Понятие стресса и стрессоустойчивости личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.10.2020

Статья просмотрена: 5549 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, А. А. Понятие стресса и стрессоустойчивости личности / А. А. Филиппова, П. М. Карпенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74366/ (дата обращения: 05.10.2024).



В данной статье авторы пытаются выявить взаимосвязь между понятием стресса и формированием стрессоустойчивости у личности.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, формирование стрессоустойчивости, индивид.

Первым понятие стресса ввел Уолтер Кеннон, описав его как универсальную психологическую реакцию организма человека — «бей или беги». Позже Ганс Селье, основоположник биологической концепции стресса, начал использовать данный термин для определения общего адаптационного периода. Он определяет стресс, как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [1, с. 27]. Под неспецифической реакцией понимается потребность организма приспосабливаться к новым обстоятельствам, т. е. восстановить прежнее состояние. Негативные или положительные факторы окружают человека, они одинаково влияют на возникновение стресса.

В современном мире, многие люди заблуждаются, давая определение стресса, зачастую данный термин связывают с чем-то негативным, что заставляет человека чувствовать себя плохо и испытывать нервное напряжение. Но в психологии выделяют две его формы: эустресс и дистресс. В свою очередь Селье Г. выделяет три стадии развития стресса (рис.1) [1]:

: Стадии стресса по Селье Г

Рис. 1: Стадии стресса по Селье Г

1)стадия тревоги;

2)стадия адаптации;

3)стадия истощения.

Эустресс возникает на стадии адаптации, при этом стрессе адаптационные возможности организма возрастают, происходит его адаптация к стрессору, в результате он ликвидируется. В случаях, когда адаптационные возможности организма значительно снижаются, т. е. он не может привыкнуть к новым условиям жизни, стресс переходит на стадию истощения — возникает дистресс, что приводит к развитию болезней адаптации.

Дистресс является самым опасным видом стресса. Он может длиться постоянно и вызывать повреждение и гибель нейронов головного мозга. Организм, находящийся под постоянным напряжением теряет способность адекватно и рационально реагировать на происходящее вокруг.

Активность внешних раздражителей на человека стимулирует его жизнедеятельность. Нет раздражителей, нет и проявления жизни. При умеренной интенсивности раздражителей стресс может вызывать эффект призыва к выполнению какой-либо активности, в свою очередь, при повышенном уровне внешних раздражителей стимулируется развитие психологических отклонений, что наоборот тормозит различные процессы.

По данным Национального комитета по психическому здоровью США, к 2020 году депрессия будет наиболее распространенным заболеванием, являющимся причиной нетрудоспособности [2]. Более того, по различным данным, каждый десятый человек страдает от регулярных панических атак, и не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к терапевтам, неврологам и другим специалистам, страдают от соматоформных расстройств, т. е. физических симптомов, вызываемых психическим расстройством. Такие больные чаще всего страдают от повышенной тревожности и депрессии. Так специалистами из канадского Центра зависимости и ментального здоровья было доказано, что у людей, страдающих от долговременной депрессии, возникают изменения в физиологии мозга. По мнению руководителя исследования Джефа Майера, продолжительная депрессия воспаляет мозг, а затем приводит к болезни Альцгеймера [3].

В зависимости от характера стресса и его влияния на организм выделяют психологический и физиологический стрессы. Психологический стресс делиться на информационный и эмоциональный стрессы. Информационный стресс связан с информационной перегрузкой, с отсутствием достаточного времени для решений поставленных задач и с повышенной ответственностью. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. Оба эти подвида стресса имеют значительное влияние на психическое состояние человека, достаточное их воздействие приводит к эмоциональным, двигательным и речевым нарушениям (рис. 2).

: Виды психологического стресса и причины их возникновения

Рис. 2: Виды психологического стресса и причины их возникновения

Физиологический стресс вызывается влиянием физических факторов на организм, например, обжигая палец мы испытываем физиологический стресс.

В дополнение к выше сказанному следует добавить, что специалисты еще выделяют социальное и культурное влияние на развитие стресса у человека. Процветающее общество пропагандирует благополучие и культ успеха. Этот культ настолько глубоко вошел в сознание современных людей, что его негативное влияние перестало осознаваться. Сейчас популярно быть лишенным эмоций человеком, скрывать все в себе, что впоследствии и вызывает соматоформные расстройства. Зачастую можно встретить заголовки газет по типу «Отбросим эмоции».., «Давайте без эмоций!» и т. д. Современная культура призывает человека отказаться от эмоций, чтобы казаться успешнее. Но это приводит к дальнейшей невозможности психики адаптироваться под новые требования и развитию физических недомоганий [4].

Во многих случаях индивид не может справиться со стрессом. Шэрон Мельник, психолог, специализирующийся на теме стрессоустойчивости, утверждает, что «стресс начинается тогда, когда в определённых обстоятельствах требования, которые к вам предъявляют, превышают способность их контролировать» [5]. Обладая достаточным контролем над ситуацией, подразумевается психическая стабильность, тем меньше человек психологически и физически себя мучает.

Сейчас, когда проблематика стресса хорошо изучена, его влияние на организм и развитие, большое внимание уделяется развитию стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость определяется как «набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов». Она состоит из трех компонентов, которые взаимодействуют между собой:

1) ощущение значимости своего существования;

2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь;

3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития.

Так же под стрессоустойчивостью подразумевают эмоциональную устойчивость и хорошую способность контролировать свои эмоции [6].

Н. И. Бережная распознает стрессоустойчивость как качество личности, которое состоит из совокупности некоторых элементов [7]:

1) Психофизиологического (свойства центральной нервной системы);

2) Мотивационного (подразумевается, что сила мотивации во многом может определить эмоциональную стабильность;

3) Эмоционального опыта личности (опыт, оставшийся после влияния отрицательных и экстремальных ситуаций);

4) Волевого (саморегулирование, которое приводит действия в соответствие с требованиями ситуации);

5) Профессиональной подготовленности;

6) Интеллектуального, который отвечает за оценивание требований ситуации.

