Принципы обучения, направленные на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.10.2020

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Седова, Д. А. Принципы обучения, направленные на формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста / Д. А. Седова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 59-60. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74241/ (дата обращения: 16.10.2021).



Статья посвящена проблеме принципов обучения, при формировании предпосылок письма у детей дошкольного возраста.Встатье автор указывает на принципы, которые способствуют формированию графомоторного навыка.

Ключевые слова : дошкольники, графомоторный навык, графический навык, принцип

Графомоторные навыки являются конечным звеном в цепочке формирования предпосылок письма. Поэтому, они играют большую роль в процессе всего письма.

Графомоторный навык заключает в себе установленные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Писать буквы красиво, разборчиво, четко, быстро позволяет только правильно сформированный графический навык. Неправильно выработанный графический навык приводит к ряду трудностей письма: небрежный и неразборчивый почерк, медленный темп. Поэтому на формирование предпосылок письма следуем обратить внимание в дошкольном возрасте ребёнка [2].

Формирование графического навыка письма строится на определенных принципах обучения: это общедидактические принципы и принципы, вытекающие из специфики формирования графомоторных навыков письма. принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в коррекционной работе [1].

  1. Принцип наглядности. Заключается в демонстрации процесса письма на доске и в тетрадях воспитанников [3]. На занятиях возможно применение карточек с элементами узоров, таблиц, трафаретов и т. д. Основной путь в формировании графического навыка у дошкольников — это подражание и копирование узоров, проверка по образцу.

Формирование привычек, приёмов и навыков в овладении письма, должно проходить осмысленно у детей дошкольного возраста. Так отмечает О. С. Попова, это означает, что каждый элемент должен быть разъяснен понятен детям. Сознательному усвоению графических навыков способствует умение детей замечать и исправлять свои, и чужие ошибки (работа в парах, взаимопроверка, работа по образцу) [5].

  1. Принцип доступности. Все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  2. Принцип интеграции. Работая с дошкольниками, важно совмещение основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов [6].
  3. Принцип личностно — ориентированного обучения. Обучая детей графическим навыкам, необходимо учитывать особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие), учитывать рукость дошкольника, отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.) [4]. Такое знание возможностей воспитанников позволит правильно организовать работу, подбирая индивидуальные задания и давать конкретные рекомендации родителям.
  4. Принцип повторности. В этом принципе разумно использовать упражнения, на выработку автоматизации графомоторных навыков. При этом упражнения должны быть эффективными, сознательными и разнообразными. Повторение узоров и элементов, особенно важно на первых этапах обучения навыку, так как за время отсутствия занятий, дети довольно часто забывают правила при письме отдельных элементов [6]. Планирование материала и обучение графическим навыкам обязательно с учетом особенностей детей: уровня развития восприятия, скорости движений анатомического аппарата движений (кисти) и нервно-мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы.
  5. Принцип систематичности — постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  6. Принцип комфортности — атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха [1].

Таким образом, формируя графические навыки, необходимо следовать принципам, описанным выше. При их использовании мы вырабатываем воспитательную функцию у дошкольников. Приучая детей дошкольного возраста к аккуратному и четкому выполнению узоров и элементов, в них воспитываются такие качества, как аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы. При формировании графомоторных навыков можно использовать такие упражнения, как штриховка, или графический диктант. При оценке работ детей дошкольного возраста необходимо обращать внимание на наиболее аккуратные, точные, красивые и правильные. Важно проводить данные упражнения и задания в игровой форме с учетом конкретных условий обучения и индивидуальных особенностей детей, в том числе уровня их подготовки. Необходимо помнить, что работа по формированию графического навыка детей оказывается эффективной лишь в том случае, если она носит целенаправленных, систематический, последовательных характер.

Литература:

  1. Кашканова, Л. З. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. З. Кашканова. –// Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 336–339.
  2. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе [Текст] / Т. П. Копрова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 103–108.
  3. Логинова, Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма [Текст] / Е. А. Логинова // Специальное образование. — 2016. — Выпуск № XII. — том II. — С.90–95.
  4. Миронова Н. А. Консультации для воспитателей. Теоретические аспекты изучения профилактики нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Всё для детского сада.
  5. Попова О. С. Трудности в овладении письменной речью [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. 2012.
  6. Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда [Текст] / Т. А. Ткаченко. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 34 с., 16 с. ил.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, дошкольный возраст, индивидуальная особенность детей, принцип, дошкольник, ребенок, упражнение, формирование, формирование предпосылок письма.


Задать вопрос