Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Мацнева, С. В. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников / С. В. Мацнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74151/ (дата обращения: 19.04.2024).



Реализация основных идей и условий современной систем образования предполагает улучшение содержания и методов работы образовательных учреждений; организацию образовательного процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие. Образовательный процесс пронизан комплексом педагогических условий, обращенных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накапливание опыта общения и взаимодействия с окружающими людьми и культурой.

Субъект-субъектное взаимодействие полагает максимально возможный учет субъективных позиций участников образовательного процесса. Педагог как субъект процесса образования дошкольника — это специалист, умеющий решать проблемы и характерные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Одной из задач педагогов является устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса ДОО — родителями. Главный момент в контексте «дошкольное учреждение-семья» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОО.

О. Давыдова и А. Майер рассматривают достаточно традиционные формы работы ДОУ с семьей под углом компетентностного подхода. Тем самым, считают они, обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. В работе с семьей они постарались оптимизировать традиционные формы работы детского сада с учетом потенциала компетентностного подхода. Все многообразие форм было условно разделено на две большие подгруппы: а) работа с семьей внутри детского сада; б) работа с семьей за пределами детского сада. Реализацию компетентностного подхода О. Давыдова и А. Майер иллюстрируют на примере использования конкретных форм работы с семьей [3].

В соответствии с ФГОС ДО необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи; содействовать повышению компетентности родителей; помочь семье в воспитании и образовании ребенка; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности ДОО.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой «открытой» системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя добрый взгляд на ребенка: видеть в развитии его личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Отношение родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но главное — на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливости, внимания, доброты, чуткости).

Современные родители грамотны, информированы, но очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информацию о детях и работе детского сада. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия с детским садом и поэтому воспитательные функции семьи были сдвинуты на второе место. Поэтому актуальными будут такие формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволят информировать родителей об успехах и проблемах воспитания детей, а также позволят эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом, если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений [4, с.85].

Существуют разнообразные формы включения родителей в жизнь детского сада:

− устное и письменное информирование родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;

− предоставление еженедельных и ежемесячных отчетов о достижениях ребенка;

− приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

Содержание сотрудничества ДОО с семьями воспитанников включает три основных направления:

− психолого-педагогическое просвещение родителей;

− вовлечение родителей в деятельность дошкольной образовательной организаций;

− участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОО.

Для включения семьи в образовательное пространство ДОО, необходимо создавать ситуативные условия:

− социально-правовые: построение всей работы должно основываться на нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОО, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон;

− перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшею перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, планов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОО в интересах развития ребенка;

− информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО и т. д.;

− потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОО и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения: потребностей и интересов семей; стилей семейного воспитания; ребёнка во всех его сферах развития.

Важным этапом в работе ДОО с родителями является развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов, что может быть достигнуто с помощью таких методов, как обсуждение разных точек зрения на проблему, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.

Обсуждение разных точек зрения на проблему настроит родителей на размышление.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает опыт родительского поведения и взаимодействия с ребенком.

Вовремя тренинговых игровых упражнений и заданий родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему.

Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей . Педагог вопросами или высказываниями побуждает родителей к обмену опытом, активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений. Перечисленные формы деятельности предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.

Сегодня педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И на помощь им приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Компьютер становится инструментом для обработки информации, передачи информации, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и родителей.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Анализируя деятельность ДОО «Палермо», хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОО активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, портфолио, игровые технологии и т. д. Данные получены на основе опроса показали, что 60 % педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 40 % — начинающих пользователей; 40 %- пользователь; 20 % — продвинутый пользователь.

Несмотря на то, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают включение родителей в активное участие в педагогический процесс детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В тоже время информационные и особенно телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Создание сайтов для взаимодействия с родителями нашли своё отражение в ряде нормативно-правовых документах. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [ст. 28, п. 3.21] указывает на «обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»». Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 обязывает образовательные учреждения иметь официальный сайт и размещать на нём определённую информацию.

Одним из видов такого взаимодействия служит блог, расположенный на сайте ДОО, и группа, созданная родителями и педагогом, через сотовую связь, для мгновенной передачи информации друг другу.

Наличие блога и группы (в сотовой связи) расширяют возможности педагогов, и родителей, повысить эффективность социального взаимодействия при обучении и воспитании дошкольников. Их удобства и преимущества заключаются в информировании об особенностях развития ребенка, рекомендации логопедов и психологов. Посредством блога можно рассказывать родителям о новостях или предстоящих мероприятиях. Просмотреть сетку занятий, меню на день, фотоотчёт, касающийся жизни ребёнка в ДОО. Просмотреть методики воспитания детей дошкольного возраста, опираясь на их возрастные особенности. Выйти на полезные ссылки, статьи. Ознакомиться с текстами стихотворений, песен для заучивания. Так же родители могут оставить свои предложения и комментарии. Ну и конечно происходит незамедлительно обратная связь между воспитателем и родителем.

Однако существует большое количество нерешенных вопросов в данной области и отсюда возникают проблемы:

− каково внедрение нового подхода социального взаимодействия;

− заменит ли существующие традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьёй;

− какое содержание и методы нужно и можно использовать, применяя блог, группу как средство взаимодействия с родителями;

− как повысить компетентность педагога в области использования блога.

Наши исследования показали, что информационное взаимодействие с родителями в ДОО будет эффективным при соблюдении следующих условий:

− компетентности педагогов при использовании информационно компьютерных технологий;

− учете актуальных образовательных потребностей родителей; их интересов и запросов; при отборе содержания методических материалов;

− возможности установления оптимальной «обратной связи» педагогов с родителями.

Таким образом, телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и ДОО играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. Работа сайта дошкольного учреждения позволит создать условия для открытости образования и формирования новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса в дошкольной организации; внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения; повысит заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОО.

Семья и дошкольная организация — два важных социальных института. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен и положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДО и членов семей воспитанников.

Литература:

  1. Андреева Н. А. Оптимизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, 2008. -106 с.
  2. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 6.
  3. Давыдова О., Майер, А. Детский сад — семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 5.
  4. ИвшинаЗ. И. Инновационные формы воспитательной работы / З. И. Ившина // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 8.
  5. Майер А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ. — СПб.: Детство-Пресс, 2012. -175 с.
  6. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. -СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 78 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, образовательный процесс, взаимодействие, педагог, ребенок, семейное воспитание, семья, педагогический коллектив, процесс воспитания.


Похожие статьи

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Детский сад и семья «оторваны» друг от друга. При всем том, что семья выступает

Вот поэтому коллектив нашего МБДОУ уделяет особое внимание развитию сотрудничества

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

Похожие статьи

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Детский сад и семья «оторваны» друг от друга. При всем том, что семья выступает

Вот поэтому коллектив нашего МБДОУ уделяет особое внимание развитию сотрудничества

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

Задать вопрос