Также важным фактором, который определяет степень стрессоустойчивости, являются ресурсы личности. Развитие стрессоустойчивости подразумевает процесс их накапливания, например, знания феномена стресса и осведомленность о путях его преодоления, наличие способности саморегуляции психофизического состояния человека, способность мыслить позитивно, умение действовать рационально, осознание модели конструктивного поведения в стрессовых ситуациях, успешное преодоление стрессовых ситуаций. Данные ресурсы личности помогают существенно снизить значимость стрессоров для человека и соответственно возникновения стрессовых реакций.

С. Хобфолл выдвинул теорию сохранения ресурсов и определил психологические условия для развития стрессоустойчивости [8]:

1)Достаточное обладание знанием о самом феномене стресса и путях его преодоления;

2)Развитие способности саморегуляции психофизиологического состояния;

3)Применение опыта в успешном преодолении стрессовых ситуаций;

4)Создание модели конструктивного поведения в стрессовых условиях;

5)Развитие позитивного и рационального мышления личности;

6)Формирование осознанности собственного поведения.

Появляется все больше методов профилактики и способов борьбы со стрессом:

1)Релаксационная гимнастика;

2)Упражнения для релаксации;

3)Регуляция дыхания;

4)Физические упражнения;

5)Специально-разработанные упражнения.

Следуя вышеперечисленному, можно сказать, что стрессоустойчивость есть свойство личности, которое включает в себя различные структурные компоненты, а также определенные условия для ее формирования.

На сегодняшний день существует достаточно научных исследований, посвященных влиянию индивидуальных психологических особенностей на реакцию стресса. По результатам данных исследований можно сказать, что реакция личности на стрессор зависит не только от врожденных качество, но и от комплекса свойств и черт индивида, которые развиваются в процессе его социализации.

От индивидуальных качеств, присущих разным личностям, зависит скорость и интенсивность реакции на тот или иной фактор. На один и тот же стрессор разные люди реагируют по-разному.

По результатам исследования [9], больше всего подвержены стрессу люди в чьем характере преобладают такие черты, как мягкость, сердечность, общительность, доброта, мягкосердечность и чуткое отношению к людям, а также личности с высоким уровнем интеллекта. В первом случае человек наделен ярким эмоциональным проявлением, что позволяет ему оказывать социальную поддержку, проявлять доверие, в то же время он подвержен влиянию ситуаций с повышенным фактором стресса. Во другом случае люди способны логически оценивать ситуацию, они могут абстрагироваться от деталей, но при этом они становятся заложниками стрессогенных ситуаций. Меньше всего подвержены стрессу люди с высокой степенью самоконтроля.

Литература:

  1. Ганс С. Стресс без Дистресса. — М: Прогресс, 1982.
  2. Murray C., Lopez A. The global burden of disease: A comprehensive assessment of mortality and disability from diseases, injurues and risk factors in 1990 and projected to 2020. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
  3. Голованов Г. Долговременная депрессия меняет физиологию мозга. — Хайтек, просмотрено 06.03.2019, https://hightech.fm/2018/02/28/depression-changes-brain
  4. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современна культура. — М: Московский психотерапевтический журнал, 1999, № 2, 61–90с.
  5. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях — М: Манн, Иван и Фербер, 2014.
  6. Милерян Е. А. Психология труда и профессионального образования: Избранные труды — К: НПП «Интерсервис», 2013
  7. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов. — Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25–28 июня 2003, № 1, 453–457с.
  8. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса — Психология. Журнал Высшая школа экономики, 2013, № 10, 119–135с.
  9. Кленова М. А., Захарова Ю. С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу — Психология, социология и педагогика, № 4, просмотрено 08.02.2019, http://psychology.snauka.ru/2015/04/4873
Основные термины (генерируются автоматически): стресс, физиологический стресс, адаптационная возможность организма, конструктивное поведение, психологический стресс, ресурс личности, стадий адаптации, стадий истощения, успешное преодоление, эмоциональный стресс.


Ключевые слова

индивид, стресс, стрессоустойчивость, формирование стрессоустойчивости

Похожие статьи

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Стресс в современном обществе. Стрессоустойчивость педагогов и подростков

В статье рассматриваются причины и основные симптомы стресса, а также его влияние на организм человека, приведены результаты исследования уровня стрессоустойчивости педагогов и учащихся, проведенного автором.

Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника

В статье рассмотрена проблема индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудников. Рассмотрена взаимосвязь между изучаемыми переменными и их влияние на обеспечение устойчивости к стрессу у сотрудников организации.

Психологический портрет аддикта

В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психолог...

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Типологические особенности когнитивных стилей личности

В статье рассматривается вопрос о типологии когнитивных стилей личности. Приводится характеристика наиболее распространенных когнитивных типов мышления.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Похожие статьи

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивос...

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Стресс в современном обществе. Стрессоустойчивость педагогов и подростков

В статье рассматриваются причины и основные симптомы стресса, а также его влияние на организм человека, приведены результаты исследования уровня стрессоустойчивости педагогов и учащихся, проведенного автором.

Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника

В статье рассмотрена проблема индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудников. Рассмотрена взаимосвязь между изучаемыми переменными и их влияние на обеспечение устойчивости к стрессу у сотрудников организации.

Психологический портрет аддикта

В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психолог...

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания

В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Типологические особенности когнитивных стилей личности

В статье рассматривается вопрос о типологии когнитивных стилей личности. Приводится характеристика наиболее распространенных когнитивных типов мышления.

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Задать вопрос