Электронный магазин — будущее госзакупок. Достоинства и недостатки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.10.2020

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Гурьянова, Ю. С. Электронный магазин — будущее госзакупок. Достоинства и недостатки / Ю. С. Гурьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74247/ (дата обращения: 08.12.2021).



Встатье рассматриваются изменения законодательства в сфере госзакупок, в частности применение нового формата электронного магазина госзакупок. Автор приходит к выводу, что электронный магазин госзакупок имеет большое количество преимуществ для заказчиков, главным образом значительно расширяет права субъектов малого и среднего предпринимательства как участников госзакупок.

Ключевые слова : единый агрегатор торговли, электронный магазин, цифровые технологии, госзакупки малого объема.

Предыдущие два года стали периодом масштабных законодательных изменений, с помощью которых происходит поэтапный перевод всех закупок в электронный формат.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.12.2017 № 504-ФЗ [7]. электронными стали помимо аукциона конкурс, запрос котировок, запрос предложений и все двухэтапные открытые конкурентные процедуры. Так, с 1 января 2019 конкурентные закупочные процедуры должны быть переведены в электронный формат всеми заказчиками.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 824-р «О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8] единый агрегатор является источником информации для государственных закупок малого объема у единственного поставщика. Единый агрегатор торговли представляет собой электронный механизм проведения государственных закупок, обладающий такими достоинствами как эффективное расходование средств, возможность оперативного сравнения и регистрации данных, а также оптимальное расчёт максимальной цены контракта. Закупками у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) [9] являются государственные закупки на сумму, которая не превышает 600 тысяч рублей, а также закупки лекарственных средств на сумму до 1 миллиона рублей. Закупки у единственного поставщика требуют особого внимания со стороны органов контроля. Применение системы электронных государственных закупок через единый агрегатор торговли позволяет минимизировать риски заключения договора с недобросовестным поставщиком, в связи с чем увеличивается гарантия надлежащего исполнения условий заключенного контракта.

Единый агрегатор торговли предоставляет возможность всем заказчикам и заинтересованным лицам контролировать исполнение контракта, все этапы закупок, тем самым повышая конкурентный дух и снижая риски нарушения антикоррупционного и антимонопольного законодательства.

Перечисленные признаки являются определяющими достоинствами осуществления госзакупок в новом формате электронного магазина [6].

Следует отметить, что электронные магазины закупок у единственного поставщика являются элементом цифровизации, коснувшейся и сферы государственного заказа.

Б. М. Бижоев, Ю. И. Обаляева определяют появляющиеся в последние время электронные магазины государственных закупок как системы, институциональные платформы или даже витрины закупок. Преимущество такого формата государственных закупок для заказчиков явное. Новый электронный формат государственных закупок определяет справедливую цену и предлагает заказчику предмет закупки из ассортимента товаров, работ и услуг, размещённых в электронном каталоге. Осуществляя выборку товаров, работ или услуг заказчик при таком подходе может осознать свою действительную потребность в объекте закупки. Заказчик самостоятельно выбирает объект закупки, сопоставляет условия сделки, предлагаемые поставщиками [1].

Электронные магазины госзакупок весьма давно и успешно функционируют в зарубежных государствах, например, Бразилия, Китай, Индонезия, Италия, Южная Корея, Мексика, Саудовская Аравия. По оценкам Министерства планирования, бюджета и управления Бразилии, в 2012 году использование данной технологии позволило федеральному правительству сэкономить около 19 % (приблизительно 2,4 миллиарда евро) общей стоимости договоров. Во многих странах Европейского союза созданы платформы для электронных закупок, которые все больше используются для закупки рядовых или стандартных товаров [3].

Однако российская система госзакупок не предполагала изначально обращения к мировой практике и изменения концепции госзакупок. В электронном магазине вся необходимая информация о товарах, работах и услугах является доступной неограниченному кругу лиц. Изучив размещённые в электронном магазине сведения о товарах, работах и услугах, поставщик определяет характеристики предложения. Заказчик в свою очередь выбирает из имеющегося ассортимента. Транспарентность информации о закупках в электронном формате оказывает положительное влияние на эффективность закупочной деятельности. Производители и подрядчики могут мониторить предложения конкурентов либо поставщиков и самостоятельно предлагать заказчикам более оптимальные условия.

