Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.10.2020

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Илюхина, Т. Г. Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74239/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценности, традиции, которые формируют личность ребенка.

В Указе Президента РФ № 240 от 29.05.2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» обозначены основные проблемы в сфере института семьи и детства.

В меморандуме Национальной Родительской Ассоциации РФ ставятся задачи укрепления института семьи и родительства, формирования позитивного пространства для развития семьи, поддержки семейных традиций и ценностей. Особенно отмечается важность взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей, как возможность повышения родительской компетенции. Родительская компетентность как ценность развивается в современном обществе, становится главным мотивом родителей.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», одним из приоритетных направлений также является содействие повышению педагогической культуры родителей, поддержка семейного воспитания с участием муниципальных, региональных и образовательных организаций.

Проблема формирования родительской компетентности во многом связана с тем, что на разных уровнях реализация семейной политики недостаточно полно разработана идея повышения образовательного потенциала семьи.

Отсутствие у современных родителей воспитательного опыта, занятость на работе, бытовые проблемы, материальные трудности отрицательно отражаются на содержании процесса воспитания. Такой процесс становится непостоянным, непоследовательным, зачастую свидетельствующий об отсутствии психологической и педагогической культуры в семье, низком родительском потенциале.

Родительская компетентность — широкое понятие, представляющее собой совокупность когнитивных, ценностных, коммуникативных, эмоционально-волевых и деятельностных характеристик. Такие характеристики проявляются в готовности принимать своего ребенка таким, какой он есть, как ценность. Овладение родителями психолого-педагогическими знаниями дает возможность лучше понимать своего ребенка, осознать свой родительский потенциал, поверить в себя как родителя, создать эмоциональная близость с ребенком, принять свою родительскую роль.

Очевидно, что влияние семьи на ребенка огромно. В семье закладываются принципы нравственности, формируется отношение к миру, происходит становление характера. Таким образом, мы можем рассматривать организацию мероприятий, направленных на повышение родительской компетенции в дошкольных образовательных организациях, как решение одной из актуальных проблем современного общества.

Отличительной особенностью современного состояния дошкольного образования является возрастающие к нему требования со стороны социума.

Следует отметить, что современный педагог дошкольного образования ориентируется не только на развитие своих профессиональных компетенций, но и на необходимость развития своей личной компетентности для работы с родителями воспитанников в условиях новых ФГОС дошкольного образования.

С целью более эффективной помощи родителям, в нашей дошкольной образовательной организации мы стремимся создать условия для повышения родительской компетентности у мам и пап наших воспитанников. В нашей дошкольной образовательной организации педагоги дошкольного образования осуществляют свою деятельность на основе аксиологического, компетентностного подходов. Педагоги стремятся формировать собственные социально-личностные компетенции, понимать специфику семейных взаимоотношений, рассматривать проблемы семьи воспитанников на их микроуровне, в контексте всех социальных институтов.

Повышение родительской компетентности, на наш взгляд предполагает:

− понимание себя как родителя, своих реакций, родительской составляющей, мотивов родительского поведения;

− формирование семейных отношений через развитие культуры переживаний и выражения своих чувств;

− осознание родственной связи с детьми, родительских установок и ожиданий от ребенка, родительских позиций и отношения, стиля воспитания, ответственности;

− эмоциональную чувствительность родителей к переживаниям ребенка и др.

В процессе общения с родителями мы обучаем их эффективным методам взаимодействия с детьми не только дошкольного возраста. Взаимодействие включает в себя: конструктивное поощрение, взаимное уважение, поддерживание дисциплины, работа с границами, умение слышать и слушать, делать замечания, поддержка детей в их развитии, создание атмосферы привязанности и доверия.

Необходимость и важность развития компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка очевидна. Поэтому, в нашей образовательной организации мы инициируем взаимодействие с семьями воспитанников с целью развития родительской компетентности.

Для удовлетворения образовательных запросов родителей детей дошкольного возраста мы используем разнообразные формы работы:

Групповые мероприятия:

«Семейная викторина», «День здоровья», «Международный день музыки», «Неделя улыбки», «Неделя добрых дел» и другие;

− сезонные, например: «День знаний», «До свидания лето», «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Иванов день», «День Весны» и другие;

− экологические, например: «КВН юных экологов», «Российские дни леса», «Неделя всемирной акции «Мы чистим мир», «Всемирный день мытья рук», «Всемирный день животных», просмотр фильма «Сбережем планету» с последующим обсуждением и дискуссией, и другие;

− тематические, например: «День космонавтики», «День России», «День Победы» и другие;

− познавательные, например: «Всемирный день почты», «Всемирный день учителя», «Международный день врача», «Международный день анимации», и другие;

Выставки детских работ: «Моя мама лучше всех!», «Пусть будет мир!».

На родительских собраниях мы уделяем особое внимание практике «Родительский вопрос». У родителей есть возможность задать вопрос не только педагогу дошкольной организации, но также логопеду, музыкальному работнику, психологу, инструктору по физической культуре нашей образовательной организации. Вопросы родители могут задавать не только устно, но и письменно. Наиболее интересные вопросы могут быть рассмотрены как темы для родительских дискуссий, групповых консультаций, будущих родительских собраний.

Мы стараемся дать не только шаблон взаимодействия, но и научить модифицировать способы взаимодействия с ребенком, в зависимости от ситуации, его потребностей.

Наряду с традиционными формами работы по развитию родительской компетентности, в нашей образовательной организации используется интернет. Сайт нашей организации — постоянно действующая площадка для родителей детей дошкольного возраста. Создание сайта для родителей не только расширяет спектр услуг, но и активно формирует позитивное родительское сообщество. На сайте нашей образовательной организации родители находят интересующие их материалы по вопросам образования и воспитания детей. В период самоизоляции это было особенно актуально.

Именно такие формы работы, на наш взгляд, способствуют развитию родительской компетенции, так необходимой для гармоничного психологического развития ребенка.

Также следует отметить, что при таком взаимодействии, между семьями и педагогами, устанавливается доброжелательная атмосфера, родители более открыто идут на контакт, активно включаются в совместную работу.

Таким образом, можем утверждать, что если вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, создавать условия для самопознания и самообучения, у родителей будет развиваться родительская компетентность.

Литература:

  1. Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе. //Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017, № 38 — с.105–107.
  2. Илюхина Т. Г. Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций. //Методист ДОУ. 2019, № 28 — с.12.
Основные термины (генерируются автоматически): родительская компетентность, день, дошкольное образование, образовательная организация, родитель, дошкольный возраст, ребенок, родительская компетенция, современное общество, дошкольная образовательная организация.


Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих.

Открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи...

Похожие статьи

Формирование ключевых компетенций дошкольников

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих.

Открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи...

Задать вопрос