Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шумская, О. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74349/ (дата обращения: 23.01.2022).



Анализ перспектив развития современного образования показывает, что решение проблемы формирования творческой личности, активизации ее интеллектуального, духовного и профессионального потенциала базируется на создании творческого поля, в котором личность будет иметь возможность для самореализации и самоутверждения. Поэтому сегодня на передний план выходят вопросы разработки и применения на практике эффективных условий для творческого потенциала учащихся [2, с.31].

Иностранный язык, с точки зрения развития интеллектуального потенциала учащихся, имеет много свойственных ему преимуществ как в содержательном, так и в практическом плане.

Опыт показывает, что для повышения эффективности усвоения материала занятия иностранным языком целесообразно разделить на несколько этапов.

На начальном этапе работы целесообразно создание лингвистической ситуативной атмосферы, направленной на преодоление лингвистических и стилистических трудностей при изучении иностранного языка.

На этом этапе оправдывает себя практика подачи нового материала с помощью метода «мозгового штурма», проблемных ситуаций, метода вопросов и ответов, творческих заданий, то есть методов, которые дают возможность учащимся разобраться в материале самостоятельно, опираясь, при необходимости, на помощь учителя.

На втором этапе помощь учителя играет уже ключевую роль в процессе, таким образом очевидным становится применение методики обучения в сотрудничестве.

Основной целью этого этапа является закрепление и углубление пройденного материала. На этом этапе оправдывают себя такие виды работ, как парные, групповые и командные. Методические приемы, используемые на таком уроке, это постановка проблемных заданий (целью которых является найти наиболее приемлемое решение, дебаты, ролевые игры и дискуссия.

На третьем этапе широко используется методика проектных уроков. Проектные уроки могут проходить в виде уроков-семинаров, конференций, в рамках которых задача учащихся — представить и защитить свои творческие проекты. Проект, в ходе презентации которого задействованы все виды речевой деятельности, является неоспоримо важной формой контроля.

Методику урока-семинара может применять и на уроках в процессе работы с информацией. Обучение с помощью компьютера включает в себя проведение тестирования грамматического и лексического материала, компьютерные презентации проектных работ, использование Интернета для нахождения нужной информации.

Кроме того, применение возможностей всемирной Сети при обучении иностранным языкам трудно переоценить. Формы работы с применением компьютерных технологий могут включать в себя знакомство с новой лексикой, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму и отработку грамматического материала [3, с. 18].

Возвращаясь к вопросу применения проектной методики, стоит упомянуть, что именно она позволяет заложить основы обучения навыкам исследовательской работы. Проектная методика целесообразно применять с целью мотивировать учащихся, а в дальнейшем поддержать интерес к изучаемому предмету; с целью создать условия для развития всех видов речевой деятельности в комплексе: навыков говорения, в частности, развития спонтанной речи, письменных навыков. Данная методика мотивирует учащихся самостоятельно применять компьютерные технологии, позволяет осуществить диагностику их речевых умений. Помимо проектных работ, действенными формами контроля в процессе применения данной методики, являются проведение викторин, конференций и т. д.

Творческие проекты и исследования, которые выполняют учащиеся, подразумевают разделение на несколько групп.

Прежде всего, это проектные работы, над которые работают учащиеся в ходе учебного процесса и по завершении изучения темы. Будучи частью учебной программы, такие проекты являются м обязательными для всех учащихся.

В целом, типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на «монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных».

Работа над проектом, со всей очевидность, охватывает все четыре вида деятельности при изучении иностранного языка: чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Этот метод, на наш взгляд, прежде всего вовлекает учащихся в совместную деятельность, учит их сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. Таким образом, применяя методику проектной деятельности, мы не только развиваем творческие способности учащихся, но и активно участвуем в процессе их воспитания.

Проектный метод формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий а, кроме того, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Являясь одной из актуальных технологий, данная форма работы позволяет учащимся не только применить приобретенные знания по изучаемому предмету, но, вместе с тем, расширить кругозор, научиться слушать и понимать речь — на иностранном языке, улучшить навык работы со справочной литературой, словарями и компьютером.

Следующий вид творческих работ, это, безусловно, авторские работы, которые могут представлять из себя конкурс литературных переводов стихов авторов-носителей языка, написание собственных работ на изучаемом языке (стихи, эссе), разнообразные виды театральных постановок, разработка викторин по выбранном самими учащимися тематике.

Что касается написания эссе, то это не просто творческая форма работы по иностранному языку с элементами исследования, но еще и форма экзаменационного тестирования в рамках подготовки к итоговым экзаменам.

Еще одним видом творческой работы в процессе обучения иностранным языкам могут стать так называемые творческие экзамены, проводимые в 5,6, 7 и 8-е классы.

Являясь одновременно как творческой работой, так и работой с элементами исследования, подобная авторская работа может стать итоговой формой контроля. В конце года на последнем занятии каждый ученик в группе представляет свою творческую работу. Учащимся предоставляется возможность самому определить формат, содержание и функциональное назначение своей работы. Роль учителя в данной ситуации состоит в том, чтобы «сопровождать и направлять их работы от замысла к конечному продукту», от идеи до презентации. Содержанием творческого экзамена могут быть самостоятельно разработанные кроссворды, викторины, рефераты с элементами исследования, различные музыкальные проекты, связанные с тематикой изучаемого языка, художественные проекты, электронные учебники (грамматические и лексические задания, выполненные с применением компьютера).

Таким образом, в процессе формирования полноценной активной творческой личности педагог современной школы имеет как право, так и возможность самостоятельно выбирать не только основные методики, но и учебные пособия и другие обучающие средства. Современный учитель не обязан быть жестко привязанным к конкретной методической системе, он может позволить себе сделать выбор в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Основная наша цель — создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, остановив свой выбор на тех методах обучения, которые позволят каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность самих учащихся. И такие современные педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, проектная методика, практика творческих экзаменов, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов и призваны помогать реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, позволяют обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и, вне всякого сомнения, заложенных в каждом из них огромного творческого потенциала. [1, с.8]

Литература:

  1. Брейгина М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе — 2000. — № 2. — с. 10–15
  2. Joey J. Lee Gamification in education: What, How, Why Bother? // Academia.edu.2015. URL: http://www.academia.edu/570970/Gamifi cation_ in_Education_What_How_Why_Bother
  3. Мужланова Е. С., Кисунько Е. И. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка/ Е. С. Мужланова, Е. И. Кисунько//ENGLISH.-2006.-№ 12.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, работа, учащийся, проект, проектная методика, творческая работа, помощь учителя, речевая деятельность, учебный процесс, форма работы.


Задать вопрос