Непременным достоинством электронных магазинов многие видят содействие в развитии малого бизнеса, так закупки в электронных магазинах позволяют малому предпринимательству расширяться как в объёмах, так и географически [1].

Концепция электронных или цифровизированных закупок будет активно применяться, если заказчики будут осуществлять закупки через электронные магазины, а предприниматели предлагать им запрашиваемый объект закупки на оптимальных условиях. Немаловажно и то, что законодатель «отпускает» заказчиков в сторону единственного поставщика, повышая не только порог однократной закупки у единственного поставщика в соответствии с п. п. 4, 5 статьи 93 Закона о контрактной системе (что уже весьма привлекательно для предпринимателя), но и увеличивая легальные объемы бюджетных расходов, осуществляемых в порядке прямых закупок. Более того позиция законодателя развернута лицом к электронным магазинам, что подтверждает имплементация в систему контрактных отношений единого агрегатора торговли «Березка», созданного для реализации закупок федеральных заказчиков решением Правительства РФ [1].

Региональные заказчики в соответствии с внесенными изменениями по реформированию законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок осуществляют малую закупку в электронном формате без учёта конкретного вида предмета закупки и при превышении цены контракта установленного ценового барьера. Например, электронные магазины малых госзакупок действуют в Омской области и г. Омске [10]. Обратившись к официальным сайтам указанных электронных магазинов, можно рассмотреть необходимую информацию о статусе закупки, включая номер закупки, цену, дату начала и окончания приема предложений, наименование закупки (выполнение кадастровых работ, закупка бесконтактных термометров, антисептиков и др.), организатора закупки. Электронный магазин госзакупок малого объема г. Омска и Омской области функционируют на одной платформе — РТС «Тендер».

Активно функционирует АИС ГЗ: Электронный магазин в Санкт-Петербурге, где размещена информация, актуальная на 14.08.2020 г. о сумме открытых закупок, составляющей 5 682 335.18 рублей и информация об экономии бюджетных денежных средств с накопительным итогом с начала календарного года 60 655 387.21 рублей [11].

Таким образом, рассуждая о достоинствах и недостатках внедренного подхода к осуществлению госзакупок, необходимо упомянуть об изменениях в системе госзакупок, связанных с активным применением цифровых технологий.

Во-первых, разработан электронный каталог, где наименование и описание объекта закупки унифицированы. Изменять описание, указанное в каталоге строго запрещено. Заказчик имеет право только на дополнения.

Во-вторых, отчеты об исполнении контрактов формируются в автоматическом режиме.

В-третьих, цифровизация затронула и деятельность органов контроля за закупочной деятельностью.

Единая информационная система позволит антимонопольным служащим с помощью личного кабинета реализовать функцию по направлению предписаний в случаях выявленных нарушений антимонопольного законодательства, а также проверять их исполнение. Это упорядочит работу контрольных органов, максимально исключив субъективный фактор [5].

Так, осуществление закупок в электронном магазине имеет явные преимущества для заказчиков, так как позволяет обезопасить исполнение контрактов и избежать коррупционных рисков, что является достоинствами измененной системы госзакупок.

К достоинствам внедрения цифровых технологий, блокчейн-технологий в целом, можно также отнести следующие позиции:

– прозрачность (участники могут отслеживать произведенные в системе операции);

– конфиденциальность;

– надежность;

– возможность взаимной проверки участниками закупки добавленных данных;

– повышение уровня субъектов закупки в экономическом и правовом плане;

– автоматизация процессов (сервис приводит договор в исполнение автоматически, когда выполнены необходимые условия);

– подробная детализация закупочных процессов;

– формирование полноценной информационной базы об участниках закупки путём обязательной регистрации в реестре, например, внедрение информационной системы «Независимый регистратор» [4].

Следует отметить, что существующая прежде система госзакупок создавала достаточно много препятствий для участников закупки и порой становилась неприменимой, так как жестко регламентированные правила заключения контрактов приводили к замедлению закупки реально необходимого оборудования различными ведомствами и пользования услугами проверенных добросовестных поставщиков.

