Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 2117 раз

Библиографическое описание:

Савина, Е. А. Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ / Е. А. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 249-254. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74184/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается определить теоретические основы вневедомственной охраны, историю ее возникновения и развития, назначение, цели, задачи и нормативно-правовые аспекты ее деятельности в рамках структуры национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, национальная гвардия Российской Федерации.

Вневедомственная охрана войск национальной гвардии Российской Федерации является одним из институтов выполнения задачи создания в стране благоприятного делового климата, как основы экономической стабильности государства, в том числе, за счет обеспечения надежной защиты всех видов собственности. Деятельность этой службы по объему и надежности осуществляемых охранных мероприятий занимает ведущее место в системе общегосударственных мер по предупреждению и пресечению преступных посягательств на имущественные права и интересы граждан, а также их личную безопасность.

На протяжении многих лет в истории России функции по обеспечению безопасности государственного и общественного характера выполняют отделения вневедомственной охраны.

Исторические корни охраны восходят еще к первобытнообщинному строю. На протяжении всего развития человечества менялись лишь только способы охраны, которые обусловлены развитием средств охранной деятельности. Однако смысл данного труда оставался, и будет оставаться (в обозримом будущем) одним и тем же — защитить имущество (иногда и жизнь) собственника от преступных посягательств.

Рассмотрим периодизацию историко-правовых этапов становления и развития вневедомственной охраны.

Первый этап (1917–1931). В октябре 1917 г. НКВД распространил Постановление «О рабочей милиции». На местах стали создаваться вооруженные группы под различными названиями: «специальные отряды охраны», «отряды порядка и охраны», «охранные дружины» и т. д. Организационно-правовое становление института ведомственной охраны началось в 1922 г., в связи с принятием Положения об НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г., утвердившего организационную структуру милиции. Первым законодательным актом, регламентирующим деятельность ведомственной милиции на хозрасчетной основе, стал Закон РСФСР от 6 февраля 1924 г. «О ведомственной милиции» [9]. С 1930 г. отделения ведомственной милиции при райгоротделах начинают сводиться в единые подразделения — дивизионы, батальоны, взводы; впервые начинают внедряться технические средства охраны, создаются питомники служебных собак [12, с. 10].

Второй этап (1931–1952) становления и развития вневедомственной охраны начался с принятия в 1931 г. Положения о рабоче-крестьянской милиции, перед которой были поставлены задачи охранять государственное и общественное имущество, а также безопасность граждан и их имущество. 24 июня 1941 г. Совет народных комиссаров СССР принял Постановление «Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов». Оперативное и боевое руководство ими было возложено на НКВД. Ведомственная милиция стала основой таких подразделений [12. с. 10].

Третий этап (1952–1992). 29 октября 1952 г. считается днем образования службы вневедомственной охраны МВД России. В этот день было принято Постановление Совета Министров СССР № 4633–1835с «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и меры по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» [10]. Период 1952–1960 гг. можно охарактеризовать как время организационного становления всех видов и уровней подразделений вневедомственной охраны. В эти годы в основном завершена передача объектов, ранее охранявшихся ведомственной сторожевой охраной, вневедомственной охране. Активно разрабатывались нормативные правовые акты, регламентировавшие широкий круг вопросов этой деятельности, нормативы штатной численности и определены перспективные направления ее развития [12]. В 1964–1966 гг. в порядке эксперимента с разрешения Совета Министров союзных республик в отдельных городах страны взамен сторожевой охраны была введена милицейская охрана объектов. Можно отметить, что в 1966 году с образованием Министерства охраны общественного порядка СССР, в составе которого было создано Управление вневедомственной охраны, в стране было закончено формирование единой централизованной системы вневедомственной охраны, которая была остро нацелена на решение задач по защите государственной собственности от преступных посягательств. Качественным скачком в организации деятельности службы стало издание распоряжения Совета Министров СССР от 10 мая 1967 г. № 1026, которое разрешало производить замену сторожей и бригадиров подразделений вневедомственной охраны лицами рядового и младшего начальствующего состава милиции. В целях дальнейшего развития вневедомственной охраны в начале 60-х годов начались активные поиски новых технических средств для использования их в охране собственности. С 1970 г. в практике деятельности милицейской охраны стал использоваться специфичный вид охраны — охрана с помощью пультов централизованного наблюдения (ПЦН). В 1980 г. под вневедомственную охрану начали передаваться банковские учреждения. В 1985 г. часть объектов, охраняемых так называемой «ведомственной милицией», перешла также под вневедомственную охрану. Процесс становления службы был непростым. Вневедомственная охрана с самого начала существовала на принципах самоокупаемости и вставала на ноги собственными силами. А все денежные средства, согласно работающей на тот момент нормативной базе, в случае неполного использования на конец года, уходили в бюджет [12].

