Научная дипломатия как шанс для российско-германского сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Крылова, Е. А. Научная дипломатия как шанс для российско-германского сотрудничества / Е. А. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74176/ (дата обращения: 16.10.2021).



О российско-германском сотрудничестве принято говорить как о «стратегическом партнерстве». Особую популярность этот тезис приобрёл в 2000-ые годы. В то время от российской стороны поступали предложения о совместной разработке сотрудничества «от Лиссабона до Владивостока». Сегодня отношения РФ-ФРГ-ЕС находятся в условиях «турбулентности», наблюдается кризис политических отношений. В то же время, Россия и Германия стремятся углублять экономическое и научно-техническое сотрудничество. В условиях современных кризисов и неопределенности глобальных процессов, формирования новой международной политики и в целях улучшения двусторонних отношений все более важным становится углубление сотрудничества по линии гражданского общества России и Германии, гуманитарное сотрудничество. В частности, как один из шансов для продуктивной работы, может быть рассмотрено развитие научной дипломатии.

Научная дипломатия — не новый феномен. Эта концепция стала популярна в 50-ые годы прошлого века, когда страны по окончании второй мировой войны задумались о возобновлении научных контактов. Сегодня для учёных, которые активно работают и общаются со своими зарубежными коллегами, научная дипломатия становится почти повседневной работой, а сама наука все более и более становится международной, достижения которой преодолевают любые границы. Пандемия-2020 заставила государства закрыть границы, ограничить передвижения и остановить или притормозить деловую активность. Однако в периоды кризисов как никогда возникает потребность в экспертной оценке происходящих событий для принятия взвешенных решений. На этом этапе появляется «наука для дипломатии». Но мир медленно восстанавливается, и учёные, как и другие люди всех стран мира, думают о перспективах дальнейшего сотрудничества. Независимо от смены курса развития страны или спада экономической активности, сфера науки и образования обладает большим потенциалом. Наш опыт показал, что во время пандемии и связанных с ней ограничений, учёные не только активно продолжили свои исследования, но и статус, престиж профессии учёного рос на глазах, как и профессии врача.

Глобализация науки способствует решению и экономических задач в стране, а иногда и решению задач в области безопасности населения и здравоохранения (поиск вакцины, лекарства). Сотрудничество наших государств в этом направлении может быть многообещающим и продуктивным. Россия и Германия известны своими научными традициями, школами и научными достижениями, образование в России и в Германии с давних пор считалось одним из лучших в Европе.

В качестве практических шагов мы могли бы предложить развитие проекта «Научный туризм», реализацию эквивалентного обмена между учёными, с пребыванием в России и Германии, организацию летних и зимних школ для студентов и учёных. Данный проект обсуждался на совместном совещании с представителями Комитета по внешним связям, Комитета по туризму, Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. Развитие данного направления могло бы вырасти в развитие специализированного департамента в профильных ведомствах и фондах.

И в России, и в Германии научный туризм имеет прекрасные перспективы. Каждый из многочисленных регионов России и Германии обладает своими уникальными особенностями: научные школы, академическое сообщество, природные ландшафты, этнический колорит, особенности развития экономики каждого из регионов.

Политические аспекты развития данного направления также могут быть учтены. Организация летних и зимних школ при сотрудничестве с академическим сообществом, высшей школой и органами власти даст возможность участникам ближе познакомиться с социально-экономической системой России и Германии, получить более достоверные сведения о внешней политике и политике безопасности стран, истории стран и экономики, особенностях ведения бизнеса. Недаром некоторые представляют Россию как матрешку: многие не понимают, как устроена политическая система, как принимаются решения, как вести бизнес с российскими партнерами и чего ожидать. Ко всему этому добавляет сложность и русский язык, которым многие представители иностранного бизнеса в России стремятся овладеть. Реализация программ научного туризма в еще большей степени позволит разрушить негативное стереотипное мышление о России и её политике, генерируемое многими средствами массовой информации за рубежом. Возможность общения с лицами, принимающими решения, лицами, проводящими научные исследования, представителями университетов и студентами, будет способствовать улучшению имиджа России за рубежом, именно посредством «мягкой силы» и организации такого общения и его информационного освещения в социальных сетях, на создаваемых сайтах на английском и немецком языках. Такая форма научного туризма представляется также эффективной, как в экономическом отношении, так и демократичной в политическом плане.

Реализация проекта может быть начата в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-технических центров России и мира, город, который именовали «Окном в Европу» и значительный вклад в развитие которого внесли выходцы из Германии. По данным паспорта Петербурга на 2015 год, в городе сосредоточено более 10 % научного потенциала страны: более 350 научных организаций, в том числе 70 организаций Российской Академии Наук, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, научных центров. Санкт-Петербургские научные школы, университеты, высококвалифицированные специалисты, учёные известны во всем мире. Возможность проводить фундаментальные и прикладные исследования от лингвистических до ядерных и отличает Санкт-Петербург в числе мировых наукаградов.

Отличительной особенностью научного туризма от обычного туризма должна быть ориентированная по интересам программа, которая может включать в первую очередь тематическое посещение образовательных, научных и иных профессиональных учреждений, лабораторий, обсерваторий, встречи с российскими учёными и специалистами, а также и культурную программу. Другой интересной составляющей программы научного туризма может быть и участие в экспедициях, организуемых по линии различных научных и образовательных учреждений. Особый интерес данный проект может представлять для российских студентов и школьников в плане профессиональной ориентации.

Масштабы и перспективы развития научного туризма очевидны. Проект может подразумевать сотрудничество государственных учреждений, органов власти, фондов, научных и образовательных учреждений России и Германии.

Санкт-Петербург может стать первым городом в России, который начнет развивать научный туризм для обмена высококвалифицированными специалистами, представить новые возможности для путешествий учёным, студентам. Ведь не зря Петербург называли «окном в Европу».

Литература:

  1. Ибрагимова К. Научная дипломатия и рамочные программы ЕС как инструменты взаимодействия в области НТП и инноваций. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/issledovatelskie-stati/nauchnaya-diplomatiya-i-ramochnye-programmy-es-kak-instrumenty
  2. Информация об исполнении Указа Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года, характеризующая основные направления социально-экономического развития. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_information/informaciya-ob-ispolnenii-ukaza-prezidenta-rossijskoj-federacii-204-ot/
  3. Киселев В. Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации: краткий обзор и вопросы развития. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/activity/publications/mezhdunarodnoe-nauchno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossiys/
  4. Паспорт Санкт-Петербурга — Министерство иностранных дел РФ. Официальный сайт// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/1517c199eb1da84743256a420049024a/08abaeb2c775f5e6c32575f6003361f4!OpenDocument
  5. Созаев-Гурьев Е. РАН освоит научную дипломатию. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://iz.ru/698783/egor-sozaev-gurev/ran-opredelili-rol
  6. Толстухина А. Ученые — лучшие дипломаты в мире. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/17601
  7. Торкунов А. Ученый как дипломат. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/uchenyy-kak-diplomat/
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, научный туризм, санкт-петербург, Германий, Европа, научная дипломатия, академическое сообщество, орган власти, школа.


Задать вопрос