Выходом из этой проблемы, может послужить новый формат осуществления госзакупок в электронном магазине, являющийся будущим госзакупок, а в связи с внесенными изменениями, настоящим закупочной деятельности.

Имея достоинства, как и любая новая система, электронные магазины госзакупок имеют и недостатки, несовершенства, над которыми следует поработать.

Так, при сравнении условий малых закупок через единый агрегатор торговли и вне единого агрегатора торговли, можно отметить, что поставщиков зарегистрировано пока мало на едином агрегаторе торговли; поставщики в качестве гарантии исполнения контракта должны внести обеспечительный платеж, что является для них финансовым обременением, срок заключения контракта вне единого агрегатора торговли более оптимальный.

Стоит отметить, что участником торгов не может быть лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, а также иностранные лица. Также имеются территориальные ограничения единого агрегатора торговли, связанные с запретом закупок в других государствах. Запрещены и закупки с государственной тайной [6]. Вне единого агрегатора закупки с государственной тайной не запрещены, но проводятся только закрытыми способами определения поставщика на специальной площадке АСТ ГОЗ, документация о таких закупках предоставляется исключительно участникам, аккредитованным на АСТ ГОЗ, банковские гарантии включаются в закрытый реестр банковских гарантий, а сведения о контрактах вносятся в реестр контрактов, содержащих сведения о государственной тайне.

Недостатками электронизации системы закупок является и то, что значительное число заказчиков на отдельных территориях не имеют доступа к высокоскоростному интернету, так же, как и внушительное число поставщиков не используют интерактивные коммуникационные технологии при заключении контрактов. Неразрешенным остается вечный вопрос соотношения цены и качества, поскольку качество не приобретает должной приоритетной позиции при проведении закупок в электронном формате [2].

Стоит отметить, что в ходе XIV Всероссийской практической конференции-семинаре «Государственные и муниципальные закупки — 2019» начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов подробно остановился изменениях законодательства о закупках и на развитии электронных магазинов (marketplace), признавая их будущим системы государственных закупок. Одним из главных преимуществ была заявлена скорость проведения торгов, поскольку с помощью маркетплейсов можно упростить всю процедуру, в том числе избавиться от «бесконечных» закупок. Немаловажно, что сокращение времени начала торгов позволит предупредить и предотвратить продажу инсайдерской информации об участниках закупки.

Ещё одними плюсами глава ведомства отметил размещение сведений о коммерческих предложениях в единой базе, которая доступна в любом электронном магазине.

Право на обжалование результатов торгов при использовании нового подхода может быть реализовано в более короткие сроки, до нескольких часов. Рассмотрение жалобы будет проводиться в онлайн-режиме. Это является неким механизмом защиты прав и законных интересов участников торгов. Однако следует ограничить право обжалования участников закупок, закрепив условие об обязательном соответствии подателя жалобы квалификационным требованиям, для того чтобы обезопаситься от «профессиональных жалобщиков».

Развитие и активное использование новых информационных технологий тесно связано с системами электронных торгов, интернет-магазинов, электронных торговых площадок, мобильных приложений, а также электронных магазинов государственных закупок. На современном этапе от них зависит будущее развитие и совершенствование системы закупок, будущее эффективной системы закупок. Как и для любой внедряемой системы, новой концепции необходимо уделять пристальное внимание за результатами проведённых закупок. Функции контроля в настоящий период осуществляются органами финансового контроля, но такой контроль зачастую имеет формальный характер и не отражает фактических результатов. Предполагается, что абсолютно все пользователи результатов исполнения государственного или муниципального контракта имеют право на обжалование на предмет некачественных услуг. Органы власти в таком случае должны принять меры реагирования [12].

Таким образом, закупочная деятельность играет огромную роль в экономике страны и цифровизация экономики порождает необходимость создания реальной цифровой системы госзакупок путём внедрения маркетплейсов (электронных магазинов), а также заключения блокчейн-контрактов и смарт-контрактов. Использование новой системы госзакупок направлено на стремление законодателя сделать закупочную деятельность более открытой и прозрачной, а также предоставить широкие возможности субъектам предпринимательской деятельности.