Четвертый этап. (1992 — по н. в.). В 1992 году было принято действующее по настоящее время Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации. Только с выходом постановления Правительства РФ от 4 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» [11] служба за считанные годы по оснащению и кадровому составу стала одним из сильнейших милицейских подразделений, так как с этого времени все остатки финансовых средств в конце года не сдавались в бюджет, а оставались внутри службы на её развитие. Принятие данного постановления создало правовую базу, позволяющую на основе кадрового, технического и экономического потенциала осуществлять более результативное влияние на обеспечение сохранности имущества собственников, повысить вклад службы в борьбу с преступностью. В 2004 г. в подразделения вневедомственной охраны переведены на сметно-бюджетное финансирование. Альтернативой этой реорганизации стала ликвидация всей службы. В 2005 г. создано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Охрана». Очередная веха развития — принятие Федерального закона «О полиции», вступившего в законную силу с 1 марта 2011 года [12].

Изменения в структуре МВД произошли после создания Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее Росгвардии), которая была образована на основании указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», в целях обеспечения государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

На основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [7] созданы войска национальной гвардии Российской Федерации, в состав которых вошли внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения полиции: СОБР, ОМОН, вневедомственная охрана, подразделения лицензионно-разрешительной работы. В субъектах Федерации образованы территориальные Управления и Отделы войск национальной гвардии в подчинение которых переданы подразделения полиции [7].

В состав Росгвардии вошел отдел вневедомственной охраны [4]. Цель данного подразделения заключается в поддержании порядка и соблюдения правовых норм в обществе, охрана частных и государственных объектов недвижимости. Его реорганизация связана в основном с расширением функционала, изменениями в должностных обязанностях и подчиненности.

Основные задачи вневедомственной охраны представлены на рис. 1.

Основные задачи вневедомственной охраны

Рис. 1. Основные задачи вневедомственной охраны

Назначение вневедомственной охраны, в соответствии с возложенными на нее задачами представлено на рис. 2.

Назначение Вневедомственной охраны

Рис. 2. Назначение Вневедомственной охраны

В Систему Вневедомственной охраны, представленной в таблице 1 входят: Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии; Центр специального назначения вневедомственной охраны Росгвардии; управления (отделы) вневедомственной охраны ВНГ России, осуществляющие свою деятельности в форме федеральных государственных казенных учреждений; подразделения вневедомственной охраны ВНГ России представлены филиалами ФГКУ УВО (ОВО). В состав вневедомственной охраны также входят инженерно-технический и обслуживающий персонал.

Таблица 1

Система Вневедомственной охраны

Федеральный уровень

Межрегиональный уровень

Региональный уровень

Районный уровень

Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии

Центр социального назначения вневедомственной охраны Росгвадии

Управления (отделы) вневедомственной охраны ВНГ России

Подразделения вневедомственной охраны ВНГ России — филиалы ФГКУ УВО (ОВО)

В настоящее время система вневедомственной охраны включает в себя порядка двух тысяч подразделений. Основополагающими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность вневедомственной охраны по охране имущества юридических и физических лиц можно выделить следующее: Конституция Российской Федерации [2]; Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» [5]; Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» [7]; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [8]; Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» [6]; Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [3]. Кроме того, в развитие указанных законов действует значительное количество иных нормативных правовых актов. Также, следует отметить, что на основании выше указанных законодательных актов определяются основные задачи, функции, организационные основы и источники финансирования за счет средств, поступающих на основе договоров.

Сравнительный анализ положений приведенных выше указанных законодательных актов показывает, что к разным субъектам охранной деятельности предъявляются отличные друг от друга требования, которые, в свою очередь, устанавливаются исходя из необходимости полноценной и ответственной реализации функций, задач и возложенных на них полномочий и обязанностей. Предъявляемые к государственным охранным структурам требования жестче, чем к частным, что в целом приводит к удорожанию их услуг за счет необходимости более длительного и полноценного обучения сотрудников и работников, их материального и финансового обеспечения, в том числе на социальное страхование, и ряда других факторов, но с другой — наличие определенных полномочий по применению физической силы, специальных средств и оружия (административного задержания, досмотра, доставления задержанных в органы внутренних дел, а также мобильных групп реагирования) обеспечивает более надежную и комплексную защиту охраняемых объектов и имущества от угроз, как криминального, так и террористического характера.

