Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Яценко, А. М. Педагогические условия в дошкольной образовательной организации по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / А. М. Яценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74174/ (дата обращения: 16.10.2021).



В настоящей статье говорится о проблемах реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Раскрывается поэтапность работы воспитателя с детьми в рамках дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, условия формирования ЗОЖ, рациональный режим, личная гигиена, двигательная активность, валеологическое воспитание, социальное партнерство, развитие.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, в настоящее время является одной из наиболее актуальных и сложных для решения. Общеизвестно, что дошкольный возраст ребенка является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь как известно, что до семи лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется в его последующей жизни.

Поэтому только в этот период происходит интенсивное развитие органов и функциональных систем организма, а также закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим людям. Самое важное на этом этапе, сформировать у дошкольников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. С этой целью воспитатели ДОО используют разнообразные методы, средства и приемы, которые входят в содержание воспитательно-образовательного процесса и соответствуют рабочей программе учреждения.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1]. Таким образом, цель воспитательной работы ДОУ, направленной на формирование ЗОЖ детей дошкольного возраста, заключается в создании у воспитанников устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, проявлению заботы о здоровье окружающих.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это определенный образ жизни человека, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, а также профилактику различных заболеваний, посредством правильного питания, занятий спортом, отказом от вредных привычек и спокойной без нервных потрясений жизни.

Условия формирования ЗОЖ в дошкольной организации заключаются в в режимных моментах это:

  1. Рациональный (оптимальный) режим дня . Организация всех видов деятельности и отдыха в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детского организма. При организации рационального режима необходимо придерживаться некоторым правилам:

– Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (здоровый сон и питание очень важны для развития ребенка).

– Гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

– Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

– Формирование культурно-гигиенических навыков.

– Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

– Учитывать потребности детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

  1. Правильное питание . В детском возрасте особенно велика роль питания, оно должно быть здоровым и сбалансированным, ведь когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
  2. Соблюдение детьми правил личной гигиены. Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и необходимыми — этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

  1. Закаливание организма. Повышает устойчивость и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
  2. Рациональная двигательная активность . Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. (Физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, подвижные и спортивные игры).

Для сохранения здоровья дошкольников, необходимы следующие условия:

Самой важной целью и задачей педагогов ДОО является, охрана и укрепление здоровья, а также воспитание привычки к здоровому образу жизни. Поэтому необходимо организовать разностороннюю деятельность, которая будет направленна на сохранение, укрепление здоровья детей и реализацию комплекса оздоровительных, воспитательно-образовательных и лечебно-профилактических мероприятий учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Реализация данного направления обеспечивается:

– направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

– комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

– созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

– формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства (комплексное воздействие).

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо;
  2. Есть побольше овощей и фруктов
  3. Соблюдать режим
  4. Больше бывать на свежем воздухе
  5. Мыть руки после каждого загрязнения
  6. Воспитывать навыки здорового поведения
  7. Быть доброжелательным
  8. Любить двигаться и т. д.

Родители являются самыми главными союзниками в работе воспитателя по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах. [1, с. 34].

Также работа воспитателя, должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без участия родителей, работники детского сада не смогут добиться хороших результатов в области ЗОЖ, и только родители являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
  3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. — М., 2002.- 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье окружающих, ребенок, укрепление здоровья, воспитательно-образовательный процесс, детский возраст, личная гигиена, личное здоровье, правильное питание.


Задать вопрос