Совершенствование подходов к защите конкуренции на цифровых платформах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Васин, С. Г. Совершенствование подходов к защите конкуренции на цифровых платформах / С. Г. Васин, Е. А. Чичканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74168/ (дата обращения: 16.10.2021).



Статья о совершенствовании подходов к защите конкуренции на цифровых платформах. Содержит теоретические аспекты конкуренции на цифровых платформах, анализ действующего законодательства России по регулированию цифровой экономики. Также в ходе работы были выявлены проблемы в подходах к защите конкуренции на цифровых платформах и разработаны рекомендации по их совершенствованию.

Ключевые слова: цифровые платформы, цифровая экономика, цифровизация, сетевые эффекты, антимонопольное регулирование цифровых платформ, антимонопольная политика, защита конкуренции в цифровой среде.

Под цифровыми платформами понимаются классические многосторонние рынки, на которых взаимодействуют потребители и поставщики. Появление данного понятия вызвано масштабной цифровизацией производственных отношений.

Для цифровой экономики характерны постоянные изменения, появление новых технологий и инноваций. В связи с этим в цифровом пространстве за короткий период времени возникло и исчезло уже многочисленное количество цифровых платформ. Каким-то из них удалось достичь всеобщего одобрения, и тем самым занять доминирующее положение на рынке. Это пагубно сказывается на конкуренции и в целом на развитие рынка. Поэтому рассматриваемая тема очень актуальна в современном мире с постоянным появлением новых технологий и инноваций.

Основная цель работы — выявить проблемы в подходах регулирования конкуренции на цифровых платформах и предложить рекомендации по их совершенствованию.

Основным законом, который регулирует конкуренцию на цифровых платформах, является пятый антимонопольный пакет. [3, 6].

В нем содержится ряд значимых новелл, которые важны для эффективной защиты конкуренции на цифровых платформах.

Но нельзя сказать, что пятого антимонопольного пакета достаточно, чтобы результативно регулировать деятельность на цифровых платформах, так как в век инноваций и развития технологий встает важный вопрос необходимости адаптации антимонопольного регулирования к нуждам цифровой экономики с целью наиболее эффективной защиты конкуренции на цифровых платформах. А также возникшие новые формы организации и сферы бизнеса в цифровой экономике требует особого внимания антимонопольной службы.

При этом основной проблемой антимонопольного анализа многосторонних рынков является установление пределов рассматриваемого товарного рынка. А также при анализе цифровых платформ необходимо принимать во внимание то, что определенные категории покупателей имеют все шансы получить услуги от платформы бесплатно, так как главным инструментом в бизнесе цифровых платформ считается пользовательская информация, которая наделяет данные платформы рыночной властью.

Удержать лидерство в цифровом пространстве достаточно сложно, так как быстро меняется конъюнктура рынка, в связи с чем, появляется все больше цифровых платформ. Однако существуют так называемые цифровые эффекты, сущность которых заключается в том, что ценность платформы для новых пользователей возрастает с увеличением общего числа юзеров. Данный способ может послужить платформой для удержания рыночного доминирования.

Стоит отметить, что одной из ключевых характеристик цифровых платформ является имманентно свойственный им инновационный процесс. Поэтому, чтобы результативно применять антимонопольное регулирование необходимо учитывать то, что цифровые платформы запускают процесс непрерывных инноваций, в который вовлечены многие пользователи.

Главной характерной особенностью антимонопольного регулирования всех государств, принявших соответствующие законы, является его гибкость, которой так не хватает в российском законодательстве. Гибкость законодательства заключается в том, что конкуренция на традиционных рынках может отличаться от высокотехнологичных рынков, но закон позволяет эффективно применять его новеллы и к цифровым рынкам. Такая, своего рода, аналитическая эластичность дает возможность законоисполнителю экспериментировать с ранжированием степени вмешательства, способами защиты и инструментами принуждения. Эта гибкость нацелена, прежде всего, на результативную защиту конкуренции, а также на поддержание рынка в конкурентном состоянии и недопущения монополизации власти.

Выделим основные проблемы цифровых рынков.

Одной из проблем цифровой экономики является цифровое неравенство, которое заключается в том, что не у всех пользователей цифровых платформ есть одинаковый доступ к информационным ресурсам, т. е. происходит распределение социально-экономических благ в цифровом веке. [2].

