Вето президента в российском государстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.10.2020

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Абашина, А. А. Вето президента в российском государстве / А. А. Абашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74362/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье анализируются вопросы, связанные с таким конституционным правом Президента РФ как право вето. Автор выявляет его особенности реализации и приходит к выводу, что в настоящее время оно недостаточно конкретизировано и не содержит ответов на важные вопросы (в частности, формы выражения права вето, оснований для его применения). В связи с этим, выявляются проблемы правового регулирования права вето и предлагаются пути их решения. Автор приходит к выводу о том, что имеется необходимость в принятии специального закона, который был бы посвящен реализации права вето Президента РФ.

Ключевые слова: вето, Президент, законопроект, правотворчество, конституционное право.

The article analyzes issues related to such a constitutional right Of the President of the Russian Federation as the right of veto. The author identifies its implementation features and comes to the conclusion that it is currently insufficiently specified and does not contain answers to important questions (in particular, the form of expression of the veto right, the grounds for its use). In this regard, the problems of legal regulation of the right of veto are identified and ways to solve them are proposed. The author comes to the conclusion that there is a need to adopt a special law that would be dedicated to the implementation of the veto power of the President of the Russian Federation.

Key words : veto, President, bill, law-making, constitutional law.

Одной из стадий правотворчества является подписание и официальное опубликование либо отклонение нормативного правового акта. Если обратиться к положениям Конституции РФ, то можно увидеть, что она закрепляет право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения [1]. Иными словами, речь идет о том, что одним из конституционных прав Президента РФ в правотворческой деятельности является право вето.

В научной литературе вето понимается как акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов. В конституционном праве России — это право главы государства не согласиться с законом, принятым Федеральным Собранием, но не вступившим в силу [4, c. 148].

Стоит отметить, что законодатель не закрепляет в какой форме может быть выражено право вето: в устной или письменной? Данный вопрос остается открытым. Так, некоторые ученые считают, что вето представляет собой ни что иное, как наложение запрета (оно может найти своё выражение как в устной, так и письменной форме) [5, c. 321].

Учитывая, что ст. 107 Конституции РФ не в полной мере определена, еще в 1996 году было обращение в Конституционный Суд РФ со стороны Президента, Государственной Думы и Совета Федерации с запросом о толковании положений ст. 107 Конституции РФ. На что Конституционный Суд РФ разъяснил, что отклонение федерального закона Президентом РФ «...означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона Решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа» [3]. Из этого следует, что право вето должно быть выражено в письменной форме с указанием мотивов такого отказа. Однако, это всего лишь предположения и для недопущения неоднозначного толкования необходимо внести соответствующие указания в саму конституционную норму.

Кроме того, следует указать, что в действующем законодательстве также не содержится перечня обстоятельств, при наличии которых Президент РФ может применять право вето.

Все указанные недостатки правовой регламентации права вето указывают на то, что уже давно назрела необходимость появления специального закона, который был бы воплощением всех особенностей реализации права вето Президента РФ. В том числе, необходимо урегулировать в какой форме выражается право вето (письменная, например, в форме Указа с указанием в нем мотивов отклонения, а также конкретные рекомендации по поводу внесенного законопроекта, т. е. указать, что с этим законопроектом не так и что возможно сделать для его принятия, одобрения со стороны Президента РФ), основания, которые бы давали Президенту РФ использовать право вето и т. д.

Похожий законопроект уже был разработан и был предметом рассмотрения, но принят не был. Речь идет о Проекте Федерального закона № 97067903–2 «О праве «вето» Президента Российской Федерации» [2]. Представляется, что необходимо снова актуализировать вопрос, связанный с принятием данного закона, поскольку в настоящее время пробелы конституционного регулирования права вето дают большое усмотрение для Президента РФ в реализации данного полномочия и в какой-то степени это может также выражаться в злоупотреблении своим правом. С другой стороны, такая недоработка также сказывается отрицательно и для самого Президента РФ, поскольку, на наш взгляд, это необходимый и действенный инструмент в реализации его конституционного статуса как главы государства в государственном управлении страной, так и «арбитра». Используя право вето, Президент РФ может оперативно принимать решения, нацеленные на обеспечение безопасности страны, поэтому данное право должно быть реально с точки зрения его применения.