Основными направлениями цифровой трансформации госзакупок являются прогнозирование закупок, их предикативная аналитика, когнитивные системы принятия решений, кибернетическое отслеживание, виртуальные помощники, роботизация в транзакциях, совместные платформы. То есть электронные магазины госзакупок являются одним из этапов перехода к интеллектуальной умной контрактной системе. Крупнейшие компании различных профилей активно применяют новейшие цифровые технологии, например, сотовый оператор «Мегафон» разработал сервис по анализу и подготовке документации для закупок в автоматизированном формате без участия юриста.

Таким образом, электронные магазины государственных закупок являются одним из инструментов цифровизации или электронизации закупочной деятельности, занимающей важную позицию в экономике страны.

С 2019 года все конкурентные закупочные процедуры должны проводиться через электронные магазины, однако при более выгодных предложениях вне электронного магазина тоже можно осуществлять закупки, обосновав их экономность и эффективность.

Основными преимуществами использования электронных магазинов государственных закупок является оптимизация расходов бюджета; значительное повышение эффективности закупок; снижение начальной максимальной цены контракта; транспарентность закупок через электронный магазин; конфиденциальность; надежность; избежание коррупционных и антимонопольных рисков; возможность взаимной проверки данных;

Недостатками электронизации системы закупок является то, что значительное число заказчиков на отдельных территориях не имеют доступа к высокоскоростному интернету, так же, как и внушительное число поставщиков не используют интерактивные коммуникационные технологии при заключении контрактов. Неразрешенным остается вечный вопрос соотношения цены и качества. Качество не приобретает должной приоритетной позиции при проведении закупок в электронном формате. К недостаткам некоторые исследователи новых институциональных изменений в системе госзакупок относят финансовое обременение, небольшое количество зарегистрированных поставщиков, а также срок заключения контракта.

Выделенные плюсы и минусы могут в определенной степени противоречить друг другу, так как окончательную позицию об электронных магазинах госзакупок можно выдвинуть по итогам длительной и последовательной имплементации электронных технологий в закупочную деятельность.

Литература:

  1. Бижоев Б. М., Обаляева Ю. И. Электронные магазины закупок у единственного поставщика как элемент цифровизации сферы государственного заказа // Инновации и инвестиции. 2019. № 10. С. 387–388.
  2. Мельников В. В. Анализ формальных правил государственных закупок в РФ: аспект электронизации// Вестник НГУЭУ. 2019. № 2. С.35.
  3. Государственные закупки: направления развития. Обзор международных практик и анализ ситуации в Российской Федерации / сост. е. Абрамова, Б. Ткаченко. Москва: Сектор, 2015. С. 61.
  4. Цыганков С. С., Наливайко С. В. Институционализация механизма электронных публичных закупок в России // Juvenis scientia. 2018. № 8. С.15.
  5. Шмелева М. В. Цифровые технологии в государственных и муниципальных закупках: будущее или реальность // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 12 (109). С. 40.
  6. Юнусова Л. Н., Яруллин Р. Р. Создание единого агрегатора торговли для закупок малого объёма // Финансы и учетная политика. 2019. № 10 (14). С. 27–33.
  7. Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 1 (часть I). Ст. 8
  8. Собрание законодательства Российской Федерации. № 19. 2018. Ст.2797
  9. Российская газета. 2013. № 8.
  10. Электронный магазин Омской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://zmo-omskobl.rts-tender.ru/(дата обращения:27.09.2020)
  11. Автоматизированная информационная система государственного заказа Санкт-Петербурга. АИС ГЗ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://aisgz.gz-spb.ru/(дата обращения:15.09.2020 г.)
  12. ФАС России: [сайт]. URL: https://fas.gov.ru/news/28743.
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, электронный магазин, закупочная деятельность, электронный магазин госзакупок, электронный формат, единственный поставщик, заказчик, контрактная система, магазин, система госзакупок.


Ключевые слова

цифровые технологии, единый агрегатор торговли, электронный магазин, госзакупки малого объема
Задать вопрос