Роль педагогической импровизации в процессе творчества будущего педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.10.2020

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Мягкая, Е. Б. Роль педагогической импровизации в процессе творчества будущего педагога / Е. Б. Мягкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74252/ (дата обращения: 16.10.2021).



В данной статье рассмотрено понятие педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества педагога обосновывается значимость педагогической импровизации в системе образования. Обосновывается инновация в сфере образования при внедрении импровизации в работу педагога. Также рассмотрены различные походы к определению понятия педагогическая импровизация.

Ключевые слова: импровизация, педагогическая импровизация, педагогическое творчество, творчество

Проблемы, стоящие перед современной педагогикой, требуют конкретизации целей, пересмотра задач, содержания и методов обучения, а также создания научно обоснованной системы подготовки будущего педагога, который способен к творческой профессиональной самореализации.

Педагогическая импровизация сильнее всего проявляется в сфере творческой деятельности учителя. Способность легко и непринужденно импровизировать в сложных обстоятельствах, умение найти выход из любой нестандартной ситуации для профессионального педагога важнее, чем для актера, у которого роль написана заранее. Творческая доминанта, состояние творческого поиска и вдохновения присущи именно учителю импровизатору. Импровизации является незаменимым инструментов воспитания и обучения в педагогической практике.

Целью данной статьи является всесторонний анализ понятий «импровизация» и педагогическая импровизация», определение ее функций и видов, а также выявление роли импровизации в процессе становления педагога.

В справочной и научной литературе импровизация определяется как особый вид художественного творчества — творение происходит без предварительной подготовки и непосредственно во время исполнения.

Впервые термин «импровизация» появился в конце XV века в Италии. Именно высокого искусства импровизация достигла в XVI-XVIII веках в итальянской комедии масок «дель арте» — особом виде драматических спектаклей, где диалоги и реплики актеров не были фиксированы на бумаге и имели естественный, импровизационный характер.

Педагогическая деятельность, которая тоже является творческой, позволяет установить общие черты профессий художника и педагога. А. С. Макаренко большое значение придавал педагогической импровизации. Он выступал как актер театра и исправительно-трудовой колонии им. М. Горького. Считая необходимым работу с молодыми педагогами. Импровизация активирует знания, творческие стремления, а сам учебный процесс делает привлекательным и ненавязчивым. Являясь необходимым условием гармоничного развития свободной личности, импровизация обучает творчеству и помогает совершать открытия., главным из которых является познание себя.

Педагогическая импровизация выполняет функцию регулятора, контролирующего и направляющего протекание и осуществление учебного процесса в педагогически целесообразном направлении.

Педагогическая импровизация — это не только поиск и нахождение нового, она заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может быть раскрыта как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога.

К. Д. Ушинский называл педагогику наукой и искусством воспитания. Педагогическая деятельность близка к художественной не только созидательным компонентом, но и теми творческими процессами, в которые включен педагог и которые требуют от него озарения, спонтанности, владения своей личностью, как основным инструментом.

Разрабатывая план занятия, педагог стремится довести до наибольшей степени конкретности свое видение основных компонентов учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, методы и средства; конструирует учебно-познавательные задачи; определяет конкретные приемы организации обучения; пытается спрогнозировать и разработать возможные варианты развития событий и заранее найти выход из вероятных ситуаций педагогического взаимодействия с учащимися и обеспечить вариативность учебного замысла, возможность быстрой ориентации в реальных условиях учебно-воспитательного процесса, то есть применение педагогической импровизации .

И. Лернер утверждал, что логика учебного предмета, как она определена в программах и пособиях, не является догмой. По его мнению, подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей овладения и от условий, места осуществления обучения: класс, оснащенность, эмоциональная составляющая, психологический климат и т. д. Учитывая все эти факторы, педагог вносит изменения в логику учебного процесса.