Следует отметить, что в РФ законодательно установлен ряд ограничений, функционирующих впрямую или опосредованно на рынок охранных услуг. Например, установлен запрет частным охранным предприятиям на осуществление их деятельности на объектах, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» [3]. Деятельность юридических лиц со специальными уставными задачами, в первую очередь ведомственной охраны ограничена требованиями ФЗ «О ведомственной охране» и профильными законами сферой деятельности создавших их федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Так как подразделения вневедомственной охраны Росгвардии обслуживают клиентов на договорной основе, их деятельность регулируется и целым рядом норм Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Можно выделить основные такие, как: 1) нормы, закрепляющие понятие, виды, формы и недействительность сделок (гл. 9 ГК РФ); 2) понятие, основания возникновения и обеспечение исполнения обязательств (гл. 21–23 ГК РФ); 3) понятия, условия, заключение, изменения и расторжения договора (гл. 27–29 ГК РФ); 4) возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ); 5) общие положения о договоре подряда и бытового подряда, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 702–730, 739, 783 ГК РФ) [1].

Таким образом, результаты анализа законодательства Российской Федерации в области охранной деятельности, а также опыт реализации службой вневедомственной охраны задач, функций, полномочий и обязанностей, в том числе в условиях проведения административных реформирований показали, что стабильное функционирование и развитие возможно.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. Полный сборник кодексов. — М.: Юристъ, 2008. — 356 c.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, состоявшееся от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, охраны от 21.07.2014 № 11–ФКЗ).

3. О частной детективной сохранности и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487–1 (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385/ (дата обращения 04.08.2020).

4. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 (ред. от 17.06.2019) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/ (дата обращения 04.08.2020).

5. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57–ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10511/ (дата обращения 04.08.2020).

6. О ведомственной охране: Федеральный закон от 14.04.1999 № 77–ФЗ (ред. от 05.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22716/ (дата обращения 04.08.2020).

7. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226–ФЗ (ред. от 20.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (дата обращения 04.08.2020).

8. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3–ФЗ (в ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 04.08.2020).

9. Постановление СНК РСФСР от 06.1924 г. «О создании ведомственной милиции» // Декреты Советской власти. Т. 4. — М.: Политиздат, 1968. — 731 с.

10. Постановление Советов Министров СССР № 633–1835 от 29.10.1952 г. «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшении дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» // Свод законов СССР. Т.7. — М.: Закон, 1990. С.190–194.

11. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 (ред. от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_826/ (дата обращения 04.08.2020).

12. Воробьев А. И. Организация и правовые основы деятельности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны имущества физических лиц [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени к. ю.н. / А. И. Воробьев / научный руководитель: Б.Б, Козак, Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. — Псков, 2011–28 с.

13. Создание подразделений вневедомственной охраны [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Режим доступа: https://rosgvard.ru/ru/page/index/vnevedomstvennoj-oxrane-rosgvardii--65-let (дата обращения: 04.08.2020).

14. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71714282/

15. http://www.dslib.net/sud-vlast/organizacija-i-pravovye-osnovy-dejatelnosti-podrazdelenij-vnevedomstvennoj-ohrany.html

Основные термины (генерируются автоматически): вневедомственная охрана, Российская Федерация, национальная гвардия, ГК РФ, ведомственная милиция, ведомственная охрана, охранная деятельность, Россия, деятельность, задача.


Ключевые слова

вневедомственная охрана, национальная гвардия Российской Федерации

Похожие статьи

Понятие и основные направления правоохранительной...

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, современное российское общество

Однако в России прокуратура осуществляет вневедомственный надзор за исполнением

Таким образом, рассмотрев основные направления правоохранительной деятельности, мы...

Похожие статьи

Понятие и основные направления правоохранительной...

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, современное российское общество

Однако в России прокуратура осуществляет вневедомственный надзор за исполнением

Таким образом, рассмотрев основные направления правоохранительной деятельности, мы...

Задать вопрос