Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нагель, О. В. Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста / О. В. Нагель, О. В. Мусиенко, А. А. Тищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74242/ (дата обращения: 26.02.2021).



В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Ключевые слова: дошкольники, педагогические технологии.

Развитие познавательной активности ребенка — одна из важнейших задач дошкольной педагогики.

Вопросы познавательной активности изучались отечественными и зарубежными психологами и педагогами, среди которых В. Щетинина, Э. И. Бахтеева и другие. Советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев отмечал, в дошкольном детстве характеристиками проявления познавательной активности считаются: сознательное и самостоятельное подчинение одного действия другому, сложное строение деятельности и внутренняя организация поведения, появление соподчинений в деятельности, активность направлена на запоминание, подконтрольное сознание, управление своим поведением. Российский ученый В. В. Щетинина связывает познавательную активность дошкольников с поисковой деятельностью и отмечает следующие маркеры познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: устойчивость познавательного интереса, сформированность эмоционально-волевой сферы, практическая подготовленность к поисковой деятельности [1].

В Концепции развития образования России одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.

Однако в современном обществе проблема познавательной активности подрастающего поколения приобретает особую остроту. С одной стороны, общество формирует запрос на человека, умеющего быстро и качественно добывать знания, оперировать большим объемом информации, уметь отсечь лишнее, владеющего современными информационно-коммуникационными технологиями. С другой стороны, гигантский объем информации, доступный любому человеку, имеющему доступ к Интернету, для чего сейчас достаточно иметь самый простой смартфон, порождает проблему клипового мышления, снижение познавательного интереса, снижение критического мышления. С самых малых лет современные дети пассивно усваивают информацию через экраны различных гаджетов, более того, у них отсутствует потребность в получении новой информации.

Задача современного педагога сложна — не только организовать учебный процесс, но и постоянно формировать и поддерживать познавательную мотивацию обучающихся. При этом для педагогов дошкольных учреждений задача затрудняется необходимостью такой организации образовательной деятельности, «чтобы дети не осознавали, что именно в данный момент происходит их прямое обучение» [2].

Поэтому педагогу дошкольного учреждения необходимо с особой тщательностью подходить к выбору педагогических технологий, используемых в области познавательного развития.

Если говорить о конкретных педагогических технологиях, используемых в деятельности в ДОУ, то следует перечислить следующие технологии: разноуровневого обучения, адаптивного обучения, «ТРИЗ», личностно-ориентированная, проектного обучения, проблемного обучения, модульного обучения, различные игровые технологии.

Использование игровых технологий на занятиях активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствующий возникновению творчества. Игровая форма образовательной деятельности создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познанию [3]. Игра позволяет симулировать реальность, примерить на себя самые разные роли и образы, эмпирически осваивать мир.

Существует масса игр, направленных на развитие познавательной активности дошкольников, но если говорить о конкретной игровой технологии, то хотелось бы остановиться на квест-технологии.

В педагогике квест — это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать умственные задачи на основе выбора предложенных вариантов в рамках заданного сюжета. Квест является видом интеллектуальной игры. Спецификой интеллектуальных игр являются вопросы, которые ориентированы не столько на эрудицию, сколько на логику, фантазию, изобретательность.

Перечислим особенности квест-технологии:

− решение образовательной задачи осуществляется через игровую деятельность;

− для достижения поставленной цели ребенок должен преодолеть ряд трудностей;

− образовательные задачи носят поисковый характер;

− эмоциональная и интеллектуальная активность целенаправленно мотивируются педагогом.

− обязательное присутствие элемента соревновательности;

− обязательное условие квеста — наличие элемента неожиданности [4].

Многие современные исследователи отмечают, что соревновательный характер является сильнейшим мотиватором к развитию познавательного интереса и активности детей [5].

Принцип соревновательности и эффект неожиданности развивают с одной стороны аналитические способности, ведь поставленные задачи воспитанникам приходятся решать с помощью логических операций, с другой — фантазию и творческие способности, такие, как артистизм, например, так как во время похождения квеста участники сами выбирают траекторию своего движения и способы реализации поставленных задач.

Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства [4]. Квест — это своего рода игровой проект-путешествие, который участники реализуют, действуя единой командой. Квест может быть, как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающий неделю, месяц, квартал.

Однако, в первую очередь, успешность любого образовательного квеста зависит от актуальности и интересности (с учетом возраста и жизненного опыта) темы. В нашем детском саду был реализован целый ряд обучающих квестов для воспитанников старших и подготовительных групп, среди них:

− «Моя Родина — Кубань» (долгосрочный, цель: знакомство с природой и культурой Краснодарского края);

− «Космические приключения» (краткосрочный, ко Дню космонавтики, цель: расширить знания воспитанников o Космосе);

− «Перелетные птицы» (краткосрочный, цель: знакомство с перелетными и зимующими птицами, расширение знаний o природном мире Краснодарского края);

− «В поисках сокровищ» (долгосрочный, цель: расширение знаний воспитанников o мореплавании, морских специальностях, типах суши);

− «Путешествие с Дедом Морозом» (краткосрочный, к Дню рождения Деда Мороза 18 ноября, цель: расширять знания o новогодних и рождественских персонажах разных стран и народов, фауне других стран);

− «В гостях у Нептуна» (долгосрочный, цель: расширение знаний o Черном море и его биоценозе).

Соответствие выбранной темы интеллектуальным потребностям и возможностям воспитанников гарантирует, что и при небольшом объеме знаний по теме, и при минимальном вмешательстве взрослого дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям [6].

Познавательный интерес может раскрыться в случае опоры на игровую и творческую деятельность, способствующую в полной мере проявлению индивидуальных способностей и инициативности детей, стимулирующую их к постоянному самовыражению, стремлению познавать окружающую действительность [2].

Литература:

  1. Абдрахманова А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015. — № 3(156). — С. 38–41.
  2. Вахитова Г. Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalReview. 2014. № 4 (6). — С. 12–18.
  3. Казакова Г. М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе. — М.: АРКТИ, 2010. — 104 с.
  4. Ягодарова К.Ю. Применение квест-технологии в образовательном процессе в ДОУ // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: мат-лыIXМеждун. науч.-практ.конф. (Чебоксары, 12 февраля 2018). Чебоксары, 2018. – С. 136.
  5. Дыбина О.В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности у детей 6-7 лет в процессе исследовательской деятельности // Общество: социология, психология, педагогика, 2017. - № 2. // https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-6-7-let-v-protsesse-issledovatelskoy-deyatelnosti
  6. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками // Воспитание и обучение детей младшего возраста: мат-лы .Ежегодн.междунар.научно-практ. конф. (12-14 мая 2016, Москва). - Москва, М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 725.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, познавательная активность, задача, Краснодарский край, образовательная деятельность, педагог, подрастающее поколение, познавательная активность дошкольников, поисковая деятельность, расширение знаний.


Задать вопрос