Правовой учет и контроль деятельности субъектов при обращении с отходами производства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 октября, печатный экземпляр отправим 3 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.10.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Левина, В. А. Правовой учет и контроль деятельности субъектов при обращении с отходами производства / В. А. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74160/ (дата обращения: 16.10.2021).



В статье автор рассматривает изменения действующего законодательства, направленные на совершенствование правового учета и контроля за деятельностью субъектов в сфере обращения с отходами производства.

Ключевые слова: обращение с отходами, государственная информационная система, экологическое право.

Назревшие в современной России проблемы окружающей среды и ресурсосбережения требуют от законодателя совершенствования нормативно-правовых актов в области экологического права. Одной из таких направлений совершенствования является законодательное закрепление и организация государством упорядоченной системы, которая позволит отслеживать передвижение отходов от момента их образования до утилизации и сбыта готовой продукции из них. Актуальность вопросов развития отрасли по безопасной обработке и утилизации промышленных отходов была обозначена Президентом РФ в 2019 году в своем Послании Федеральному Собранию РФ. Глава государства Владимир Путин подчеркнул необходимость формирования цивилизованной, безопасной системы обращения с отходами, их переработки и утилизации, при этом повысить долю обработки отходов с 8–9 процентов до 60, чтобы не накапливать новые миллионы тонн мусора [6]. Ранее необходимость исполнения требований по безопасной деятельности в сфере обращения с промышленными отходами была обозначена в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — Стратегия экологии) [3]. Данный нормативный документ утверждает приоритетные направления национальной экологической политики на ближайшие годы. В Стратегии экологии поставлены внешние и внутренние проблемы экологической безопасности, среди которых — увеличение объемов образования промышленных отходов и при этом низкий уровень их утилизации, а также слаборазвитая система экологически чистых технологий [3]. В 2018 году был утвержден национальный проект «Экология», в котором обозначена одна из важных тем эффективности системы обращения с отходами [7]. О растущей негативной нагрузке на окружающую среду и стабильном росте показателей образования отходов свидетельствуют данные Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор). В соответствии с изученной статистической информацией [8, c.256, c.265] на Рис. 1 автором представлено соотношение уровня образования и использования (в том числе обезвреживания) отходов в РФ за последние 5 лет:

Соотношение образования и использования (в том числе обезвреживания) отходов в РФ

Рис. 1. Соотношение образования и использования (в том числе обезвреживания) отходов в РФ

Важным этапом в реализации промышленной и научно — технической политики государства в сфере обращения с отходами производства и ресурсосбережения стало утверждение Правительством РФ «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» (далее — Стратегия развития) [5]. Стратегия развития обозначила такие приоритетные направления промышленной политики, которые обеспечат максимальное использование исходных сырья и материалов, безопасную систему по переработке различных видов промышленных отходов. Одно из ключевых мероприятий по решению утверждённых Стратегией развития задач является создание и ежегодное пополнение необходимыми сведениями государственной информационной системы (далее — ГИС) управления отходами и вторичными ресурсами, которая будет включать данные о внутриотраслевых потоках как вторичного сырья, так и различных видов отходов [5]. В рамках реализации указанного направления совершенствования законодательства были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах № 89) [2]. Правовой статус ГИС утвержден в Законе об отходах № 89 (Статья 14.3) [1] и в соответствующем Положении о данной системе [4], утвержденном Правительством РФ. Оператором системы будет выступать Федеральный оператор по обращению с отходами I-II классов опасности [2] (далее — Оператор). Перед Оператором поставлена задача по обеспечению информационной системы управления деятельностью хозяйствующих субъектов на протяжении всего технологического цикла отходов (от образования до утилизации). С учетом полученной достоверной информации органы власти смогут составлять прогнозы, оптимизировать механизмы контроля и учета, планировать меры государственной поддержки. Следует отметить, что создание и действие ГИС обеспечит государство возможностью проконтролировать каждый этап деятельности по обращению с промышленными отходами, начиная с источника их образования, заканчивая конечной стадией утилизации отходов и изготовления продукции из них. Цифровизация отходоперерабатывающей отрасли усовершенствует порядок учета отходов, позволит уполномоченным органам определять правонарушения и организовывать оптимальную систему контроля за передвижением отходов I-II классов опасности. С сентября 2020 г. программа, разработанная ИТ-компанией «Большая Тройка», начала работать в тестовом режиме. Сведения в информационную систему будут подавать индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются «образователями» отходов I-II классов опасности; операторы системы; операторы по обращению с отходами указанных классов опасности; региональные операторы по обращению с ТКО [9].