Значительной проблемой современных цифровых рынков является монополизация и высокая концентрация капитала. [4].

Также следует обратить внимание на то, что достаточно крупные фирмы, владеющие оцифрованными сведениями о людях, могут с легкостью формировать потребительский спрос.

Далее отметим, что на цифровизацию экономики оказала сильное влияние эпидемиологическая ситуация в мире. [1].

В этот период существенно повысилась роль цифровых платформ и информации, поэтому очевидна важность принятия поправок в антимонопольном законодательстве, с целью повышения контроля над деятельностью компаний, которые функционируют на электронных платформах.

Исходя из всего вышесказанного, выделим основные проблемы цифровых рынков и обозначим рекомендации по их устранению (табл. 1).

Таблица 1

Основные проблемы цифровых рынков и рекомендации по их устранению

Проблемы

Рекомендации по совершенствованию

Цифровое неравенство

Обеспечить максимальную открытость информации, т. е. повысить информированность населения о новых возможностях. Содействие открытости цифровых платформ, снижение их манипулятивного потенциала.

Нехватка аналитической эластичности законодательства

Важно усиливать сотрудничество с антимонопольными органами других стран, в особенности с партнерами по БРИКС, сталкивающимися со сходными проблемами стимулирования экономического развития.

Влияние сетевых эффектов на доминирующие положение

Усовершенствовать специальные критерии доминирующего положения цифровых платформ, (введение дополнительных критериев и формул расчета, которые бы устанавливали, что компания является доминантом на рынке).

Влияние технологий на конкурентную динамику и структуру рынков

Применять на практике использование отдельных механизмов быстрого реагирования: предостережения и предупреждения.

Монополия и высокая концентрация капитала

Обеспечить оперативное получение актуальной рыночной информации о состоянии рынков. Предпринять меры в ограничении роста экономической власти цифровых платформ, в частности, усилить контроль за поглощениями конкурентов и за проникновением на соседние рынки.

Открытость информации о потенциальных потребителях

Интернет-сервисы должны обеспечить защиту прав потребителя и прекратить вымогательство персональных данных.

Низкая адаптивность законодательства

Необходимо ввести в законодательство правила, определяющие регулирование с учетом современных вызовов.

В целом можно сказать, что действующие сегодня регуляторы контроля конкуренции на цифровых платформах плохо учитывают особенности динамичного развития рынков цифровой экономики. Необходимо активнее применять антимонопольное регулирование для защиты конкуренции на рынках цифровой экономики, чтобы не допустить образование групп компаний-монополистов и исчезновение конкуренции на цифровых платформах.

В современном инновационном мире цифровым производственным платформам нужно уделять особое внимание, т. к. они могут стать ведущим элементом роста, продуктивности и занятости.

А реализация указанных рекомендаций по совершенствованию защиты конкуренции на цифровых платформах позволит существенно модернизировать отечественное законодательство в соответствии с нуждами цифровизации, что создаст более комфортные условия для экономической деятельности перспективных компаний в нашей стране.

Литература:

  1. Антимонопольное право: новые вызовы пандемии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravo.ru/story/223072/ (дата обращения: 22.06.2020).
  2. Вартаев Р. С., Гараев Р.З, Коваленко А. И. Злоупотребление доминированием цифровых платформ (на примере GOOGLE в России) [Электронный ресурс] // Современная конкуренция. — 2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zloupotreblenie-dominirovaniem-tsifrovyh-platform-na-primere-dela-google-v-rossii (дата обращения: 28.06.2020).
  3. Воздвиженская А. ФАС представила пятый антимонопольный пакет [Текст] // Российская газета. — Федеральный выпуск № 64(7527)
  4. Доценко А. В., Иванов А. Ю. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело GOOGLE и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде [Текст] // А. В. Доценко, А. Ю. Иванов // Журнал Закон. — 2016. — № 2. — С. 31–45.
  5. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/28514 (дата обращения: 19.06.2020).
  6. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
Основные термины (генерируются автоматически): платформа, цифровая экономика, антимонопольное регулирование, защита конкуренции, рынок, антимонопольный пакет, высокая концентрация капитала, особое внимание, цифровое неравенство, цифровое пространство.


Ключевые слова

цифровая экономика, антимонопольная политика, цифровизация, цифровые платформы, сетевые эффекты, антимонопольное регулирование цифровых платформ, защита конкуренции в цифровой среде
Задать вопрос