Таким образом, Конституция РФ провозглашает, что одним из прав Президента РФ в законодательном процессе является право вето. Безусловно, что данное право, которое одновременно является и полномочием Президента, достаточно важно, например, для эффективной реализации системы сдержек и противовесов. Однако несмотря на достаточно длительное законодательное закрепление права вето оно до сих пор в полной мере не регламентировано, не конкретизировано, поэтому имеется много открытых вопросов, в частности, по самой реализации данного права. В связи с этим, на наш взгляд, имеется необходимость принятия закона, который был бы посвящен регулированию права вето, а в ст. 107 Конституции РФ была бы отсылка на такой закон.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2020).
  2. Проект Федерального закона № 97067903–2 «О праве «вето» Президента Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.10.1997) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.10.2020).
  3. Постановление Конституционного суда РФ от 22.04.1996 № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.
  4. Борисова И. В. К вопросу о сущности права вето президента // Научный альманах. 2019. № 5–1 (55). С. 148–150
  5. Касаткина Е. М. Вето президента РФ: история и роль в законодательном процессе // Научный альманах. 2017. № 3–1 (29). С. 321–322.
Основные термины (генерируются автоматически): Президент РФ, вето, Конституция РФ, вето Президента РФ, глава государства, какая форма, Конституционный Суд РФ, письменная форма, полная мера, Российская Федерация.


Похожие статьи

Право вето Президента в законодательном процессе Российской...

В статье рассматриваются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе.

Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 г...

Форма правления в Российской Федерации | Статья в журнале...

Председатель Правительства РФ, Д. А. Медведев в докладе на конференции, посвящённой пятнадцатилетию Конституции РФ, высказал мысль о том, что Россия носит президентский характер государства и что это является оптимальным [4]. Сторонники иной позиции говорят о...

Форма правления в современной России в контексте поправок...

Расширены полномочия Президента в отношении Генерального прокурора РФ, которого теперь назначает и отправляет в отставку Президент. Изначально в ст. 129, Генпрокурора в России назначал и освобождал от должности Совет Федерации по представлению Президента.

Формы участия Администрации Президента Российской...

Президентом Российской Федерации в 2020 году внесено в Государственную Думу 112

В Заключении Президента РФ, подготовленного сотрудниками ГПУ на проект Федерального

И лишь на федеральные конституционные законы право вето Президента не распространяется.

Некоторые особенности законодательной инициативы Президента...

В Конституции РФ нашли закрепление следующие формы участия Президента РФ в законодательном процессе: — осуществления права законодательной инициативы (ст.104 Конституции РФ); обнародование принятого закона палатами Федерального Собрания (ч.2...

Особенности правового регулирования участия Президента...

Право вето является весьма важной формой участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе.

Дискуссия нашла своё отражения в запросах Государственной Думы, Президента и Совета Федерации в Конституционный Суд РФ, который 22 апреля...

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений...

Доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ Гадис Абдуллаевич Гаджиев писал: «Поручение Президента «использовать все имеющиеся у государства средства» было истолковано Правительством как право использовать и такую имеющуюся у государства меру...

Президент Российской Федерации — основной гарант прав...

В этом случае Президент РФ выступает как гарант Конституции РФ, поскольку права и свободы человека и гражданина зафиксированы в Основном Законе страны и составляют его неотъемлемую и важную часть, обладающую повышенной защищенностью.

Похожие статьи

Право вето Президента в законодательном процессе Российской...

В статье рассматриваются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе.

Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 г...

Форма правления в Российской Федерации | Статья в журнале...

Председатель Правительства РФ, Д. А. Медведев в докладе на конференции, посвящённой пятнадцатилетию Конституции РФ, высказал мысль о том, что Россия носит президентский характер государства и что это является оптимальным [4]. Сторонники иной позиции говорят о...

Форма правления в современной России в контексте поправок...

Расширены полномочия Президента в отношении Генерального прокурора РФ, которого теперь назначает и отправляет в отставку Президент. Изначально в ст. 129, Генпрокурора в России назначал и освобождал от должности Совет Федерации по представлению Президента.

Формы участия Администрации Президента Российской...

Президентом Российской Федерации в 2020 году внесено в Государственную Думу 112

В Заключении Президента РФ, подготовленного сотрудниками ГПУ на проект Федерального

И лишь на федеральные конституционные законы право вето Президента не распространяется.

Некоторые особенности законодательной инициативы Президента...

В Конституции РФ нашли закрепление следующие формы участия Президента РФ в законодательном процессе: — осуществления права законодательной инициативы (ст.104 Конституции РФ); обнародование принятого закона палатами Федерального Собрания (ч.2...

Особенности правового регулирования участия Президента...

Право вето является весьма важной формой участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе.

Дискуссия нашла своё отражения в запросах Государственной Думы, Президента и Совета Федерации в Конституционный Суд РФ, который 22 апреля...

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений...

Доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ Гадис Абдуллаевич Гаджиев писал: «Поручение Президента «использовать все имеющиеся у государства средства» было истолковано Правительством как право использовать и такую имеющуюся у государства меру...

Президент Российской Федерации — основной гарант прав...

В этом случае Президент РФ выступает как гарант Конституции РФ, поскольку права и свободы человека и гражданина зафиксированы в Основном Законе страны и составляют его неотъемлемую и важную часть, обладающую повышенной защищенностью.

Задать вопрос