В ГИС будут действовать личные кабинеты отходообразователей и операторов по обращению с отходами и модуль для договорной работы, которая будет осуществляться исключительно на данной платформе [9]. Система будет соединена с другими государственными информационными системами, что позволит проверять достоверность и актуальность получаемых сведений. После успешного запуска и наладки ГИС по обращению с отходами I-II классов, считаем необходимым дополнение данной системы информацией по обращению с отходами производства III — IV класса опасности. С точки зрения вреда для окружающей среды они менее опасны, но объемы их образования и накопления в нашей стране значительно выше, чем отходов I-II классов. Цифровизация деятельности по обработке и утилизации отходов производства позволит наладить более эффективное правовое регулирование данной отрасли.

С созданием указанной выше ГИС тесно связана разработка федеральной системы обращения с отходами производства и организация безопасной инфраструктуры для такой деятельности. Данные задачи также требовали актуализации нормативно-правовых актов. Внесенные изменения в Закон об отходах № 89 определили порядок разработки и утверждения федеральной схемы обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами [2]. Изложенные функции, включая содержание, порядок разработки схемы и в случае необходимости проведение корректировок, будет выполнять Правительство РФ. По предложению госкорпорации «Росатом», согласованному с Минприроды РФ, Правительство РФ будет определять федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, который, в свою очередь, будет оператором ГИС [2]. Законодателем были также дополнены требования к обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в Законе об отходах № 89. В целях информационного обеспечения деятельности по обработке и утилизации ТКО, в том числе планирование и контроль в этой сфере, предусматривается государственная система учёта ТКО, которая будет содержать информационные сведения о деятельности по обработке и утилизации ТКО, обеспечит планирование и контроль в этой сфере со стороны Минприроды России, получившим полномочия оператора данной системы [2]. Законодательно установлены требования к этой системе, порядок её создания, внесения изменений. Следует отметить, что Закон об отходах № 89 не содержит норм, определяющих оператора на федеральном уровне по обращению с такими видами отходами производства, как отходы III — IV класса опасности. Считаем необходимым, внесение изменений в действующее законодательство — для правого регулирования деятельности по обращению с указанными отходами, включая утверждение схемы федерального уровня по обращению с отходами, определение полномочий федерального оператора, дополнение информационной системы сведениями об отходах указанных классов опасности.

Таким образом, создание прозрачного механизма учета промышленных отходов разных классов опасности на всех этапах технологического цикла от образования до переработки в новый продукт позволит наладить эффективную систему правового контроля за развитием промышленности по обработке, утилизации, а также обезвреживанию названных отходов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст.3009; 2020.№ 15 (часть I). Ст.2240
  2. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ. 2019. № 30. Ст.4127
  3. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «Об утверждении Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст.2546
  4. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» // СЗ РФ. 2019. № 43. Ст.6102
  5. Распоряжение Правительства РФ 25 января 2018 г. № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»// СЗ РФ. 2018. № 6. Ст. 920
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2019. № 38
  7. Паспорт Национального проекта «Экология», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектом (протокол от 24.12.2018 г. № 16) // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения: 07.10.2020 г.)
  8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году».М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2019. — 844 с.
  9. «Федеральный экологический оператор» начинает тестирование отдельных модулей ГИС ОПВК // Сайт TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/a/488245 (дата обращения: 09.10.2020 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): I-II, отход, отход производства, III, обращение, окружающая среда, Правительство РФ, сфера обращения, утилизация, федеральный оператор.


Задать вопрос