Информационные права и проблемы их реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Троицкий, В. И. Информационные права и проблемы их реализации / В. И. Троицкий, Б. Д. Нуриев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74159/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема реализации информационных прав в реальной жизни. Расширение сферы информационно-коммуникативной среды, приобретение умений пользоваться разными виртуальными источниками информации рождают возможности воздействия на сознание потребителя. В то же время информация зачастую используется с целью манипуляции, что рождает неверную интерпретацию информации и имеет далеко идущие последствия и в международной, и во внутригосударственной, и в частной жизни. При этом нельзя упускать из виду проблемы социальной ответственности и нравственного воспитания, имеющие особое значение в современной быстро меняющейся действительности, что требует расширения содержания правовых документов.

Ключевые c лова : информационное право, правовое поле, международные стандарты, политическое манипулирование, достоверность информации, социальная ответственность, международные конфликты, нравственное воспитание, санкции.

Понятия информация — законы — жизнь тесно взаимосвязаны. Старшее поколение, кажется, совсем недавно смотрело в кино как на чудо на общающегося по телефону едущего в автомобиле человека. Сегодня младенец, еще не освоивший слова «мама», «папа», водит пальчиком по экрану айфона в поисках мультиков, а в пять лет, упорно тыча в телефон, горделиво заявляет: «Я — блогер!» — вот какими темпами развивается человечество и жизнь, погруженные в мир информационно-телекоммуникационных систем. Это благо или в этом таится и определенная опасность?

Напомним, что в переводе с латинского слово «информация» (informatio) означает «сведения, изложение, разъяснение», а Федеральный закон N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в статье 2.1 определяет понятие «информация» как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [1]. То есть информация — необходимое условие познания человеком жизни, окружающего мира, ибо она охватывает разные уровни жизни — от мировых, государственных до частной жизни каждого человека. Получая информацию, человек оценивает происходящие события и выбирает вариант собственного поведения.

Сегодня существует ряд международных стандартов, международных декларативных документов, законов федерального уровня, определяющих права как в области безопасности информации и информационных систем, так и в области требований, предъявляемых к самой информации [6]. Несмотря на это, в реальной жизни правовые требования в этой сфере далеко не всегда выдерживаются, что не может не влиять на восприятие человеком информации и его поведение [7].

Воспринимать и оценивать информацию необходимо с учетом таких присущих ей свойств, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота. Сделать это воспринимающему информацию непросто, особенно при существующей вариативности в трактовке происходящих событий в информационно-телекоммуникационных системах. И хотя Федеральным законом № 149-ФЗ в статье 3 «Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации» определяются требования, предъявляемые к информации, но зачастую в практическом жизненном опыте они не соблюдаются.

Чаще всего это происходит в политической сфере жизни на уровне внутригосударственных и межгосударственных отношений, где мы встречаемся с политическим манипулированием, в процессе которого и применяется лживая информация, и подтасовываются факты, и распространяется недостоверная информация [5]. Примеров тому многов сегодняшней реальной практике.

Предвыборные дискуссии в США превращаются в цирковые шоу, что не мешает тысячам американцев защищать свои взгляды, рожденные информацией, доходя до столкновений. И это на фоне межнациональных конфликтов, где «черные» защищают свои интересы от «белых».

Когда информация исходит одновременно от президентов Азербайджана и Армении, неискушенному пользователю трудно определить, кто из них прав в решении проблемы Нагорного Карабаха, а тем временем там разворачиваются военные действия и гибнут люди, разрушается инфраструктура.

Еще любопытнее ситуация в Белоруссии, где тысячи людей с разными оценками происходящей в стране ситуации выходят на демонстрации, а тем временем новоявленный «президент» С. Тихановская за рубежом требует ни мало ни много люстрации действующего президента.

Разворачиваются конфликтные межклановые столкновения в Киргизии, разрешать которые приходится с помощью военных сил.

А ведь это страны, за исключением Азербайджана, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Вот и раздается злорадное ликование: «Подбрюшье России в огне!», хотя это лишь часть мировой хаотизации, рождающейся в результате кризиса взаимного доверия.

Стоит включить любой государственный канал и послушать дискуссии в программах «Время покажет», «Большая игра», «60 минут» или «Место встречи», чтобы убедиться в том, насколько разноречиво трактуются и оцениваются одни и те же события участниками дискуссий. Как в этом разобраться, и какую позицию в реальной жизни должен занять пользователь? Поэтому-то и устанавливается в ФЗ № 149-ФЗ в статье 3.6 принцип «достоверность информации и своевременность ее предоставления».

Достоверность информации подтверждается данными. Именно данные позволяют доказать достоверность той или иной информации, а следовательно, и правильность, правомочность выводов и решений. Несколько лет назад обрушились на Россию с обвинениями в применении «новичка» в истории Скрипалей — доказательств никаких. Теперь эта же ситуация повторяется с Навальным — данных не предоставляют, несмотря на настойчивые запросы российских правовых органов. Зато результатом и ранее, и сегодня являются ни на чем не основанные санкции против России.

