Некоторые проблемы имплементации права ВТО в российскую правовую систему | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.10.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Кодзаева, Р. М. Некоторые проблемы имплементации права ВТО в российскую правовую систему / Р. М. Кодзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74186/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье рассматриваются результаты проведенного автором анализа особенностей имплементации права ВТО в российскую правовую систему. Изучено понятие ВТО, ее роль в мировой экономике. В работе представлены позиции представителей российских и американских научных сообществ относительно проблем имплементации права ВТО, а также потенциальные пути их решения.

Ключевые слова: соглашения ВТО, правовая система России, законодательство России.

The article is about the results of the author’s analysis of the peculiarities of the implementation of WTO law into the Russian legal system. The concept of the WTO, its role in the world economy, has been studied in this work. The work provided positions of representatives of Russian and American scientific communities on problems of implementation of WTO law, as well as possible ways to solve them.

Key words: WTO agreements, Russian legal system, Russian legislation.

Россия стала членом Всемирной торговой организации 22 августа 2012 года спустя 19 лет после первого обращения о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1947 г. в 1993 г.

Прежде чем приступить к изучению юридической составляющей данной статьи, предлагаю детально рассмотреть термин ВТО. Итак, что же такое ВТО?

ВТО регулирует правила торговли между государствами на мировом уровне. Эта организация направлена на либерализацию торговли. Это площадка, на которой правительства различных государств могут договариваться о торговых соглашениях, разобраться в торговых проблемах, с которыми они сталкиваются друг с другом в реальной жизни. Это место для урегулирования торговых споров.

В целях снижения торговых барьеров применяется политика либерализации торговли. Однако ВТО — это не только либерализация, в некоторых случаях напротив используется политика сохранения торговых барьеров, примерами могут послужить защита потребителей или предупреждение распространения заболеваний.

ВТО — это свод правил. Его основой являются соглашения ВТО, они согласованы и подписаны большинством торговых государств мира. Эти документы — важнейшие юридические принципы международной торговли, которым должны следовать страны-участницы для оказания помощи производителям товаров и услуг.

За годы, предшествовавшие присоединению в ВТО, в России были приняты многочисленные законодательные меры, страны-участницы ВТО активно взаимодействовали с Россией для обеспечения гармонизации законодательства России с ключевыми нормами и принципами ВТО.

Россия, вступая в ВТО, взяла на себя обязательства по соблюдению норм права ВТО и развитию открытой, свободной конкурентной экономики. Надлежащим образом функционирующая система ВТО зависит от принятия каждым членом серьезных мер для развития взаимовыгодной торговли.

В целях выполнения требований ВТО были приняты Доклад рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации и Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., а также федеральные законы, некоторые из них перечислены ниже:

– «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

– «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;

– «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

При выполнении имплементация права ВТО в России можно выделить несколько проблемных вопросов юридического характера.

Так, например, по мнению американского ученного Р. Левинас, Россия пока не полностью согласовала часть IV Гражданского кодекса России с Договором ВОИС по авторскому праву. Эта законодательная неопределенность, как представляется, породила неясность в отношениях с правоохранительными органами о надлежащем объеме и процедурах обеспечения соблюдения авторских и смежных прав, в том числе тех, которые защищены Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Согласно позиции Торгового представительства Соединенных Штатов Америки, в целях более продуктивного взаимодействия Российской Федерации с ВТО, необходимо доработать Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ в части, например, контроля распространения и изготовления экземпляров компакт-дисков.

В российской юридической литературе выделяется следующий проблемный вопрос имплементации.

Таким вопросом считается содержание общего конституционного положения о месте международного права в российской правовой системе.

Приоритет положений многосторонних соглашений ВТО по отношению к национальному законодательству находит подтверждение также в ст. 3 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Из данных утверждений, конечно, следует, что применение права ВТО российскими судами открывает такую возможность, как оспаривание в российских судах актов России, ссылаясь на право ВТО.

Таким образом, по мнению кандидата юридических наук Н. Е. Тюриной, «возможность обращения в российский суд, для которого принципиальным вопросом будет противоречие российского акта международному договору, в отсутствие взаимности, дает неоправданные преимущества партнерам России по ВТО для защиты своих интересов в торговых отношениях с Россией».

Исходя из изложенных сведений, а также принимая во внимание тот факт, что право ВТО стало обязательным для российских стран-партнеров по Таможенному союзу, которые до этого момента не были членами ВТО, считаю, что возможным решением вышеуказанной проблемы является ограничение непосредственного действия в российской правовой системе международных экономических договоров. На мой взгляд, это поможет избежать негативных последствий прямого действия многосторонних соглашений права ВТО во внутреннем правопорядке.

Согласно Конституции Российской Федерации ратификация международных договоров реализуется в форме федерального закона. Перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации, установлен в статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», пункт 1 которого предлагается дополнить подпунктом следующего содержания:

«е) в случае необходимости ограничения непосредственного действия в российской правовой системе международного экономического договора».

Литература:

  1. Маслов Д. Г. Регулирование внешнеэкономической деятельности. Пенза Издательство ПГУ, 2017. 5–24 С.
  2. Степанов С. А. Соответствие современного российского законодательства нормам ВТО. 2019. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Desktop/Римма %20диплом/актуальное/sootvetstvie-sovremennogo-rossiyskogo-zakonodatelstva-normam-vto %20(1).pdf.
  3. Тюрина Н. Е. Имплементация права ВТО в российскую правовую систему. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/Russia-2017-WTO-Report.pdf.
  4. Report on the Implementation and Enforcement of Russia’s WTO Commitments. 2017. [Электронный ресурс] URL: https://ustr.gov/sites/default/files/Russia-2017-WTO-Report.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): WTO, ВТО, Российская Федерация, Россия, российская правовая система, Всемирная торговая организация, внешнеторговая деятельность, государственное регулирование, непосредственное действие, соглашение ВТО.


Ключевые слова

соглашения ВТО, правовая система России, законодательство России
Задать вопрос