Нередко интеллектуальную недостаточность предполагают у детей первой группы из-за отсутствия речи, игры, навыков самообслуживания, полевого поведения. Но у ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствует глазной контакт, он не настолько сильно отрешен от окружающего, не демонстрирует негативной реакции на смену обстановки.

У детей второй группы интеллектуальную недостаточность, как правило, предполагают из-за трудности привлечения их внимания, несформированности навыков самообслуживания, однообразной манипулятивной игры, неразвернутой речи и задержки развития моторики. Но у ребенка с интеллектуальной недостаточностью в речи нет неологизмов, отставленных эхолалий, у них не формируется характерная для детского аутизма симбиотическая связь с матерью, их страхи адекватны действительности.

Аутизм регрессивного характера у детей первой группы при возникновении нарушений после экзогении, иногда приходится дифференцировать с органической деменцией. При органической деменции не наблюдается нарушений взаимодействия, имеется ряд неврологических симптомов.

Часто приходится проводить дифференциальную диагностику РДА первой и четвертой групп и речевых патологий — сенсорной и моторной алалий, дизартрии из-за того, что аутичный ребенок, на первый взгляд, не понимает обращенную речь, не выполняет вербальные инструкции, не говорит или почти не говорит, невнятно произносит слова. При речевой патологии сохранны невербальные коммуникации — жестовая речь, адекватная ситуации мимика, пристальный взгляд в лицо собеседника, привлекающие внимание взрослого возгласы. Следует отметить, что в аффективно значимой для аутичного ребенка ситуации, он может демонстрировать понимание речи, более четко и громко произносить слова. У ребенка с речевой патологией отсутствуют в речи своеобразные интонации и эхолалии.

Наибольшие сложности представляет дифференциальная диагностика РДА и шизофрении, обычно она проводится в старшем дошкольном возрасте или в младшем школьном возрасте. Следует отметить, что шизофрения в детском возрасте встречается достаточно редко, но в старшем дошкольном возрасте и позже у ребенка может сложиться характерный для заболевания шизофренический тип мышления. Для диагностики мышления, начиная с девятилетнего возраста ребенка, применяются следующие методики: классификация предметов, пиктограмма, опосредованное запоминание по Леонтьеву, сравнение понятий, шестьдесят слов, исключение предметов. Возможен вариант возникновения шизофрении в детском возрасте, затем медленное развитие заболевания, и проявления характерных симптомов и признаков в более старшем возрасте. В старшем дошкольном возрасте возможен анализ детского рисунка.

В настоящее время дифференциальная диагностика РДА и детской шизофрении проводится врачом-психиатром не ранее достижения ребенком пяти-шестилетнего возраста. В более раннем возрасте симптомы детской шизофрении очень схожи с проявлениями РДА у детей третьей группы. Сюда можно отнести взгляд «сквозь» человека, моторную неловкость и неуклюжесть, наличие моторных стереотипий, бедную мимику, использование в речи «вычурных» слов и фраз, увлеченность сверхценной идеей, навязчивые разговоры об интересующих объектах. В некоторых случаях дифференциально-диагностическим признаком детской шизофрении может служить склонность к мудрствованию, дурашливость и относительно адекватное ситуации поведение [2].

Литература:

  1. Лебединская, К. С. Вопросы дифференциальной диагностики / К. С. Лебединская. — Текст: электронный // Альманах Института коррекционной педагогики: [сайт]. — URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/voprosy-differencialnoj-diagnostiki (дата обращения: 20.10.2020).
  2. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И. А. Шаповал. — Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 320 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): дифференциальная диагностика, интеллектуальная недостаточность, ребенок, невропатия, старший дошкольный возраст, аутичный ребенок, детская шизофрения, органическая деменция, смена обстановки, детский возраст.


Похожие статьи

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

У детей раннего возраста с множественными нарушениями овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста.

Деятельность проблемного ребёнка раннего возраста отличается от нормально развивающегося.

«Незрелость» нервной системы у ребёнка дошкольного возраста

У ребёнка центральная нервная система находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7–8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического...

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям.

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений с помощью нейропсихологической диагностики. Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат, дифференциальная диагностика, нарушение, логопедическое обследование, дошкольный возраст, зрительное восприятие, речевой дефект, дизартрия. К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная...

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития являлись разноуровневыми в основных

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

 Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих

Дифференциальная диагностика речевых нарушений — это процедура разграничения

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим...

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

У детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП, исследовалась краткосрочная и долгосрочная память.

6. Кисилевская, Н. А. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с детским церебральным параличом и их медико-педагогическая коррекция...

Похожие статьи

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

У детей раннего возраста с множественными нарушениями овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста.

Деятельность проблемного ребёнка раннего возраста отличается от нормально развивающегося.

«Незрелость» нервной системы у ребёнка дошкольного возраста

У ребёнка центральная нервная система находится на начальной стадии формирования. Так, корковая система определяется к 7–8 годам, а дозревает к периоду полового созревания, поэтому, говоря о «незрелой» коре головного мозга у детей, врачи, психологи и дефектологи...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического...

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям.

Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений с помощью нейропсихологической диагностики. Предпринята попытка эмпирически выявить нейропсихологические маркеры различий и качественно их описать.

ребенок, стертая дизартрия, ранний возраст, дизартрия...

стертая дизартрия, ребенок, артикуляционный аппарат, дифференциальная диагностика, нарушение, логопедическое обследование, дошкольный возраст, зрительное восприятие, речевой дефект, дизартрия. К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Но по причине интеллектуальных нарушений это происходит в определенной среде.

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная...

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности социального развития являлись разноуровневыми в основных

умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология...

Проблема отграничения речевых нарушений от сходных состояний

 Дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих

Дифференциальная диагностика речевых нарушений — это процедура разграничения

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим...

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

У детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП, исследовалась краткосрочная и долгосрочная память.

6. Кисилевская, Н. А. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с детским церебральным параличом и их медико-педагогическая коррекция...

Задать вопрос