Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.10.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Малинко, С. В. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. В. Малинко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74311/ (дата обращения: 26.02.2021).



Воспитание детей — очень сложный и ответственный процесс. Известный русский педагог-психолог С. Л. Соловейчик о данном процессе говорил так: «Воспитание детей — старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел».

За последние годы произошло много различных изменений в сфере образования работы с дошкольниками.

Особо острое внимание ФГОС отводит экологическому воспитанию, так как его основа закладывается с раннего возраста. В связи с этим необходимо с детства прививать детям любовь к природе и экологии в целом. По мнению многих российских ученых, детская память, как губка, способна впитывать любой материал, заложенный взрослыми. В раннем возрасте ребенок более эмоционален и впечатлителен. Получая какой-либо материал, у них складывается определенного рода мировоззрение, закладывается основная база культуры поведения в природе, а также происходит момент накапливания представлений о разных формах жизни.

В процессе экологического воспитания закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых дети учатся осознавать ее красоты как общую ценность всех людей. Известные педагоги-психологи на протяжении многих десятилетий признают живую природу, как жизненно важный фактор в педагогическом процессе обучения и воспитания дошкольников.

Дети данной возрастной категории, знакомятся с окружающей средой посредством общения с растительным и животным миром. Углубляясь в многообразие красот и разновидностей природных явлений, постепенно приходят к осознанию ее ценности для человека, что пробуждает у дошкольников чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Задевая нравственно-эстетические чувства, мы направляем ребенка на мысли о сохранении, рациональном использовании природных ресурсов и их приумножении. Планируя годовую работу по данной области, воспитатель ставит конкретную цель, которая отражает в себе формирование у детей представления о животном и растительном мире, экологически грамотного поведения в природе. Для ее реализации также разрабатывается ряд образовательных задач:

− Посредствам игровой деятельности привить дошкольникам начальные экологические знания.

− В ходе использования нетрадиционных методов работы по теме экологического воспитания дошкольников развивать творческую, общественную, познавательную активность;

Работая по разделу экологического воспитания дошкольников, воспитатель осуществляет образовательную деятельность в двух направлениях: в повседневной жизни — тематические прогулки, наблюдения, беседы, рассматривания и т. д. и на занятиях. Полученные знания дети активно используют в различных ситуациях.

Но не стоит забывать о том, что для большего эффекта проводить работу по экологическому воспитанию необходимо проводиться не только в стенах детского сада, но и дома.

С двух лет детям показывают отдельные яркие моменты и события, которые связаны с разными временами года и природными явлениями.

Данный материал изучается детьми сбалансированно и постепенно. Посредствам различных видов деятельности: забав, загадок, разнообразных игр, и, конечно же, занятий и иллюстрационного материала: дидактических картин, фотографий, диапозитивов, схем-моделей, мультфильмов и обучающих презентаций и т. д.

Все мы знаем, что основным видом деятельности дошкольников является игра, но не стоит забывать о том, что немаловажная роль образовательного процесса отводится занятиям.

Во время ступени дошкольного образования немаловажная доля первичных экологических знаний о различных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях.

Для проведения какого-либо занятия отведено конкретное время.

Занятия по ознакомлению детей с природным миром проводятся во всех возрастных категориях дошкольного учреждения.

Помимо стандартных типов занятий можно отметить ряд нетрадиционных, которые непосредственно отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения — это квест-игры, театрализация, инсценировка, экскурсия и т. д. Данного рода работа, проводимая по разделу экологического воспитания дошкольников, позволяет педагогу формировать знания о природе в определенной системе и последовательности с учетом возрастных и физиологических особенностей детей и природного окружения.

При планировании проведения занятия-экскурсии воспитателю необходимо проработать определенного рода сценарий, также можно взять кормушки и корм для птиц, еще следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлекать к такому роду занятий родителей, так как данный вид деятельности сближает взрослого и ребенка.

В результате экскурсионной деятельности дети учатся обобщать результаты полученных знаний, размышлять, проверять и строить гипотезы, отстаивать и формулировать свое мнение. Посредствам разновидности образовательной деятельности дошкольники начинают понимать природные закономерности, основы экологически безопасного и грамотного поведения в окружающей среде.

Исходя из этого, можно утверждать, что в ходе данного вида деятельности у детей происходит формирование системы элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей, что является немаловажным условием в овладении детьми элементарных способностей познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности.

Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и трудовой деятельности в повседневной жизни.

Данного рода материал способствует активному изучению, закреплению и уточнению представления детей, полученных в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

Начинается работа по формированию экологического воспитания в дошкольном учреждении с ясельной группы и продолжается до самого выпуска. Поручая детям уход за растениями в группе, воспитатель закрепляет навыки заботы и бережного отношения к живой природе.

В результате работы в этой области у ребят начинает формироваться личный опыт воздействия на экологическую среду, природные богатства, формируются практические знания, вырабатывается потребность деятельности среди природы. Но чтобы воспитать экологически грамотного гражданина работы в рамках ДОУ недостаточно.

Необходимо правильно организовать работу взаимодействия детского сада с семьей, для того чтобы процесс по формированию экологического воспитания продолжалась и дома. Распланированная педагогом работа с родителями должна быть непрерывным, но постепенным процессом, а материал, касающийся тем экологии, который мы — воспитатели пытаемся донести до детей через работу с семьей должен быть подобран с учетом требований ФГОС и возрастными особенностями дошкольников. Грамотно распланированные виды деятельности ребенка и взрослого приведут к их сотрудничеству, психологическому и эмоциональному сближению.

Совместно с традиционными формами работы в семье и в дошкольном учреждении, активно используются инновационные методы и формы работы:

  1. Различные тематические выставки, например, выставка рисунков «Не поджигай сухостой!», «Мы природу сбережем», фотовыставка «Домашние питомцы», «Красоты природы», «Мы в зоопарке»;
  2. Совместные мероприятия экологической направленности воспитателей, родителей и детей, например, акция «Дерево добра», «Экологическая тропа на участке детского сада»;
  3. Проведение конкурса лучший скворечник «Птичья столовая».

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на дифференцированные, индивидуальные возрастные особенности детей.

Литература:

  1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. С. 79.
  2. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе.
  3. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2010. С. 171. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. М., 2009. С. 57.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическое воспитание, детский сад, дошкольное учреждение, знание, окружающая среда, экологическое воспитание дошкольников, грамотное поведение, живая природа, образовательная деятельность.


Задать вопрос