Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Мацнева, С. В. Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО / С. В. Мацнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74152/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современных условиях введения ФГОС ДОО отводиться немаловажная роль методическому сопровождению педагогов.

В современной педагогической науке методическое сопровождение привлекает внимание разных научных школ и рассматривается как способ сопровождения педагогического труда (Е. И. Казакова и др.); как механизм управления процессами развития в образовательном учреждении (В. С. Лазарев, А. П. Тряпицына и др.); как средство развития педагогического творчества педагога (М. М. Поташник и др.); как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов, их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е. Р. Блинова, В. И. Зверева и др.).

Прежде чем дать характеристику методического сопровождения педагогов ДОО, остановимся кратко на термине «сопровождение».

В ряде исследований отмечается, что данное понятие вошло в жизнь педагогического сообщества России в первой половине 90-х годов ХХ в., прежде всего благодаря российско-фламандским семинарам, посвященным построению в нашей стране особой системы психолого-педагогической и методико-социальной помощи.

Е. И. Казакова и А. П. Тряпицина подчеркивают, что «использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако лексически — это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечивающего»; то же самое — «помощь» [4. с.125].

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [5].

Е. И. Казакова в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения — это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития — это средство реализации процесса сопровождения [3].

М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [1].

По мнению Л. Г. Тариты, сопровождаемое развитие выступает определенной альтернативой методу «направляемого» развития. В этом плане возникновение метода сопровождения как необходимой составляющей образования продиктовано рядом обстоятельств:

− общей гуманистической концепцией образования;

− ориентацией на развитие личности и общества как самоценности образования;

− опорой на внутренний потенциал развития любой системы;

− осознанием новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития [6].

Как отмечает Л. Г. Тарита, метод сопровождения выступает в качестве «необходимой составляющей поддержки всех инновационных процессов, поскольку он и возник как метод помощи субъекту-носителю той или иной проблемы. Именно с возникновением функции сопровождения на практике реализуется гуманистическая ориентация образовательных процессов [6. с. 51].

Э. М. Александровская, Н. С. Глуханюк, Н. В. Куренкова и др. отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности. Среди видов психологической деятельности в модели сопровождения выделяются следующие приоритеты и их этапность: психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекция, экспертиза.

Т. Г. Яничева понимает под сопровождением систему организационных, диагностических, развивающих мероприятий для педагогов, родителей и детей, создающих оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться [7].

В. Ю. Кричевский, Л. Г. Тарита рассматривают методическое сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности. Сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить (изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации» [6].

О. В. Давлятшина рассматривает методического сопровождения как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессионально-личностные затруднения посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление профессионального опыта, личностное преобразование, актуализацию саморазвития, профессиональный успех педагогов общеобразовательной организации [2].

Анализ литературы показал, что методическое сопровождение деятельности педагога ДОО в большинстве источников рассматривается как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческая технология организации сотрудничества субъектов образования.

Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам ДОО в педагогической деятельности. Необходимо определить отличие методического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи субъектам образования -методической поддержки, который, как и методическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью непрерывного повышения квалификации.

Под методической поддержкой мы понимаем разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки — освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между педагогами, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.

Технология методического сопровождения педагогов ДОО включает последовательность программно-целевых действий (этапов):

1) оценка реальной ситуации, выявление проблем;

2) диагностика и постановка задач;

3) выбор средств сопровождения (форм, методов, типа взаимодействия);

4) анализ полученного результата.

В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, командообразование и др. Эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов ДОО относится: организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это линия носит в главном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми различными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, пособия) и т. д.); создание организационных (работа методических кабинетов) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.; информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Таким образом, сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

В проанализированных источниках сопровождение профессиональной деятельности педагогов предстает как единичный метод, отдельная функция, направление деятельности, элемент культуры. Соответственно, методическое сопровождение педагогов — это правильно организованные действия по реализации ФГОС ДО и внедрению профессионального стандарта в ДОО. Иными словами, это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов ДОО проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Практическая психология в школе /М. Р. Битянова. — М.: Совершенство, 1997. — 296 с.
  2. Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: автореф. дис… канд.пед.наук. / О. В. Давлятшина. — Киров, 2017. — 24 с.
  3. Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. — СПб., 1995. — 32 с.
  4. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. — СПб., 1997. — 160 с.
  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. — 3-еизд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
  6. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: дис… канд.пед.наук. / Л. Г. Тарита. — СПб, 2000. — 145 с.
  7. Яничева Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т. Г. Янычева //Журн. практ. психолога. 1999.№ 3. С. 101–119.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение, методическое сопровождение педагогов, методическая поддержка, метод сопровождения, непрерывное повышение квалификации, организованная деятельность, профессиональная деятельность, процесс, сопровождение.


Похожие статьи

Педагогическое сопровождение как объект методической работы

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования.

Библиографическое описание: Сутковая, Н. В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы / Н. В. Сутковая.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение как объект методической работы

Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования.

Библиографическое описание: Сутковая, Н. В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы / Н. В. Сутковая.

Задать вопрос