Имидж — понятие, характеризующее человека с позиции отражения его неповторимых, оригинальных свойств и качеств, что подчеркивает своеобразие, индивидуальность личности. Имидж, как правило, — это образ, эмоционально воспринимаемый окружающими людьми и влияющий в целом на отношение социального окружения на его «носителя».
Проблема имиджа широко исследуется во многих науках — педагогике, психологии, социологии и других.
Понятие «имидж» впервые употребил американский экономист Болдуинг, впоследствии его стали использовать политологи. В России термин изначально связывали с имиджем политиков. Позже это понятие распространилось на другие объекты.
Термин «имидж» произошел от английского слова «image», которое имеет множество значений. Существительное «имидж» с английского переводится как:
1) образ, изображение, отражение (в зеркале);
2) изваяние, статуя (святого), идол;
3) сходство, схожесть, подобие, копия;
4) метафора, образ, риторическая фигура;
5) воплощение, олицетворение»;
6) уст. призрак, видение, привидение;
7) разг. представление (о чём-л.), идея, образ, концепция (чего-л.);
8) репутация, лицо, престиж;
9) мат. образ (функции), отображение [1].
Ученые по- разному трактуют данную категорию. Так, Е. Б. Перелыгина дает такое определение: «Имидж — это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия» [6, с. 23].
У В. Г. Горчаковой термин имеет расширенное определение. Она исходит из того, что «Имидж — 1) стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании; в основе его лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, реальными и приписываемыми, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т. п.; 2) система признаков, знаков, обеспечивающих объективизацию и символизацию внутренней сущности человека; используется в системе влияния и конкурентной борьбе; 3) стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании, распространяемый на социальную группу, товар или индивида; 4) создание сообщения с заранее прогнозируемым эффектом. Такое послание может обеспечить знаковое поведение» [4, с. 312].
Необходимо отметить, что исследователи анализируемой проблемы выделяют имидж субъекта (педагога, руководителя) а также имидж какого — либо социокультурного объекта. В связи с этим интерес представляет определение имиджа образовательного учреждения, данного М. С. Пискуновым, который убежден, что это понятие характеризует «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» [7, с.45].
Рассмотрим имидж руководителя в качестве важного звена имиджа образовательной организации. На современном этапе усовершенствования образования в России руководитель образовательной организации часто упоминается как управленец, позитивный имидж которого оказывает непосредственное влияние на его успешность управленческих действий.
Имидж руководителя является неотъемлемой частью структуры сферы управления. Обладая им, руководитель демонстрирует свой профессионализм. Эффективность развития и функционирования образовательного учреждения невозможна без сформированного позитивного имиджа руководителя [5, с.8].
Наличие позитивного имиджа руководителя образовательной организации способствует повышению его профессионального авторитета, созданию положительной репутации организации в социуме. Имидж руководителя образовательной организации является эмоционально окрашенным образом, формирующимся в сознании общества и направленным на решение ряда образовательных задач [2, с.7].
Для полноценного осознания предназначения имиджа руководителя необходимо рассмотреть его функции. И. В. Булышева в своей статье «Имидж руководителя образовательной организации» первой из функций называет соответствие действий руководителя ожиданиям подчиненных: деятельность руководителя, по ее мнению, должна пониматься сотрудниками недвусмысленно, точно, что помогает с легкостью объяснить, понять и положительно оценить данные действия [3, с.2].
Следующая функция мотивирующая: положительный имидж руководителя стимулирует сотрудников, способствует появлению желания становиться похожим на лидера. Заключительной функцией, по мнению И. В. Булышевой, является нормативная: руководитель инициирует внедрение некоторых правил взаимодействия в коллективе, что служит фундаментом появления корпоративной культуры образовательного учреждения и способствует сплочению коллектива. Вышеуказанные функции позволяют сделать вывод о том, что позитивный имидж руководителя способен повышать мотивацию педагогических работников, создавать условия легкой интерпретации действий руководителя и окажется катализатором в формировании корпоративной культуры организации.
Принято выделять следующие компоненты имиджа руководителя:
– личностные (характер, тип личности, психофизиологические особенности);
– социальные (уровень образования, стиль общения, модели ролевого поведения);
– профессиональные (профессионализм, трудовой опыт, стиль руководства).
В целом, имидж руководителя, безусловно, влияет на социальный имидж организации. Этот феномен определяет место в нише градации услуг в сфере образования, способствует привлечению партнеров и инвесторов, таким образом обеспечивая успешное развитие и деятельность образовательной организации.
Литература:
- Англо-русский словарь общей лексики онлайн. — Режим доступа: https://en-rus-general-lex-dict.slovaronline.com/43260-image (дата обращения 22.06.2020).
- Аминтаева С. А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-studentov-imidzha-sovremennogo-rukovoditelya-obrazovaniya — Махачкала, 2003. — 24 с.
- Булышева, И. В. Имидж руководителя образовательной организации / И. В. Булышева // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 191–193. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62828/ (дата обращения: 25.06.2020).
- Горчакова В. Г. Имиджелогия. Теория и практика: учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 335 с.
- Новаторов Е. В. Персональный маркетинг: монография / В. Е. Новаторов. — М.Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 280 с.
- Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.
- Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования /М. С. Пискунов //Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С.45–51.
- Чаланова Н. Ф. Формирование имиджа образовательной организации // В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов X Международной студенческой научно-практической конференции. 2016. С.71–76.