А. Н. Леонтьев отмечает, что в педагогическом общении создаются лучшие условия для развития мотивации обучающихся. Личностные качества педагога занимают большую роль в педагогической деятельности. Они помогают решать сложные учебные и воспитательные задачи. Для этого педагогу необходимо владеть не только навыком общения, но и развить творческое мышления и воображения, направленность и мотивацию, гибкость и фантазию и многие другие качества и свойства личности. Педагог является «дирижером» на протяжении всего педагогического взаимодействия, контролируя все процессы, происходящие во время урока. Педагог должен находиться в постоянной готовности изменять и варьировать логику занятия, сориентировать его в педагогически целесообразное направление относительно плодотворного обучения и воспитания обучающихся.

Так возникает естественная необходимость нахождения эффективного средства разрешения противоречий между педагогическим проектом занятия и новым, неожиданным, внезапным вариантом его воплощения. Им является педагогическая импровизация , которая выступает в роли своеобразного «регулятора», который должен обеспечить соответствие задумок педагога с его творческим самочувствием и реальными обстоятельствами учебно-воспитательного процесса.

Импровизационный характер педагогической деятельности создает предпосылки для удовлетворения морально психологической потребности педагога в достижении успеха, профессионально личностном росте, который измеряется и карьерным ростом и продвижение к высшему уровню мастерства и мудрости.

Совершенствование методики воспитания находится в поле зрения педагогов и проявляется в разработке вопросов преподавания различных предметов. В их числе можно отметить и внимание к импровизации как деятельности, стимулирующей и творческое развитие ребенка. Однако творческий подход к импровизации самого педагога и его стремления к совершенствованию может стать гарантией от упрощений.

В. И. Загвязинский писал: «Педагог не просто имеет право на импровизацию, он не имеет права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии импровизационной готовности, готовности творить и искать лучшие решения, чтобы полно и эффективно воплотить задуманное». И если иметь опасения, что увлечение импровизацией нанесет какой-либо урон учебно-воспитательному процессу, невозможно отрицать факт наличия в педагогике такого явления, как педагогическая импровизация.

В вопросе определения понятия педагогическая импровизация мы можем сказать, что это деятельность педагога, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления. Целью педагогической импровизации является нахождение абсолютно нового решения задач в конкретных условиях педагогической деятельности, а сущностью педагогической импровизации является быстрое реагирование на возникающие педагогические задачи.

Необходимо также выделить еще один важный момент, что педагог может импровизировать, но его импровизация может не иметь педагогической ценности. «Педагогическая импровизация — это творчество педагога непосредственно во время общения с детьми, в момент осуществления в классе его педагогического замысла. Это творчество на основе интерпретации материала подготовленного урока в сегодняшних обстоятельствах деятельности, в свете настоящих творческих педагогических установок и ощущений учителя. Оно воплощает в себе способность учителя оперативно оценивать ситуации и поступки учащихся и свою собственную деятельность, принимая решения сразу на основе предшествовавшего опыта и педагогических специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на их изменения, корректируя собственную деятельность» — указывал В. А. Кан Калика. Понятие «педагогическая импровизация» сужено до понятия «импровизация учителя», так как в нем говориться только о педагогических знаниях, в то время как педагогическая импровизация может включать в себя и общекультурные знания.

Подводя итог рассмотренной проблеме определения педагогической импровизации, рассмотрим педагогическую импровизацию как специфическую форму модернизирующей деятельности педагога, осуществляющуюся немедленно, без предварительной подготовки, проявляющуюся во взаимодействии с обучающимися, и заключающуюся в выполнении творческого замысла в соответствии с конкретными условиями деятельности.

Литература:

  1. Ваньков А. В. Роль и место педагогической интуиции и импровизации в образовательном процессе// Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. — Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015.
  2. Криворучко А. В. Педагогическая импровизация как технология обучения// Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. — Донецк: Истоки, 2018.
  3. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. — 1965. — No 3.
  4. Кан Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан Калик. — М.: Просвещение, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая импровизация, педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, импровизация, педагог, импровизационный характер, особый вид, педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, предварительная подготовка.


Задать вопрос