Актуальной проблемой сегодня является правовая защита окружающей среды [2]. Статья 8.4.2 ФЗ № 149-ФЗ обеспечивает право доступа к информации о состоянии окружающей среды. Информация чаще всего неутешительная. Наряду с глобальными экологическими проблемами часто вред окружающей среде наносится по вине людей: это и незаконная вырубка лесных массивов, и истребление животных, занесенных в Красную книгу, и лесные пожары, сознательно организованные или в результате безалаберности человека, и выбросы опасных веществ в водную среду, результатом чего, к примеру, стала гибель миллионов существ подводного пространства на Камчатке. Как соединить право доступа к окружающей среде и правовое обеспечение наказания за нанесение ей ущерба?

Федеральным законом № 149-ФЗ определяются права распространения и доступа (статья 10) и ограничение доступа к информации (статья 9). При современном развитии информационных технологий и систем проконтролировать реализацию этих прав достаточно проблематично: хакеры «взрывают» любую систему, появляются люди, оглашающие запрещенную информацию с целью развенчания ложных или засекреченных данных и т. д. С 2013 года мир следит за историей со Сноуденом. Американский технический специалист и спецагент, бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США, он передал газетам информацию о тотальной слежке спецслужб за информационными коммуникациями своих граждан и граждан других стран, что вызвало жаркие споры о балансе между защитой личных данных и обеспечением национальной безопасности. А Сноуден вынужден и по сей день скрываться от правоохранительных органов США.

В то же время, несмотря на то, что статья 9 «Ограничение доступа к информации» ФЗ № 149-ФЗ гласит в п.1: «Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», ограничение деятельности того или иного канала или информации в Интернете сразу вызывает бурю возмущений правозащитников по поводу «запрета свободы слова». Жизнь диктует необходимость внесения дополнений в Федеральный закон, касающихся мер ответственности за искажение информации.

Русская пословица гласит: «Слово — не воробей, выпустишь — не поймаешь». Информация — то же «слово», даже виртуально произнесенное. И оно имеет прямое отношение к нравственному воспитанию человека. Если старшее поколение, имеющее за плечами долгий опыт реальной жизни, более устойчиво в своих позициях, в трактовке происходящего, то молодежь быстрее поддается воздействию информации. Это нельзя сбрасывать со счетов, осуществляя правовое обеспечение информации и информационных технологий. В информационном правовом поле есть ряд документов, касающихся информационной безопасности детей [см. 3]. И хотя роль электронной образовательной среды в воспитании молодого поколения неоднократно освещается в научной, педагогической среде [4 и др.], вопросы остаются.

К примеру, сегодня решается вопрос о половом воспитании школьников, даже о введении в школьную программу конкретного предмета. Достаточно ли продумано такое предложение? СМИ и так не ограничивают себя в информационных материалах по обозначенной проблеме. Не случайно же Дума адресовала правительству предложение: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения». Время покажет, чем разрешится дискуссия по вопросу полового воспитания в школе, но правовому решению этой проблему (как и многих других в русле нравственного состояния нации) следует уделить должное внимание и, может быть, внести ряд дополнений в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», разработанный и утвержденный в 2006 году. Время и жизнь диктуют свои задачи.

Актуальность правовой защиты информации, влияния информации на социальную ответственность пользователя не вызывает ни сомнений, ни возражений. В то же время жизненная практика политической турбулентности в области правовых норм, факты игнорирования постулатами информационного права в разных сферах жизни свидетельствуют о необходимости расширить правовые постулаты об ответственности за искажение информации и ее распространение, о возрастных ограничениях к ее доступу.

Литература:

  1. Федеральный закон N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  2. Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 429 с.
  3. Ефимова, Л. Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс]: монография / Л. Л. Ефимова, С. А. Кочерга — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 239 c.
  4. Носкова, Т. П. Вызовы века: педагогика сетевой среды: Монография / Т. П. Носкова — СПб.: Изд-во РГПУ им. A. И. Герцена, 2013. — 112 с.
  5. Сиденко, О. А. Манипулятивная политизация социальных конфликтов в условиях посткоммунистических демократических трансформаций, политике и праве / О. А. Сидоренко. — Воронеж: Изд-во «Новый взгляд», 2011. — 286 с.
  6. Чипига, А. Ф. Информационная безопасность автоматизированных систем / А. Ф. Чипига. — М.: Гелиос АРВ, 2017. — 336 c.
  7. Шерковин, Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. — М.: Изд-во «Мысль», 2011. — 277с.
Основные термины (генерируются автоматически): информация, окружающая среда, реальная жизнь, время, достоверность информации, Россия, нравственное воспитание, политическое манипулирование, социальная ответственность, старшее поколение.


Похожие статьи

Развитие представлений о социальной действительности...

В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие...

Похожие статьи

Развитие представлений о социальной действительности...

В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — одна из.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, социально-коммуникативное развитие...

Задать вопрос